Найти тему
Ерофей и его заметки

Советские танки и советский художественный авангард, ч.6

Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Художница Е.С. Зернова и её танки Т-26.

Советские танки и советский художественный авангард, ч.6

В предыдущих частях мы посмотрели на запечатлённые художницей Е.С.Зерновой многочисленные танки МС-1 и БТ. Пришла очередь её «эпической» картины 1933 года «Наступление танков». На которой присутствует ещё один символ отечественного танкостроения тридцатых годов. Лёгкий танк Т-26.

Е.С. Зернова, «Наступление танков», 1933 г.
Е.С. Зернова, «Наступление танков», 1933 г.

Но прежде чем перейти непосредственно к танкам, посмотрим на некоторые другие детали картины.

Что тут бросается в глаза прежде всего?

Можно, конечно, сказать, что внимание сразу привлекает страдальческие выражения лиц пулемётного расчёта, тянущего за собой «максим». Пока коллеги весело и сосредоточено бегут рядом налегке, с «трёхлинейками», пулемётчики тащат по кочкам и корягам свой пулемёт. За тридцать килограммов сам «максим» и ещё столько же – его станок. То ещё удовольствие.

«Максимы» на любой вкус. И даже на тачанках. Музей техники Вадима Задорожного. Фото автора.
«Максимы» на любой вкус. И даже на тачанках. Музей техники Вадима Задорожного. Фото автора.

На примере этих музейных пулемётов можно быстренько проследить эволюцию (хоть и не с самого начала) знаменитого «максима» в России и СССР.

От пулемёта образца 1910 года, с характерным гладким кожухом. Через образец 1910/30 года, с привычно узнаваемым рифлёным кожухом. К варианту 1940 года – с широкой горловиной для залива воды. Идею подсмотрели у финнов – в такую горловину не только проще было воду заливать, но и можно было заталкивать снег со льдом.

Логично предположить, что на картине Зерновой бойцы волокут пулемёт образца 1910/30 года. Уж таких штуковин художница повидала много, у неё есть множество рисунков и эскизов всяких пулемётов. Не только «максимов», но и такой экзотики, как американский Кольт-Браунинг M1895 или французский Сен-Этьен образца 1907 года.

Е.С. Зернова, «Пулемёт», 1930-е. Тут кожух водяного охлаждения явно изображён гладким.
Е.С. Зернова, «Пулемёт», 1930-е. Тут кожух водяного охлаждения явно изображён гладким.

Но самое интересное тут не в пулемёте и не в танке. Самое интересное в касках красноармейцев.

Мы-то больше привыкли к виду СШ-40. Той самой «каске» времён Великой Отечественной. Вид более ранней модели, СШ-36, «ушастенькой» «халхинголки», особого удивления тоже не вызывает. А тут, на картине, французская каска Адриана!

Впрочем, и это тоже не слишком удивительно. Шлем M1915, более известный по имени генерала Адриана, использовали не только французы. И не только во время Первой Мировой войны.

Русский вариант каски Адриана в ЦМВС. Фото автора.
Русский вариант каски Адриана в ЦМВС. Фото автора.

В русскую армию каски Адриана попали в 1916 году. На место французской пылающей гренадёрской гранаты приделали имперского орла, на том «переделки» и закончились. Зачем на такую утилитарную вещь понадобилось лепить такую сложную деталь – непонятно.

Ну и в наследство от царской армии, эти каски достались РККА. Орла убрали, а на его место приделали здоровенную красную звезду. Так и получились те каски, что мы видим на картине Зерновой.

Что ж, до танков на картине мы так и не добрались. Поглядим на них в следующий раз.

Продолжение.