В 90-е годы слушать рэп было не то что бы зазорно, но какого-то широкого интереса он не вызывал в той среде где я вращался. Годами складывался стереотип, что всё лучшее в музыке создано с помощью гитар. В редких случаях дозволялось интересоваться электронной музыкой, но не забывать о том, что все-таки именно гитарная музыка настоящая. Всё остальное от лукавого. При слове же рэп было принято кривить лицо и всячески изображать негодование.
Вспомните сами, какие надписи тогда красовались по подъездам и на стенах домов. «Цой жив» и « Nirvana ». « Punks not dead » и « Metallica ». Иногда ещё встречалось « The Prodigy ». Но то списывали на какое-то помутнение рассудка у подростков. Да и всегда же существует исключение лишь подтверждающее правило. Правило же было ровно одно – музыка должна быть живой. Гитара, бас барабаны и вокалист у микрофона.
Тем не менее, некоторые всплески интереса к хип-хоп культуре в 90-е встречались. С ним экспериментировал Дельфин, который, правда, в итоге отошел полностью к разделу рок музыки. Доносились до нас и голоса из-за океана. Как минимум Coolio с его «Gangsta’s Paradise» мы все точно слышали. Иногда всплывали и другие звёзды речитатива, но о существовании такого персонажа как Afrika Bambaataa я узнал лишь в конце нулевых годов.
Мой близкий друг выдал мне диск с загадочным названием «Planet Rock: The Album» при этом улыбаясь. Вроде как слово «рок» и было на обложке, но то, что было внутри, было совсем другой музыкой. Самое же странное, что мне эта штука понравилась. При этом я отдавал себе отчёт, что услышь я этот диск на десять лет раньше, то не смог бы оценить его по достоинству. Из-за наших провинциальных стереотипов мы всегда делили музыку по жанрам. И, к сожалению, всё это разделение происходило не для удобства в общении, а для сортировки на условное наше и не наше. Естественно хип-хоп был по какой-то причине не нашей музыкой.
При этом если вдуматься, то ведь все эти первые хип-хоп исполнители несильно отличались от панков или тех же скинхедов. Я не веду речь об идеологии, да и в принципе вся эта идеология штука очень хрупкая, когда переходит с бумаги в реальность. Я размышляю именно об образе жизни. Так вот уже сейчас, когда я вырос и кое-что почитал по теме молодежных субкультур то для меня, очевидно, что какой-нибудь панк с окраины Лондона имел куда больше общего с молодым рэпером из гетто в Нью-Йорке. И тот и другой естественно были частью моды, но они же были и людьми зачастую занимавшиеся противоправной деятельностью.
А уж если брать Нью-Йорк образца 70-х годов то станет очевидно, что он был поделен между различными группировками. Драки, поножовщина, какие-то споры с применением огнестрельного оружия. Таков был тогда американский мир простых парней с окраин. И ведь то же самое было и в среде, как панков, так и скинхедов. Все эти молодые люди не отличались интеллигентностью, а жили по большому счёту одним днём. Почему же у нас рэп культура не могла долго прижиться объясняется очень просто.
Русский рок когда-то был действительно передовым явлением, но он очень быстро законсервировался и уже не давал прохода ничему новому. Естественно это происходило без злого умысла, но из-за отсутствия минимальной музыкальной индустрии в начале 90-х старая гвардия упорно штамповала всё по западным канонам 70-х, а молодёжь попросту не имела вообще возможности что-то делать и как-то смотреть шире по сторонам.
На западе-то модель музыкального бизнеса была совсем иной. Это всегда было сферой развлечений и не более того. Просто посмотрите на этот снимок. Здесь спокойно себе уживаются Debbie Harry , Joey Ramone , Iggy Pop , Lenny Kravitz и Donna Summer . И естественно Afrika Bambaataa здесь тоже присутствует.
Ни у кого подобные сплетения представителей абсолютно разных жанров никогда на западе не вызывали негодования. Iggy Pop станет, что ли хуже как певец от того, что запишет песню вместе с рэпером? Или Joey Ramone будет меньшим панком от такого мероприятия? Конечно, нет. Всё это наоборот можно рассматривать как пример нового опыта.
Возвращаясь же к человеку по имени Afrika Bambaataa, могу отметить, что может быть его альбомы и не поразили меня, но точно показались интересными. Тем более не просто так его называют крёстным отцом хип-хоп культуры. Именно он был одним из первопроходцев в этом жанре. И пусть он и не использовал живые гитары, но это никак не отменяет того, что его творчество так же интересно, как и творчество группы «Pink Floyd».
К слову и само определение жанра «хип-хоп» приписывают именно этому исполнителю. Он его впервые использовал, ещё в конце 70-х проводя свои вечеринки. Цель же он ставил перед собой простую - увести подростков с улиц. Потому что сам на них вырос и прекрасно знал, какая там царит атмосфера. Конечно же, мир преступных банд Нью-Йорка он не смог полностью изменить. Но то, что он изменил мир музыки это факт.
Сегодня же этому мощному мужику исполняется 64 года. Так что с днём рождения. И могу пожелать ему лишь выпуска новых альбомов. Тем более их он не выпускал уже более десяти лет.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.