Найти тему

Казахстан. Мангистау

Продолжение истории одиночного путешествия по странам Средней Азии на автомобиле Toyota Land Cruiser 100

Ссылки на предыдущие и последующие части: в конце рассказа

Назовите страну на букву «М»? #Казахстан…

Проведя два дня за написанием отчетов, я решил, что пора с таким графиком завязывать. В конце концов, нужно себя дисциплинировать и хотя бы по чуть-чуть писать каждый день, как бы сложно это не было, а в «цивилизацию» выбираться только для их публикации в сети.

Помня свой предыдущий опыт посещения Казахстана зимой, во время участия в Экспедиции Трофи в 2013 г., и созерцая многочасовые степные виды по дороге в Астрахань – я ничуть не сомневался, что в дальнейшем, после горных пейзажей Грузии, уровень адреналина у меня в крови будет постепенно спадать. Единственная надежда была возложена на загадочный Мангистау.

Википедия: #Мангистау ( #Мангышлак ) - полуостров на восточном побережье Каспийского моря в Казахстане. Такое же название носит примыкающее к полуострову плато, восточнее переходящее в плато Устюрт. В северной части Мангышлака выделяется полуостров Бузачи, омываемый водами Мангышлакского залива, а также заливов Мёртвый Култук и Кайдак. На западе в Каспийское море вдаётся полуостров Тюб-Караган, с юга примыкает плато Мангышлак с впадинами Карагие и Каунды от уровня моря, еще южнее Мангышлака располагается Казахский залив. На территории полуострова располагается Мангистауская область Казахстана.

Следя через социальные сети за моими путешествиями, еще в Астрахани, со мной связался Игорь Тоцкий (автор проекта "Скототуризм") – отчаянный мотоциклист - путешественник, который уже не раз бывал в этих краях. Он порекомендовал мне связаться в городе Жанаозен с таким же авантюристом - Арманом Килдалиевым, любезно согласившимся стать моим гидом по Мангистау.

Путешествующая мотобратия заслуживает отдельного рассказа, и я обязательно напишу об этих людях, которых можно встретить во всех уголках планеты, но сейчас хотелось выразить им всем благодарность за то, что они не остаются в стороне и пожелать удачи на дорогах, где бы эти дороги не пролегали. Возможно, нас всех объединяет принадлежность к отдельному подвиду  - Homo vaga (Человек блуждающий, лат. ). И мне кажется, что, если их спросить об истинных целях путешествий, то ответ будет один:

– Я не могу и не умею жить иначе….

Астрахань – Мангистау

Игорь предупредил, что качество дорог от Астрахани до Атырау будет "не очень", но то с чем я столкнулся на самом деле даже отдаленно не напоминало это «не очень», а скорее походило на «ужас-ужас». В этот ужас я влетел на крыльях ночи...

Дорога в никуда...
Дорога в никуда...

Выехав из Астрахани в районе 18 часов и достаточно быстро добравшись до границы, я благополучно, прошёл все необходимые процедуры. После КПП я обменял деньги и купил страховку на две недели, которую у меня тут же проверил недремлющий страж порядка. Полицейский порекомендовал сразу за КПП свернуть на право и поехать по «новой» дороге – там будет «получше». Именно так и поступив, я продолжил свой путь, традиционно соблюдая общие рекомендации, которыми пестрит интернет для путешествующих по Казахстану: ближний свет фар, ремень, скорость до +10 км/ч, из машины не выходить, пока не попросят.

Как бы виды вдоль дороги...
Как бы виды вдоль дороги...

Через некоторое время стало понятно, что, кроме верблюдов и лошадей, на дороге поговорить ни с кем не удастся... от слова "совсем".

Жители Казахских степей
Жители Казахских степей

Дорога «получше» была не долго и вместе с продвижением в глубь страны, стало понятно что суслики в этих краях недобрые, и пожирают они асфальт огромными участками… Но, сдается мне, что местами, за сусликами охотятся огромные земляные черви из фильма «Дрожь земли»,  оставляя за собой вздыбленный асфальт…

К счастью, не те, не другие в объектив моей камеры не попались, а видео из регистратора я выкладывать не буду, так как аудиодорожка к видео состоит, по большей части, из звуков бранной речи, которые перемешивались с песнями Боба Марли...

Добавьте к этой общей ночной картине периодически выпрыгивающих на дорогу верблюдов, лошадей, реже коров и получите реалии ночной езды по участку Астрахань-Атырау.

Семейные сцены Казахский степей
Семейные сцены Казахский степей

В какой-то момент, начинаю подумывать об остановке на ночлег, но страх перед зубастой опасностью заставляет ехать дальше, и уже во тьме и полудреме я подъезжаю к Атырау. Цены на газ заставили подумать о том, чтобы остаться здесь жить или хотя бы переночевать… Но девушка-оператор заправки любезно отказала мне и послала … в ночь в степь, на съедение сусликам…  Это, кстати, был первый, в моей жизни, случай, когда на заправке не разрешили остановиться, ну да Бог с ними. Возможно, у них подписан тройственный пакт о ненападении между владельцами АГЗС, главным сусликом и земляным червём, и в обмен на неприкосновенность есть распоряжение приносить жертвы одинокими иностранными путниками… А верблюды и лошади вдоль дороги - независимые наблюдатели соблюдения договоренностей.

