Найти в Дзене
SOTA

ФБК – экстремисты?

Под вечер пятницы, любимое время властей для совершения мрачных дел, прокуратура потребовала признать ФБК и все остальные структуры Алексея Навального экстремистскими. Давайте подробно разберемся, что это значит.

Как говорится в сообщении столичной прокуратуры, она провела проверку организаций и пришла к выводу, что «фактическими целями их деятельности является создание условий для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария «цветной революции».

Стоит ли говорить, что деятельность ФБК не может являться экстремистской в принципе? Давайте по фактам. Есть УК РФ, ст. 282.1. Там дано определение экстремистским преступлениям, которыми являются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы

Пленум ВС № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» отмечает, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, убеждений, обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Черным по белому сказано, что критики власти недостаточно, чтобы стать экстремистом. Иное бы противоречило свободе слова, закрепленной в Конституции, Европейской конвенции о правах человека, постановлениям ЕСПЧ, в которых неоднократно говорилось о том, что критика власти — это нормально, она даже может быть шокирующей и жесткой.

Честно сказать, сложно даже притянуть ФБК к экстремистам. Н только не прокуратуре.

Чем это грозит. В случае признания структур Навального экстремистскими всех сотрудников ждут уголовные дела. Сложно сказать, поголовно ли будут сажать или выборочно. Но формально, если участвуешь в экстремистской организации, то будь добр нести уголовную ответственность.

Что будет с активистами – остается только догадываться. Всех пересажать вряд ли получится. Ресурсов не хватит: колонии не бесконечны, судьи и следователи тоже. Сторонников у Навального сотни тысяч. Вряд ли удастся всех наказать. Плюс это может повлечь масштабный протест. Родственники осужденных начнут бунтовать. Сотни тысяч осужденных и в разы больше неравнодушных родственников.

Но вот преследовать для устрашения случайных людей или тех, кто стоит поперек горла власти – без проблем. Возмущений будет не так много, чтобы не суметь их подавить.

Активистов, участвующих в протестах, до признания ФБК экстремистским, вряд ли будут трогать. Хотя, если установят, что человек осознавал, что участвовал в противоправных акциях и у него был умысел на разжигание вражды, то притянуть к уголовке можно. Насколько это законно говорить не приходится.

Также за распространение символики экстремисткой организации (в том числе и за старые посты!) людей ждет административка. А к символике относятся фирменные значки ФБК, Н, АН, 2018.

Сомнений в том, что суд удовлетворит требования прокуратуры, у нас нет. Наступает, действительно, мрачное время для страны. Это будет решение суда, которое поменяет жизни людей. Власть всё больше и больше ощущает свою вседозволенность.

Алина Винтер