Главная кинопремия мира состоится совсем скоро. Самое время перемыть косточки номинантам главной секции и сделать прогнозы.
Прошедший год был непростым для киноиндустрии. Многие фильмы попросту не вышли в прокат, а ведь именно прокатный продукт в обычных условиях составляет костяк конкурсантов. Однако 2020-й, ставший годом стриминг-платформ, диктует свои правила. Итоговый шорт-лист можно описать одним словом: «компромисс». А концепция мероприятия окончательно превратилась в остросоциальную повестку, хотя до вступления новых регламентов, обязующих номинантов соответствовать ограничительным критериям, еще три года. Дрессировка идёт по плану.
Но давайте все-таки обратимся к номинантам. Их 8:
«Отец»
реж. Флориан Зеллер
Драматург с безупречной репутацией Зеллер может открывать шампанское, независимо от того получит его фильм заветную статуэтку или нет. Дело в том, что для француза фильм «Отец», поставленный им по собственной пьесе, стал режиссерским дебютом и тут же попал в шорт-лист премии. Неплохо, а? Однако, снятая на языке деменции камерная драма — не «Оскар»-формат, хотя, безусловно, и яркое киноявление с выдающейся актерской игрой. А вот Энтони Хопкинс свою награду заслужил, но тягаться ему приходится со священной памятью Чедвика Боузмана (номинирован посмертно за роль в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»), поэтому почти без шансов.
«Звук металла»
реж. Дариус Мардер
Дариус Мардер тоже вносит свою лепту в опровержение задерганной присказки про первый блин. Его инди-драма пусть и скромнее, чем проба пера Зеллера: сюжетная канва без претензий на гениальность, рассказ линейный, в главной роли Риз Ахмед — хотя актер уже и доказал свою актерскую исключительность, все-таки он ещё не Энтони Хопкинс. История глохнущего барабанщика, со слухом теряющего смысл жизни, всем хороша, но для «Оскара», честно признаем, слишком неконфликтна.
«Манк»
реж. Дэвид Финчер
У черно-белой кинематографической хроники Финчера больше всего номинаций. Однако вряд ли хоть половина куколок превратится в бабочек. В том году в подобном положении находился «Ирландец» Скорсезе, заставивший киносообщество преклониться перед своей мощью, но при этом оставшийся непонятым: в итоге 0/9. Правда есть у «Манка» очевидная фишка — он красивый реверанс в сторону истоков Голливуда, памятью традициям которого (вроде как) является премия. Однако, как мы помним, тарантиновскому «Однажды в… Голливуде» подобное ностальгическое признание не помогло.
«Иуда и черный мессия»
реж. Шака Кинг
Одно из нововведений для отбора на «Оскар» гласит, что по меньшей мере один из исполнителей главных ролей или ролей второго плана должен иметь азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение. Светлокожие актеры в регламенте не указаны, якобы по умолчанию ясно, что их в фильме будет «несправедливое» большинство. Тут-то Шака Кинг и снимает свой фильм с единственным актером неафроамериканского происхождения в основном актерском составе. Обусловлено это исторической подоплекой: фильм повествует о радикальной организации «Черные пантеры», борющейся за свободы темнокожего населения Штатов. Проект относится к волне black cinema — вполне себе кинематографический термин, не таящий ничего оскорбительного. А вот ‘White cinema’, как вы понимаете, не существует :) В общем, не удивительно, что многие считают «Иуду и черного мессию» темной лошадкой, но если не брать во внимание завуалированный социальный вызов, то фильм Кинга мало чем выделяется среди конкурентов.
«Минари»
реж. Ли Айзек Чун
Созерцательное и душевное кино о семейных ценностях по-новому препарирует тему американской мечты. Сложно назвать фильм претенциозным, но у него фактически нет недостатков, зато есть легкость и новое звучание. Пожалуй, единственное, что оттесняет его в конец списка — происхождение: Айзек Чун — этнический кореец и фильм его о корейцах. И не было бы в этом никакой загвоздки, если бы не прошлогодний триумф «Паразитов». Последовательная победа продукта с корейским акцентом на американском конкурсе может быть понята превратно.
«Девушка, подающая надежды»
реж. Эсмиральд Феннел
Фильм из категории «кровь за кровь», скроенный, однако, по новым лекалам. Героиня Кэри Маллиган (у нее все шансы получить индивидуальную награду) мстит мужчинам, готовым воспользоваться беззащитным состоянием девушек для удовлетворения своей похоти. Проект Феннел — рука ментальной поддержки женщинам всего мира, столкнувшимся с домогательством и насилием, а также надежда на осознанность социума, обязанного искоренить этого демона в светлом будущем. Тот случай, когда внимание к фильму, а значит и к освещаемой им проблеме, уже можно расценивать как победу. Вероятно, так посчитает и жюри.
«Суд над чикагской семеркой»
реж. Аарон Соркин
Пожалуй, самый «зрительский» фильм секции: округлый сценарий, динамичное (в сравнении с соседями по номинации) повествование, историческая база, игра жанров. С одной стороны ориентация на массы — выгодно выделяет проект, с другой — выбрасывает из эпицентра борьбы: в последние годы «Оскар» держит курс на концептуальность, привечая арт, а в фильме Соркина его нет. К тому же фильму для уверенности не достает других важных номинаций: «Лучший режиссёр», «Лучшая роль».
«Земля кочевников»
реж. Хлоя Чжао
Фильм, который называют самым ярким кинособытием года, торжественно шествует по всевозможным фестивалям, собирая главные призы и держа курс на пьедестал премии «Оскар», на который, вероятно, и поднимется. Хотя очевидно, что для «Оскара» он слишком особенный: он и глянцевая награда существуют в разных измерениях. До сих пор академия подобным фильмам предпочитала более жанровое кино, однако до сих пор была и конкуренция. В этот же раз все говорит о том, что премия пройдет по особому, новому сценарию. К тому же режиссер фильма — женщина, а их, как известно, наградами в самых интересных номинациях не часто балуют. Возможно, пора это исправить?
На канале уже есть статья о фильме «Отец». О каких ещё кандидатах на «Оскар» вам бы хотелось узнать более подробную информацию?