Боб Марли Казахской степи
Боб Марли Казахской степи

Кстати, о грустном, но рассказать обязан. Именно в Казахстане, уже не раз слышал об опасности путешествий по степям. И причина этой опасности не человек, а Природа, которая не позволяет относиться к себе пренебрежительно.  Путешествуя по Казахстану зимой, мы чуть не стали жертвами пурги, которая на огромных пространствах заметала снегом за считанные минуты не только следы, но и любое препятствие на своем пути – будь то человек или остановившийся автомобиль. В ту ночь, не прислушиваясь к предупреждениям МЧС, в районе города Астана, погибло более 18 человек. Летом же известны случаи, когда люди, у которых ломались машины в степи, оставляли их и отправлялись в путь в надежде найти помощь, но погибали уже от другой напасти – жары, которая иногда бывает выше +45. Расстояние между населенными пунктами может быть очень большим и то, это если знаешь в какую сторону идти. В противном случае шансов практически нет. Надеяться на телефон тоже не всегда имеет смысл – местами связи просто нет. Так что будьте внимательны и десять раз подумайте прежде, чем покидать асфальт. Думаю, что так обстоят дела и в любых малонаселенных районах во всем мире. В моем же случае, чуть позже, сопровождающий меня бывалый  чабан, который живет в степи уже много лет, вовремя меня остановил и запретил съезжать с наезженной колеи в степи, показав мне колючки растений, которые по своей твердости не уступают гвоздям. С виду эти колючки были обычными кустиками, а запаска всего одна…

Продолжим о сусликах… тьфу… о дороге в Мангистау.

Про сусликов, червей и верблюдов…

Решив, что знакомиться с сусликами и червями я ночью точно не хочу, пристроился на ночлег к какому-то зданию недалеко от дороги. Близость места ночлега к дороге была обусловлена предосторожностью на случай, если эти дикие животные посмеют напасть…  Помня данный обет об ежедневных отчетах я достал компьютер и … через 5 минут, чуть не пробив экран носом, убрал его от греха подальше, оправдывая себя тем, что еще не до конца изучил повадки сусликов - вдруг свет от экрана компа может привлечь беду на этот небольшой городок...

Утром, едва проснувшись и умывшись, я решил поскорее покинуть место ночлега, едва увидев рытвины в почве рядом с машиной. Я оказался прав - черви явно ползли на свет экрана компьютера, но потеряв ориентир, они заблудились в темноте и уползли обратно гоняться за сусликами… В этот раз мне повезло.

Выехав за пределы города, я увидел то, что передать словами не возможно… Кто-то наверняка решил, что монстры-суслики плод моих фантазий, но смотрите сами:

  • на первом фото - обнаруженные мной норки сусликов:
размер "норок" впечатляет и заставляет задуматься...
размер "норок" впечатляет и заставляет задуматься...
  • на втором фото – остатки верблюда, который, увидев этих сусликов, обкакался от страха и помер …
Жил - был - ел - ...  - помер...
Жил - был - ел - ... - помер...

Естественно, суслики потом обглодали его до костей..

О дороге к Мангистау.

Еще немного времени и я благополучно пересек границу территорию обитания сусликов и червей, оставив позади невероятной красоты однообразные пейзажи бескрайней степи, рождающие одну единственную мысль – где бы здесь спрятаться от солнца, чтобы устроить сафари на диких животных попить кофе. Увидев такое место – я тут же спустился к нему с дороги. Львы, тигры и слоны вокруг давно были съедены сами знаете кем. На всякий случай, сделав пару контрольных выстрелов из фотокамеры, выпив чашечку ароматного кофе, я отправился дальше.

Африканское сафари по дороге в Мангистау
Африканское сафари по дороге в Мангистау

Чем ближе я подбирался к Мангистау, тем более разнообразнее становились … облака, а степь оставалась без изменений…  Следует отдать должное дорожникам – там где закончилась зона влияния сусликов, появился асфальт, местами даже очень хорошего качества... наверное как-то так и выглядит знаменитая Rout - 666 в Америке, только там, по-моему, были ещё горы... В общем - полная катастрофа для фотографа)

Следы цивилизации в степи Казахстана
Следы цивилизации в степи Казахстана

Цифры на одометре бежали, пейзаж не менялся … Мне еще повезло – иногда однообразная картина разбавлялась небольшими водоемами и возвышенностями, которые после Грузии больше походили на холмики, чем на горы.

"Временные" альпийские луга Казахстана после сезона дождей
"Временные" альпийские луга Казахстана после сезона дождей

Обилие воды объяснялось прошедшими недавно ливнями и степь еще некоторое время была украшена зелеными оазисами. Я приехал, когда они уже закончились и вода ушла, но во многих населенных пунктах было видно, что она затапливала и дома.

Неожиданно резкий звонок телефона пробудил от монотонности дороги – Арман интересовался далеко ли я и как быстро доберусь в Жанаозен. Поверив навигатору, пообещал приехать через 1,5 – 2 часа. Договорились созвониться, когда буду подъезжать и в это момент, вглядываясь за горизонт, я заметил что-то отличное от привычного пейзажа…

Казахстан
Казахстан

В последствии еще не раз буду жалеть о том, что у меня нет с собой хорошего бинокля, да и плохого тоже нет, а пригодился бы… Но делать нечего, едем дальше, и ровная, как стрела, дорога, изредка меняя направление, начинает приближать НЕЧТО…

Казахстан, Мангистау
Казахстан, Мангистау

Спустя некоторое время я понимаю, что пожалуй, ночевать сегодня буду здесь. Сначала я "поливаю" из камеры, как прошедший недавно дождь, направо и налево, а затем, окончательно съехав с дороги, ставлю палатку в глинистую, но местами сухую, почву. Рядом мирно пасутся лошади, кивая головой, словно здороваются – добро пожаловать в Мангистау!

Казахстан, Мангистау
Казахстан, Мангистау

Вечерело. Увлеченный фотосъемкой, я пытался сообразить как сюда вытащить своих знакомых и близких. Невероятность этих мест поражала и очень захотелось поделиться тем, что переживал сам.  Отойдя для съемки еще немного от палатки и машины, попадаю в рай – запах степи и полыни накрывает меня с головой и я понимаю, что нужно срочно уходить отсюда, иначе этого не сделаю никогда … а сам сажусь на землю и сижу, улыбаюсь…

Казахстан, Мангистау
Казахстан, Мангистау

Сколько прошло времени - не знаю. Из забытья меня вновь вернул телефонный звонок – Арман беспокоился о том, что со мной. Оказывается я выпал из действительности на четыре часа:

- Полынь, полынь отпусти меня, полынь...

Извинившись, я пообещал, что скоро буду. Опять оставалось ехать 1,5-2 часа, но уже в сумерках, а значит скоро и совсем в ночи…

Казахстан, Мангистау
Казахстан, Мангистау

Невероятным усилием воли надеваю "шторки" на глаза и смотрю только на асфальт, иногда не сдерживая природный инстинкт фото-охотника, но не останавливаясь и делая кадры прямо на ходу…

Казахстан, Мангистау
Казахстан, Мангистау

Много раз я зарекался не ездить ночью и выбирать место лагеря засветло, но сейчас меня ждали. Дорога местами ремонтировалась и эти участки всем приходилось объезжать, поднимая столбы пыли, видимость в такие моменты доходила до 3-4 метров, но с горем пополам, вновь набрав в авто пыль и песок, через 1,5 часа встречаюсь с Арманом при въезде в Жанаозен.

Будучи очень гостеприимным человеком, Арман ведет меня сначала в свой ресторан, а затем приглашает к себе домой, и наши разговоры продолжаются уже за чаем до глубокой ночи. Рассказы о путешествиях, впечатлениях, о местах, людях и планах кажется могут продолжаться бесконечно, но через какое-то время все понимают, что нужно, вопреки желаниям, остановиться, разойтись и идти спать.

Утром, Арман выступает моим путеводителем и достаточно подробно рассказывает какие места мне необходимо посетить, сетуя на то, что не может поехать и показать сам – через несколько дней, они, вместе с Игорем, отправляются в полуторамесячное мото-путешествие по Алтаю и Монголии, а до отъезда ему еще нужно решить много формальностей по работе. Сверившись, что все точки записаны правильно, он уезжает, а я начинаю перетряхивать спальное место в машине – пыль и песок степей Атырау теперь лежит и в Жанаозен, надеюсь это не привлечет сами знаете кого в этот мирный город…

Далее, заправка газом по еще более низкой цене, чем раньше, и я начинаю думать, что может мне выкинуть половину вещей и поставить дополнительные баки под газ? Например на крышу! Но, кто-то внутри, явно более здравомыслящий, говорит, что не стоит пока спешить, и эти мысли скорее всего последствия воздействия полыни.

- Так то - да, но может попробуем? Полынь, бензин, газ ... позовём Боба Марли и он нам споёт, сидя на верблюде ... - не останавливал попыток тот, кто был ещё под "дурманом" пережитых ощущений...

Мангистау. Точка отсчета. Впадина Каунды.

Придерживаюсь указания, Армана: поезжай по асфальту до указателя 180 км от Актау, затем сверни в степь налево от дороги, дальше - до горизонта и там увидишь трактор и домик, потом отдашь вот эту записку на казахском языке – и тебе все покажут.

Сжимая в кулачке записку, еду до знака 180 км. Ищу съезд – нету, осторожно съезжаю в степь в направлении от дороги, иногда сверяя перпендикулярность трека по навигатору…  Через какое-то время, доезжаю до линии электропередач, видимо про нее и говорил Арман, но никакого трактора и домика не видно… косяк… вопрос только где? Начинаю вспоминать: Арман говорил, что съезд будет… блин… я или не доехал или промахнулся… через открытые окна, остановленная машина, наполняется запахом полыни… начинаю вспоминать: если проскочишь - будет еще съезд в степь, тогда согласно логике, если двигаться параллельно дороге в любом из направлений - мимо одного или другого съезда не проскочу… Более уверенно, с чувством гордости за найденное решение, начинаю ехать дальше по открытой степи и вскоре выезжаю на протоптанную дорогу.

Ура! С задачей номер один я справился, дальше по дороге будет проще…  Ах какие запахи полыни кругом… ммммм….. В дали, показались какие-то постройки, сейчас бы бинокль, но я и так уверен в том, что это моя цель. Сначала подстегиваю Звереныша очередной порцией газа, а затем и вовсе сворачиваю со степной дороги и несусь по ней напрямки, ощущая себя парящим над землей …  Старая мудрость гласит: полет это всегда здорово, но приземление важнее…

результаты низкого "взлёта"
результаты низкого "взлёта"

Следующие  два часа я провел наслаждаясь запахами степи ремонтируя багажник, авто-бокс, антенну, а заодно и раскладывая все то, что слетело со своих мест во время полета и после жесткого приземления … 

- А ведь там еще могли быть и газовые баллоны - кто-то тихонько посмеивается и блещет сарказмом в голове. Ох, полынь, полынь...

#впадина каунды

Частично устранив потери и водрузив все на свои места, снова, вспоминая добрым словом своего Ангела Хранителя и благодаря его за очередной урок, еду дальше уже более осторожно. Подъезжаю, знакомлюсь, отдаю записку, со мной садится проводник.

Как я и говорил, мне повезло абсолютно со всем, в том числе и с погодой – солнце еще не палило, а иногда, когда оно скрывалось в облаках, легкий ветерок отгонял мошек и комаров. Но прежде всего, во всех путешествиях, мне везет с людьми, которых я встречаю.

