В мифологии древних шумеров никакого повелителя Ада не было, не было и самого Ада. Если обратить внимание на мифы древнегреческие или древнеримские они также не имели персонажа, который мог бы походить на Дьявола. Не было его и у древних египтян. Понимания единого представителя всех злых сил нет и у иудеев. Славянам историю о Дьяволе принесло христианство. У мусульман появился Иблис.
Есть ряд персонажей, которых чаще всего называют тем самым царем преисподней. Якобы кто-то из них правит Адом и является Сатаной или Дьяволом.
Сатана и Дьявол
Сатану славянам принесло христианство, собственно, как и Дьявола. Нужно понимать, что так называемое одно из имен властителя Ада произошло от слова satan- противник, обвинитель. Только в качестве противника данный персонаж выступает против грешников, а не против Бога. Дьявол же в переводе с древнегреческого означает «клеветник». По сути своей Сатана служит Богу. А в качестве так называемых обвинителей может выступать ряд архангелов, которые именуются ангелами-смерти, ангелами-наблюдателями и вероятно есть и исполнители, которые наказывают грешников. Логично предположить, что есть у них и один из предводителей, который и должен быть Сатаной.
Сатанаэль
Он упомнят в книге Еноха, этот ангел возглавляет целый отряд ангелов-наблюдателей григори. Их совместно с Сатанаэлем изгнали с небес. Енох в своей первой книге называет данного ангела Семиаза, предположительно деятельность его до падения с неба описана в Книге Юбилеев там ангела зовут Мастема. Однако категорично утверждать, что речь идет об одном персонаже нельзя.
Мастема
По описанию Мастема больше всего походит на роль того самого противника людей Сатану. Он не просто не верит в безгрешность человеческого рода, а провоцирует каждого на грех. Его служение Господу было беспрекословным. Он действовал исходя из его воли. Поэтому попытки доказать грешность Иова и совершенно жуткие испытания Мастема посылал только с разрешения Господа. Он же спровоцировал Авраама на убийство, собственного сына, которое было остановлена Самэлем. Мастему в некоторых источниках отождествляют с Велиалом.
Велиал
По некоторым мифам Велиал был ангелом-смерти. Свои обязанности выполнял хорошо, поэтому считался одним из самых достойных ангелов на небесах. Однако по некоторым источникам гнев его был направлен на падших ангелов и демонов. Он был создан раньше всех, возглавлял целые легионы демонов, был воплощением зла. Если верить Ветхому завету, Велиалу отведено первое место на Страшном суде.
Самаэль
Спорная фигура в мифологии. Он во многих культурах именовался самим Богом и создателем. Однако часто описывается как ангел-смерти. Его же называют Дьяволом. Мишна именует данного ангела главным стражником Эдема. Если верить учением Каббалы, то ангел этот находится в пятой сефире Гебура. Она означает сдержанность и связана с планетой Марс, которая в свою очередь подвластна Самаэлю как указано в некоторых источниках.
Люцифер
Из-за мифа о падении Люцифера, его быстро усадили на дьявольский трон, назвали Сатаной и обвинили во всех смертных грехах. Но Люцифер не описан нигде в качестве ангела-наблюдателя или обвинителя, не был он назван ни разу и ангелом-смерти. Соответственно его невозможно отождествлять с противником людей.
Азазель
Данного падшего ангела причисляют в Дьяволу только потому-то, некоторые источники отождествляют его с Люцифером. Однако скорее всего речь идет о разных ангелах. Азазель упал вместе с Сатанаэлем. Оба эти ангела были жестоко наказаны за непослушание. Но упали первыми из всех падших.
Азраэль
Еще один ангел-смерти который наказывает грешников. У мусульман в качестве Сатаны выступает Иблис. Он был стражником при Боге, но отказавшись поклониться человеку, был изгнан с небес и получил иное имя Азраил. Мусульмане считают его, собирателем душ. Но данный ангел есть не только в их писаниях. Он присутствует в текстах «Откровения Павла». Правда назван там Эсраилом. Ангел этот истязает грешников вместе с архангелом Уриилом.
Бафомет
В четырнадцатом веке, начался громкий процесс над рыцарями ордена Тамплиеров. Их обвиняли в поклонении Сатане. Собственно, Сатаной выступала скульптура Бафомета. Рыцари под пытками признались в поклонении Сатане и были сожжены на костре. Они описывали этого идола как некое существо с четырьмя головами у которого было три ноги, а также гендерные черты обоих полов. По мифам вывезли рыцари странного идола из какой-то азиатской страны, там ему поклонялись и считали богом. Описание первоначального вида Бафомета противоречит тому рисунку, который был представлен оккультистом Элифасом Леви. Хотя автор утверждал, что образ этот собирательный. Символом церкви Сатаны Бафомет стал только в восьмидесятые годы прошлого века. Именно тогда он стал активно называться Сатаной и Дьяволом.