Недалеко от славного города Александрии в маленьком скиту жил старец-отшельник. Этот монах слыл среди людей мудрецом и подвижником, поскольку проводил дни свои в благочестии, тяжелом труде, посте и молитве. За свою немалую жизнь монах прочитал множество духовных книг.
Миряне приходили к старцу с бедой и получали утешение. Приходили с вопросами и получали ответы. Ежедневный быт отшельника был непрост, требовал много сил и терпения. Но монах старался находить время для каждого посетителя, хотя в глубине души и тяготился необходимостью общаться с людьми.
Ведь был он слугой Божьим, в то время как, далеко не каждый ищущий с ним общения человек хотел говорить о Боге. Молодая девица искала совета о том, как выйти замуж. Купец просил помолиться о том, чтобы не сорвалась очень важная сделка. От того все чаще в душе монаха возникало раздражение на всех этих людей.
Виделось отшельнику, что отвлекают его посетители от уединенной монашеской жизни, духовных раздумий и сокровенных молитв. Знал монах, что раздражение это от лукавого, а сделать с ним ничего не мог.
И вот однажды обратился он в молитве к Господу и вопросил о помощи:
— Пошли, Господи, мне терпения принимать каждого человека, не осуждая и не оценивая. Помоги не раздражаться на приходящих ко мне людей, а вместо этого служить им от чистого сердца.
И услышал подвижник глас Божий:
— Иди в город Александрию. Найдешь там Актеона сапожника, он самим ангелам служит. У него и учись.
Утром следующего же дня отправился старец в Александрию, чтобы выполнить те указания, которые сползал ему Господь.
Найти сапожника Актеона оказалось несложно, поскольку был он мастером в городе известным и весьма почитаемы. Когда же старец увидел, в каком большом и богатом доме проживает мастер Актеон, то начал переживать, что тот и вовсе откажется принять отшельника.
Ведь у славного ремесленника наверняка много работы. Да к тому же было явлено, что тот самим ангелам служит. Что такому великому человеку до скромного монаха?
Но сомнения подвижника оказались напрасными. На пороге дома его встретила одиннадцатилетняя дочь мастера и пригласила пройти в гостевую комнату. Там девочка угостила старца чаем со сладостями. В скором времени пришел и сам Актеон.
Был он видным мужчиной. Высок ростом, широк в плечах и чернобород. По глазам, лицу и тону голоса было понятно, что человек он волевой, суровый и вместе с тем сдержанный, коим и подобает быть истинному христианину.
— Приветствую, Вас отче, чем могу служить? — проговорил мастер. Голос его был исполнен столь глубокого почтения, что все страхи и сомнения, кои до того обуревали монаха, разом улеглись, а сердце исполнилось уверенностью.
— Уважаемый мастер Актеон, — начал старец, — мне было явлено, что вы человек богатый духовными деяниями. Я обычный монах, и возможно моя просьба покажется вам странной. Но буквально вчера мне было знамение: найти вас и учиться у вас благочестию. Не сочтите, мастер, сие блажью выжившего из ума старика и нижайше прошу удовлетворите мою смиренную просьбу.
Слова монаха очень удивили сапожника Актеона, и тот ответил:
— Не знаю, отче, чему я могу вас научить. Сам я ни перед людьми, ни уж тем более перед Богом не могу погордиться благими деяниями. Не могу похвастаться щедростью, поскольку никогда не давал больших денег посторонним людям. Никогда строго не придерживался поста. Святого Писания практически не читал, а церковь посещаю лишь по праздникам. Не думаю, что смогу чему-то научить столь ярого подвижника, как вы...
На этом месте мастер сделал паузу, задумавшись, после чего продолжил:
— Хотя, пожалуй, одно богоугодное деяние за мной все же имеется. Я каждый день с полным усердием соблюдаю отцовское повеление. Объявляю войну собственному тщеславию.
Когда я был юным и только учился сапожному мастерству, мой, ныне покойный, батюшка повелел мне следующее. Чтобы каждое утро я представлял себя великим грешником, недостойным Царства Божия. А всех людей, кто обратится ко мне сегодня за услугами, светлыми ангелами. Будто бы своим обращением они оказывают мне величайшую честь, давая возможности послужить им.
Прошло много лет. — продолжал мастер. — Я стал известным умельцем, чья работа стоит дорого, а заказы расписаны на месяцы вперед. Но каждый день я исполняю то повеление, которое дал мне тогда отец. Кто бы ко мне не обратился, будь то бедная старушка за набойкой на стоптанные башмаки или всеми чтимый вельможа, никому я не смею отказать в просьбе. И каждому стараюсь служить будто ангелу небесному.
С тех пор никогда более у мудрого отшельника не было раздражения на пришедших к нему людей. Когда очередной путник посещал его пустынь, то встречал в глазах старца живейшую радость. Будто бы ни нуждающийся в совете и духовной поддержке человек, а сам светлый ангел почтил подвижника своим благословенным визитом.