Мангистау, Казахстан
Мангистау, Казахстан

Выбрав место для установки палатки, мы попробовали её поставить и только тогда я увидел, что вся земля вокруг была усыпана тысячами морских ракушек - находясь на вершине горы, мы устанавливали палатку на морское дно… Как бы это абсурдно не звучало, но это был факт - когда-то здесь была вода - много воды...

почва Мангистау
почва Мангистау

А теперь добавьте к этому обрыв, под которым сотни метров …. Файлы в голове не сходятся, пейзажи завораживают,  разведенный огонь превращает нас в древних людей, и почти час мы молча сидим и смотрим на пламя костра. До сих пор не знаю, думали ли мы об одном или о разном, но через какое-то время, не сговариваясь, встаем, и я отвожу своего проводника  обратно домой, где меня угостили верблюжьим кефиром, который я попробовал впервые в жизни. Мы попрощались.

Дикая стоянка первобытного (читать - в первый раз бывшего) в Мангистау человека, Казахстан
Дикая стоянка первобытного (читать - в первый раз бывшего) в Мангистау человека, Казахстан

Вернувшись к палатке, я забылся сном, а полынь, продолжала играть в игры с моим сознанием…

Вновь снился суслик, но уже мирно сидевший у костра и рассказывающий, окружившим его городским хомячкам, притчу о верблюде, который много работал и был напуган сусликом до смерти… В воздухе от напряжения слушателей запахло чьей-то тишиной и тут же комары недовольно запищали, наговаривая друг на друга...

На вершину морской впадины спускались сумерки…

Вершина морской впадины. Мангистау, Казахстан
Вершина морской впадины. Мангистау, Казахстан

Уже не первый день солнце отказывается «живописить», щадя мою психику и так находящуюся на грани шока от всего увиденного.  Проснувшись до восхода, я проводил Солнце камерой на изготовку, но не сделал ни одного кадра.

Пришло время ехать дальше, меня ждала новая точка маршрута – Темир баба . Участок суши в Каспийском море, напоминающий косу Ада, как выразился о ней Арман. Кто знал, что это место попытается подкосить и меня...

Мангистау, Казахстан
Мангистау, Казахстан

Темир баба и Каспийское море

Забивая в Maps.Me точку на берегу Каспийского моря я уже точно знал, что поживу там день-другой, разбирая фотографии и посвятив время на написание отчетов об увиденном. В конце концов, у меня тоже может быть отпуск на море, как у всех нормальных людей… Единственное, что беспокоило так это близость этого самого моря – Арман почему-то сказал, что подъехать к морю невозможно, а я подъехал и очень близко, как только увидел первый съезд на пляж…

Берег Каспийского моря
Берег Каспийского моря

Море… пляж… песок ... И тут и там постоянно встречается наследие, оставленное представителями цивилизации, заставляя соблюдать осторожность при движении по указателю «Темир баба – 14 км». Дорога петляющая вдоль пляжа, то уходя, то возвращаясь к берегу, местами переходила в грейдер, превращаясь в стиральную доску… Какие-то странные брошенные здания и останки машин навеивали скорее печаль, чем радость от увиденного…

по дороге к Темир - баба
по дороге к Темир - баба

Вот и конечная цель - вывеска "Темир баба". Но кажется, Арман говорил не об этих видах. Взглянув на выросшую стену из горной породы, я почему-то решил, что шикарный вид должен открыться именно оттуда и ринулся на приступ по заброшенной тропе.

Проехав мимо каких-то строений и включив все возможные блокировки и медленно пополз вверх, краем глаза заметив, что за мной вдогонку от зданий рванул джип. Я был уже довольно высоко и остановка, чтобы дождаться их, могла привести к неминуемому скольжению вниз. Продолжая ползти вверх, осознаю, что подъем в эту гору был не совсем удачной идеей… Где-то посередине пути, начались каменные завалы, а на последних метрах даже тропа закончилась и направив морду Звереныша строго в небо – я подстегнул всё стадо кобыл под его капотом, надеясь на Чудо… И снова мой Ангел, собрав видимо всю свою силу, но сильно разозлившись на меня, вытащил меня из полной .. опы.  Судя по-всему он и решил меня потом наказать, внушив мысль о том, что после такого экстрима самое время и отдохнуть. Нашептывая в голову направление для движения, он завел меня на пустынный пляж, с которого я не мог уехать два дня… ибо нефиг...

Сказ о быте с иллюстрациями… и солнечными ожогами.

Набравшись днем и вечером впечатлений по самые уши, я попытался отобрать фотографии  для отчета и их просмотр закончился уже глубокой ночью.

Утром солнце в облаках и на градуснике +19 – лучшее не придумать, чтобы навести порядок и сделать фото для отчёта об устройстве быта в машине. Ангел ухмылялся, свесив ноги с крыши Зверёныша:

- Твори, Серёженька, твори …

И я начал творить, переодевшись в тапочки …

1 – пыль дорог версии 2.0 (удивительно как до сих пор еще работает камера) 
2 и 3 – частично сняв второй ряд (2 места) сидений и разложив на постоянную основу спальное место, под ним я получил дополнительное объем для багажа в салоне, где и разместились: канистры (3 шт), ящик с запасами провианта длительного хранения, ящик с кемпинговой посудой, мелочёвка с оперативным доступом  - огнетушитель, тент, разборный стул и термос.

4 – на ручку подвешена сумка/вешалка, в которой хранится гражданская одежда и конечно же незаменимая рубашка фирмы Sasta, которую я одеваю в те моменты, когда выхожу в общество. Сумка выполняет роль шторки ночью и не позволяет увидеть содержимое салона даже с фонариком.

