Найти тему

Как правильно зарегистрировать домен

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о вынужденной смене доменного имени из-за халатного отношения к регистрации прав на его использование.

google
google

Кажется, что всё просто. Перед выбором доменного имени для регистрации нужно проверить, нет ли вашего планируемого названия в реестре зарегистрированных словесных товарных знаков. По российским законам регистрация доменного имени оформляется, как правило, как товарный знак, гораздо реже — как наименование места происхождения товара. Поискать можно, как минимум, на сайте Координационного центра национального домена сети Интернет (КЦНДСИ, https://cctld.ru/). Если вы таких совпадений не нашли, покупайте домен и запускайте регистрацию товарного знака.

Но «просто» кажется до тех пор, пока к вам на почту не прилетает «письмо счастья», что вы используете домен, тождественный или схожий с чужим товарным знаком. Или вы замечаете в интернете сайты-клоны вашей компании: рядом с вашей it-company.ru появляется it-compani.ru с почти таким же наполнением сайта и услугами.

Вот тут и возникают нюансы. Море нюансов.

1. Нельзя просто так взять и подать в суд на компанию за использование своего товарного знака. Сначала нужно узнать, кто владелец домена, похожего на ваш, иначе дело завернут. Найти владельца помогают сервисы вроде Whois.

2. Споры для российских доменных зон (.ru и .рф) и доменных зон типа .org, .info, .com и т. д. регулируются двумя разными документами. Российские домены находятся в юрисдикции КЦНДСИ. Он же устанавливает и правила регистрации (https://cctld.ru/files/pdf/docs/rules_ru-rf.pdf), и порядок разрешения споров (https://cctld.ru/files/pdf/docs/litigations.pdf). К доменам верхнего уровня применяется Единая политика разрешения споров о доменных именах (UDRP). Как показывает опыт, досудебные споры по российским доменам решать муторнее.

3. Доменные споры могут рассматриваться также в административном порядке, в рамках дела о нарушении конкуренции в антимонопольных органах и непосредственно суде. Однако на исход спора во всех случаях сильно повлияет не только наличие или отсутствие документов о товарном знаке, но и время его оформления. По этой причине, кстати, Nissan так и не смог забрать себе домен nissan. com, а Swatch, наоборот, отсудил домен swatch. ru.

В моей практике часто бывали случаи доменных споров между бывшими руководителями, которые регистрировали домены компании на своё имя, и самой компанией, желающей получить права на используемый ею домен.

Также были и любопытные кейсы по установлению принадлежности домена. Недобросовестная компания-конкурент зарегистрировала домен на «левую» фирму и начала размещать на сайте информацию, прямо нарушающую конкуренцию. При разбирательстве в ФАС её представители с хладнокровным видом отрицали причастность к домену. Однако мы доказали, что коммерческий интерес в отношении использования домена был именно у этой компании-конкурента, так что её всё-таки удалось привлечь к ответственности.

Вывод: спор о доменах в России — это про своевременное и правильное оформление интеллектуальных прав. Если вам нужна помощь в правильном оформлении и защите доменов или в решении конфликта по доменам, напишите мне.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц