Привет!
Родственники или знакомые (в основном те, которые давно родители), когда узнают, что я веду книжные блоги и работаю с детьми, говорят:
Какая молодец! Книги читает! А вот мой ленится. Я ему подсовываю книжки, а он даже смотреть на них не хочет. Ну что с ним делать?!
Знакомая ситуация?
Сейчас объясню, что не так с такими «заботливыми» поступками родителей.
Спойлер: ответ в самой цитате.
Чтение = работа, нежелание читать = лень
Как по мне, это неправильная, однобокая позиция. Если ты лежишь на кровати, то обязательно бездельничаешь? А если после трудного дня? Может, просто отдыхаешь?
Так и с книгой. Ребенок, особенно подросток, «работает постоянно»: его мозг занят получением и анализом нового материала КАЖДЫЙ день. Уроки, общение с друзьями, секции — каждый день новые знания и впечатления.
Почему чтение нужно считать трудом? Нет, наоборот, не надо закладывать в мозг ребенка мысль, что чтение должно быть трудным и непонятным.
Вы сами перед сном или на свежем воздухе читаете книгу, чтобы «потрудиться» или чтобы отдохнуть?
Ребенок не хочет читать книги, которые ему «подсовывают»
Поколение молодых родителей изучают вопросы о том, как не навредить ребенку психологически, как не заложить в нем ложные убеждения (либо убеждения родителей). Я думаю, что это правильная тенденция.
К сожалению, более старшее поколение еще носит в себе идею «я твой родитель, я лучше знаю, что тебе надо». Так и с книгами.
Вот вы «подсовываете» правильную, на ваш взгляд, книгу. А что дальше? Уходите и смотрите из-за угла, как ребенок отреагирует? Если бы вы оказались на его месте, то сразу раскланялись бы и побежали читать?
Правильно — нет. Сила маркетинга в том, что он наводит вас на мысль: да, эта, хм, йогуртница и правда мне нужна. Для этого маркетологи используют разные приемы. Так и с книгами: наведите ребенка на мысль, что эту книгу стоит прочитать.
Банально: расскажите о ней. Вы же почему-то ее «подсовываете» ребенку. Расскажите о своих впечатлениях, ведь вы являетесь для ребенка авторитетом. Не надо ему эту книгу продавать или подкидывать на стол.
И что делать-то?
Вот мои советы:
1. Подавать личный пример. Ребенок должен видеть вас с книгой и должен понимать, какие чувства вы испытываете после прочтения произведений. Поделитесь впечатлениями — попробуйте заинтересовать.
2. Не упрекайте. Не говорите: «Вот Маша у такой-то подруги половину домашней библиотеки перечитала. А ты у меня что, хуже что ли?». Не хуже, просто он другой. Каждый знакомится с книгами, когда готов к этому. Проверено на опыте.
3. Не обесценивайте интересы: если ребенок читает Кинга или подростковую литературу — пускай! В чтении важно первое впечатление. Рано или поздно ребенок сам придет к чтению более осознанных произведений.
4. Не вмешивайтесь в процесс. Никаких «а ну перескажи», «муть какая-то». Ни-ког-да! Лучше поинтересуйтесь: как тебе книга? Что тебя в ней «цепляет»?
5. Поддерживайте книжные увлечения. Рассказывайте, что читали в возрасте вашего ребенка. Он знает, что раньше книги было сложно достать? Обсуждайте обложки, иллюстрации, делитесь впечатлениями. Показывайте, что чтение — это новый мир. И мир, который живет внутри каждого человека.
Да, я не родитель. Но я помню, что мешало мне начать читать книги в детстве, почему я их так не любила. И помню, как началась эта любовь.
Всем хорошего дня и приятного чтения!
#родителям #дети #подростки #чтение #разговоры с детьми #общение #книги #советы