5 – частичная выгрузка вещей для чистки салона

6 – одно место второго ряда сидений я оставляю в неразложенном состоянии  и так выглядит «кабинет» / рабочее место, где я благополучно пишу данный отчет. А на импровизированной  вешалке/кресле висят флиска и ветровка Sasta, которые дополнительно ночью выполняют роль шторки на правом окне.

7 и 13 – шторка, висящая на резинке и разделяющая зоны первого и второго ряда сидений. Она закрывает спальную зону от любопытных глаз со стороны передних сидений. Во время движения прищепки снимаются, чтобы не мешать обзору. Вторая резинка используется для сушки вещей и вешалки для полотенца/ кепки Sasta и фонарика Retki (кстати я обнаружил его новый способ применения сегодня ночью: если фонарик включить и положить под лобовое стекло, со стороны салона, то уже вполне комфортно можно выйти из машины, не боясь что на вас наброситься вся летающая и жужжащая местная братия и вы спокойно можете сделать все свои дела на улице, при этом света от фонарика хватит, чтобы не поломать ноги, а при возвращении в салон – с вами проследует лишь малая часть безбилетных пассажиров…).

8, 9, 10 – в глубине содержимое длительного хранения под спальными местами: запас смазочных материалов для обслуживания на очередном ТО, инструмент, переносная лебедка, стропы, запчасти, в оперативном доступе: 3 бутыля по 5 литров питьевой воды, ящик с текущим провиантом, газовая комфорка и балон на 5л, газовая горелка под туристические баллоны, компрессор и мелочевка

11 – спальное место в полной раскладке на 2-3 человека (размер = 3 коврика Retki)

12 – раскладка салона в моей версии: справа герметичная сумка с личными вещами, слева сумка с походной одеждой, банно-купальными принадлежностями и аптечкой, в качестве матраса коврики, убранные в спальник (размер 1,5 кровати), и спальник Columbus c двумя подушками. Спальные места в транспортном состоянии перетянуты резинками, чтобы не болтались.
1 – пыль дорог версии 2.0 (удивительно как до сих пор еще работает камера) 2 и 3 – частично сняв второй ряд (2 места) сидений и разложив на постоянную основу спальное место, под ним я получил дополнительное объем для багажа в салоне, где и разместились: канистры (3 шт), ящик с запасами провианта длительного хранения, ящик с кемпинговой посудой, мелочёвка с оперативным доступом - огнетушитель, тент, разборный стул и термос. 4 – на ручку подвешена сумка/вешалка, в которой хранится гражданская одежда и конечно же незаменимая рубашка фирмы Sasta, которую я одеваю в те моменты, когда выхожу в общество. Сумка выполняет роль шторки ночью и не позволяет увидеть содержимое салона даже с фонариком. 5 – частичная выгрузка вещей для чистки салона 6 – одно место второго ряда сидений я оставляю в неразложенном состоянии и так выглядит «кабинет» / рабочее место, где я благополучно пишу данный отчет. А на импровизированной вешалке/кресле висят флиска и ветровка Sasta, которые дополнительно ночью выполняют роль шторки на правом окне. 7 и 13 – шторка, висящая на резинке и разделяющая зоны первого и второго ряда сидений. Она закрывает спальную зону от любопытных глаз со стороны передних сидений. Во время движения прищепки снимаются, чтобы не мешать обзору. Вторая резинка используется для сушки вещей и вешалки для полотенца/ кепки Sasta и фонарика Retki (кстати я обнаружил его новый способ применения сегодня ночью: если фонарик включить и положить под лобовое стекло, со стороны салона, то уже вполне комфортно можно выйти из машины, не боясь что на вас наброситься вся летающая и жужжащая местная братия и вы спокойно можете сделать все свои дела на улице, при этом света от фонарика хватит, чтобы не поломать ноги, а при возвращении в салон – с вами проследует лишь малая часть безбилетных пассажиров…). 8, 9, 10 – в глубине содержимое длительного хранения под спальными местами: запас смазочных материалов для обслуживания на очередном ТО, инструмент, переносная лебедка, стропы, запчасти, в оперативном доступе: 3 бутыля по 5 литров питьевой воды, ящик с текущим провиантом, газовая комфорка и балон на 5л, газовая горелка под туристические баллоны, компрессор и мелочевка 11 – спальное место в полной раскладке на 2-3 человека (размер = 3 коврика Retki) 12 – раскладка салона в моей версии: справа герметичная сумка с личными вещами, слева сумка с походной одеждой, банно-купальными принадлежностями и аптечкой, в качестве матраса коврики, убранные в спальник (размер 1,5 кровати), и спальник Columbus c двумя подушками. Спальные места в транспортном состоянии перетянуты резинками, чтобы не болтались.

Выше на фото - практически идеальное малометражное жилое помещение, в котором все под рукой, если бы не песок в "постеле" и пыльца полыни повсюду...

Отчет закончен, зачет получен...

Закончив уборку и съемки, с гордостью отметил для себя, что могу позволить, после такого труда, насладиться морем и пляжем - заслужил.

Вода была невероятно теплая и пройдя метров 100 от берега, но по-прежнему не замочив «там, где вам по пояс будет», я решил искупаться, приняв горизонтальное положение … Со стороны, это скорее выглядело как "сел в лужу", просто лужа большая и не глубокая... Полежал, потом ещё посидел, потом еще чуть-чуть полежал полусидя... Прошло некоторое время, прежде чем мне на ухо кто-то шепнул:

- Прожарено, хватит, пора на стол...

Поднявшись на ноги я ощутил не ладное – тело горело, то ли от соленой воды, то ли от песка на мелководье и только вернувшись к машине я взглянул на часы и температуру за бортом: +28, а из зеркала на меня смотрело чужое красное лицо... вспомнились слова из "Заповедника" Сергея Довлатова:

- Что с вами? Вы - красный!!!
- Уверяю Вас, это я только снаружи. Внутри я - конституционный демократ.

Я не заметил как пронеслись шесть часов моего первого пребывания в этом году под палящим солнцем, с последующими купаниями … Теперь спать предстояло стоя, ну или на животе, или не спать вовсе, но зато теперь, точно, найдется время  для написания очередного отчета о сделанных фотографиях …

Ночь провел почти без движения и не смыкая глаз - писал отчёт, а когда в итоге выключил свет и попытался заснуть, в полудреме услышал писк комара – один из них приглашал своих собратьев на званный и хорошо пропеченный ужин.

Попытавшись прихлопнуть болтуна не открывая глаз, я от всей души шлепаю себя по подгоревшей корочке… комары потом еще долго смеялись в ночи, но я их уже не слышал… Весь остаток ночи провел под фразу в голове из к/ф «Кавказская пленница»:

-       Спасибо, я постою…

Отчасти, спасение было найдено в виде мази от ожогов Пантенол, облегчившей болезненные ощущения, но только там до куда дотягивались руки, а горело все..  Попил кофе и предпринял очередную попытку прорваться через пляжные пески - подальше от опьяненных кровяным коктейлем с полынью и ржущих на весь пляж, комаров.

у берегов Каспийского моря
у берегов Каспийского моря

Пресная вода в бутылях уверенно испарялась с каждой моей попыткой преодолеть насыпь, количество комаров к вечеру прибывало - такое "мясное" шоу здесь бывает не часто, почему-то в голове стало формироваться осознание истинных причин ранее увиденных автомобильных останцев на берегу... благополучное возвращение в Жанаозен уже стало подвергаться сомнению...

-28

Решив, что воспоминание про скелеты автомобилей были не случайны, я решил вернуться в их сторону вдоль насыпи, в надежде обнаружить проезд к "цивилизации" - ведь как-то они туда проехали. Не спеша двигаясь по пляжу, я увидел лошадок, и сделав им несколько кадров на память, помня о том, что вода заканчивается, попытался обменять фотографии на молоко кобылиц. К сожалению, мои намерения, были восприняты неоднозначно - и едва я приблизился, лошади ускакали по берегу дальше, а возможно их отпугнул запах жаренного. И остался я вновь в полном одиночестве, даже без комаров...

-29

Игры в песочницах …

В этот день, сочтя наказание достаточным, мой Ангел Хранитель, решил надо мной сжалиться и сделал пару звонков в небесную канцелярию. Облачная погода, дала мне возможность написать обращение-завещание к тем, кто обнаружит и меня, узнав из него о моих приключениях... К вечеру боль от ожогов постепенно начинала спадать и закончив свой эпос, заснул практически моментально.

Сейчас мы уже не узнаем, кто первым произнёс пословицу - утро вечера мудренее, но в моём случае это оказалось верным.

Ранним утром, впервые по-настоящему отдохнув ночью, я приготовил кофе из остатков пресной воды и предпринял последнюю попытку прорваться через насыпь, рискуя вновь оторвать всё, что так долго прикручивал и подвязывал..

В этот раз попытка удалась и я, как те жеребцы на фото, устремился в сторону Армана, чтобы поделиться с ним пережитым, поблагодарить за приключения и проститься.

Смеялся он долго и в какой-то момент, мне даже показалось, что в его смехе были слышны отголоски комариного писка... Заговор? Нет, Арман не такой... или всё же ... прогнав дурные мысли, я искренне обнял его на прощание и увидел как с плеча Армана взлетел комар... В Казахстане все друг другу братья...

Мой путь лежал в Актау, где меня уже ждал Владислав, ещё один знакомый, который внимательно следил за моими публикациями. Узнав, что я в Казахстане, Влад выразил готовность мне помочь продолжить знакомство с Актау. Помимо своей постоянной работы, он вместе с друзьями из клуба, организовывает выезды для туристов. У ребят неплохой парк техники 4х4 и прогулка обещала быть интересной. Обеспечивая страховку друг для друга на сложных участках, в существовании которых я уже не сомневался, наши возможности увеличивались. Первой точкой нашего набега стали Золотые Пески Актау – настоящие пустынные барханы, возникшие на берегу Каспийского моря.

Но направляясь в сторону пляжа, вся наша колонна, была остановлена степной черепахой, которая была против… правда мы так и не поняли против чего  именно.

Черепашья забастовка
Черепашья забастовка

Забастовка была короткой, протест был выражен небольшой кучкой недовольства прямо на дороге, после чего протестующая, позволив запечатлеть себя для прессы, с гордым видом, отползла в сторону от 4-х колесных монстров …

Съехав с асфальта и спустив колеса до 1.0 атм., выехали на «пляжный автобан» - узкий участок пляжной линии, по которому направились до нашей цели. Езда по такому «автобану» со скоростью свыше 100 км/час превращается в забаву, звуки восхищения доносятся по рации то из одной, то из другой машины, а уже через некоторое время нашему взору открываются невероятные золотые дюны, которые встречаются в Арабских Эмиратах.

Пляжные автобаны Актау
Пляжные автобаны Актау

Всем наверное известно, что дети любят играть в песочницах? Так и у нас, при виде первых больших дюн, возникает желание в них повозиться – правда лопата, сэндтраки и лебедка есть только у меня, но разве это может быть причиной, чтобы отказаться? Сначала неуверенно, но уже с третьей попытки тяжелый Звереныш забирается на хребет бархана, завязнув в песке недалеко от вершины.

В очередной раз выражаю свое почтение конструкторам Toyota – взлетев на барханы и закопавшись в них, Звереныш вполне уверенно выбирается задним ходом самостоятельно, избавив нас от необходимости использования вспомогательных средств.

Золотые пески Актау
Золотые пески Актау

Еще наверху я отметил для себя уже следующую песочницу и едва спустившись вниз, уверенно отправился в её сторону. Приблизившись к барханам, всем приходит мысль разбить лагерь и поставить Tentipi именно там. Ребятам не терпелось увидеть это «чудо», упомянутую в отчётах, а у меня, еще на подъезде к барханам, уже сложился кадр. Сложность в установке вновь добавила сыпучая, теперь уже песчаная, почва – для таких мест нужны более длинные колышки. Камней рядом не оказалось и ситуацию вновь спасла установка штормовых растяжек, но в этот раз не сколько от ветра, сколько для перераспределения нагрузки на колышки.  Влад, внимательно следил за установкой палатки и записывал видео для своего блога, а Сергей и Ростислав, которые отправились в эту поездку вместе с нами, помогали справиться с этой нелегкой задачей – колышки все время пытались выскочить.

Ну, скажите, чем не Арабские Эмираты?
Ну, скажите, чем не Арабские Эмираты?

Примерно через 20 минут палатка была все таки установлена и гармонично вписалась, теперь уже, в пейзаж с барханами, вызывая восторг у присутствующих.  Познакомившись поближе с палаткой, ребята предложили съездить к двум ущельях: в одном из которых находилось бездонное озеро с пресноводными черепахами, а во втором – родниковый источник в пустыне, дарующий жизнь зеленому оазису вокруг него. Путь к ущельям мы проложим через степь, где расположены Долина каменных шаров Мангистау и таким образом, совместим познавательный туризм с элементами степного бездорожья...

Сергей и Руслан, отложив свои дела, в эту поездку взяли свои семьи, а Влад позвал с собой девушку Аню, которая временно осталась без своего Паджеро. Ребят объединяет клуб Mitsubishi Актау, который организовал Влад. Закупив в магазине провиант для торжественного ужина в конце нашего маршрута, мы отправились на «прогулку» в составе четырех машин. О том, что нам уготовано мы тогда еще не догадывались …

Мокрое дело…

Проехав часть пути по асфальту, мы легко и «чисто» добрались до первой точки нашего маршрута – ущелье Саура

ущелье Саура, Казахстан
ущелье Саура, Казахстан

В этом удивительном оазисе в степи, расположилось бездонное озеро с пресноводными черепахами, одна из которых сначала даже любезно согласилась попозировать на камеру. Очередь дошла и до меня. "Собрав" задний фон из палатки и озера, я пригласил черепаху на фотосет. Она к этому времени уже явно устала и так же, как и её пустынная подруга, была против… против фото-сессий на безвозмездных условиях...

ущелье Саура, Казахстан
ущелье Саура, Казахстан

Уговоры и обещание миллионов подписчиков в Инстаграмм не помогали, каждая попытка заканчивалась тем, что она отворачивалась от камеры, пытаясь «свалить» -ся с подготовленного для нее, камня-подиума. Понимая, что и у черепахи могут быть влиятельные знакомые, мне пришлось согласиться с её протестом, и на всякий случай отпустить восвояси... Но вместо этого, молодая модель отправилась в гримёрку "Tentipi". Ошарашенный таким исходом я стал снимал её путь по кадрам…

Побег от Шоу... (дальше шла непереводимая игра слов с использованием местных черепашьих диалектов)
Побег от Шоу... (дальше шла непереводимая игра слов с использованием местных черепашьих диалектов)

Если у кого-то до этого ещё были сомнения относительно покупки Tentipi, то теперь они точно развеялись… Бизнес-идея единственного в мире "Цирка Черепах" приползла сама.

Складывали палатку мы под осуждающий взгляд черепахи, который не сулил ничего хорошо, если принять во внимание её связи.

Мокрые степи Казахстана
Мокрые степи Казахстана

Мы направились к следующему ущелью, выбрав маршрут по степным дорогам мимо шаровых камней ( шаровидные конкреции )

шаровидные конкреции Кахахстана
шаровидные конкреции Кахахстана

Через какое-то время дороги превратились в дорожки, а дорожки, в свою очередь, в едва заметные направления. Затем все эти «направления», наполненные дождевой водой, начинают хаотично переплетаться образуя приличное болото – видимо дождь в этом месте был особенно сильным. Движение машин становиться все более затруднительным, количество налипшей грязи на моем заднем бампере становиться критическим и не выдержав нагрузку он отваливается от кузова вовсе. Теперь его приходится подвязывать стропой, благо этого добра я взял с собой с запасом…  Меняем направление движения и едва выбравшись на более или менее сухое место, тут же оказываемся у первой гряды каменных шаров.

шаровидные конкреции в Казахстане
шаровидные конкреции в Казахстане

До сих пор нет однозначных версий о причинах их образования. Наука не знает или утаивает причины возникновения, но то, что в этих местах есть что-то мистическое – вне всякого сомнения.

шаровидные конкреции в Казахстане
шаровидные конкреции в Казахстане

До этой поездки я считал, что пустынная степь опасна только в двух случаях – когда очень холодно и когда очень жарко. О том, что в степи бывает еще очень мокро, я даже не догадывался – ну дождик, ну покапал, вода ушла через песок - поехал дальше… что такого? Но полученный опыт говорит о другом – если ты один и тебя настигнет дождь в степи, забирайся повыше и жди когда подсохнет… день, два, три...

-41

Нас спасло только то, что дождь был вчера, а нас сегодня было много. Периодически выдергивая друг друга с помощью связанных тросов мы продолжили наш путь дальше ….

Узнаете?
Узнаете?

К финальной точке нашего маршрута – ущелью Самал, мы добрались уже под вечер.

Боевой конь после скачек по пустынной (!!!) степи в Казахстане
Боевой конь после скачек по пустынной (!!!) степи в Казахстане

Уставшие, голодные, бросившие автобус посреди степи на съедение сусликам, но счастливые…

Наградой за наши старания послужил оазис, раскинувшийся в устье источника и наполняющий прохладой и жизнью всё вокруг себя.

ущелью Самал
ущелью Самал

Чай из чистейшая воды имел особый вкус, а приготовленный ужин располагал к тому, чтобы остаться, но поделившись за ужином переполняющими эмоциями, все стали собираться в обратную дорогу.

До Актау было около 150 км и как бы мне не хотелось остаться у родника на ночлег, было принято выдвигаться до асфальтовых дорог всем вместе. Езда по ночной тропе ущелья и заболоченной степи без подстраховки, могла обернуться сложностями, а с нами были дети. По общему согласию, роль Ивана Сусанина была передана мне, и немного поплутав по ущелью, я включил любимое «наитие». Почему мы, заранее, не додумались отметить в навигаторе место, где оставили автобус - мне неведомо...

Наитие вновь не подвело меня и уже через 20 минут мы добрались до искомого, а затем и всей компанией до первой АЗС на трассе. Ребята отправились домой, а я, уставший и счастливый, остался спать там. Суслики и черепахи надеюсь тоже отдыхают и мне ничто не грозит - наивно подумал я... Мой сон в эту ночь вновь, был богатырским.

Прощальный "отрыв".

Едва проснувшись утром следующего дня и выпив чашечку кофе, я направил Звереныша в сторону пограничного перехода между Казахстаном и Узбекистаном, не подозревая о том, что мой путь будет пролегать через первородное логово кровожадных сусликов и езда по их территориям закончиться практически полным отрывом газового баллона от чрева Зверёныша.

Логово кровожадных сусликов
Логово кровожадных сусликов

Мог ли я предположить, что пока я спал суслики не отдыхали, а вместе с черепахами разбалтывали/откручивали/перегрызали шпильки крепления газового баллона.

К длинной очереди на границе с Узбекистаном я подъехал с характерным скрежетом, на который обратили внимание пограничник, контролирующий дорогу и пнув, болтающейся на честном слове, газовый баллон ногой - стал что-то очень быстро говорить по рации. При неудачном очередном ударе об камень на дороге и малейшей искре, баллон помог бы мне пересечь границу и без досмотра или, возможно, даже образовать новую местную достопримечательность – провал Быстрова. А тут прозорливый пограничник... мдя.... засада, придётся стоять в очереди...

Естественно границу я «проезжал» почти пешком, но очень стремительно и не без помощи казахских таможенников, увидевших причину скрежета. Из Казахстана меня выпустили без очереди и без досмотра, по пустой встречной полосе пограничного перехода - лишь бы скорее покинул вверенную им территорию. Мне кажется, я даже заметил в зеркала заднего вида, как все, кто был в курсе происходящего и слышали переговоры по рации, вытерли выступивший пот, и даже самые стойкие обратили свои взоры к небесам...

Думаю что примерно по-такому сценарию и приходит "спасение", когда управление процессами выходит из под контроля. Сначала на голодный и злой, уставший от различных факторов, народ, внезапно сваливается угроза неизбежной для всех катастрофы, а вслед за этим, так же внезапно на пике охватившего всех ужаса, появляется герой - мессия, приносящий надежду на спасение. Создаются ли оба искусственно - после счастливого спасения уже никого не интересует, народ радуется и празднует... Если быть внимательным, то, изучив термин "Манипуляция массовым сознанием", в истории многих стран Мира можно найти очень много интересных исторических совпадений и случайностей...

Но вернёмся к нашей истории. Все, кто остался на границе в Казахстане теперь были счастливы и возможно, казахские пограничники, кому-то из своих знакомых, даже предложили повременить час-другой иди день с переходом границы в Узбекистан... Теперь все их риски, вместе со мной, перекочевали в Узбекистана, герой-спаситель, обнаруживший меня, скорее всего уже получил внеочередное звание. На душе было весело и беззаботно - я ведь вновь очень быстро проскочил границу, избежав огромной очереди, с остальным разберёмся позже.

В этот момент, кто-то уже перевернул песочные часы, которые стали отсчитывать минуты до прощания со Зверенышем и последующих взрывов, которых я никак не ожидал...

Ранее:

Пролетая - пролетай. Азербайджан - Дагестан - Калмыкия
Путешествия по зову Души17 апреля 2021

Читать далее:

Узбекистан, Таджикистан и ослик-единорог
Путешествия по зову Души18 апреля 2021

Уже совсем скоро новые приключения и истории - присоединяйтесь:

Путешествия по России
Путешествия по России
АНОНСЫ ПУТЕШЕСТВИЙ
Путешествия по зову Души5 апреля 2022
Энергетические практики
Путешествия по зову Души3 апреля 2022
Навигатор путешествий
Путешествия по зову Души29 марта 2022
Путешествия по Миру
Путешествия по Миру

#путешествия по зову души #странашамания #путешествия #авто #туризм #путешествие

Мы искренне надеемся на обратную связь - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии или замечания, давайте советы, делитесь собственным опытом и рекомендациями, присоединяйтесь к нашим Путешествиям по зову Души!