Продолжение истории одиночного путешествия по странам Средней Азии на автомобиле Toyota Land Cruiser 100
Ссылки на предыдущие и последующие части: в конце рассказа
Назовите страну на букву «М»? #Казахстан…
Проведя два дня за написанием отчетов, я решил, что пора с таким графиком завязывать. В конце концов, нужно себя дисциплинировать и хотя бы по чуть-чуть писать каждый день, как бы сложно это не было, а в «цивилизацию» выбираться только для их публикации в сети.
Помня свой предыдущий опыт посещения Казахстана зимой, во время участия в Экспедиции Трофи в 2013 г., и созерцая многочасовые степные виды по дороге в Астрахань – я ничуть не сомневался, что в дальнейшем, после горных пейзажей Грузии, уровень адреналина у меня в крови будет постепенно спадать. Единственная надежда была возложена на загадочный Мангистау.
Википедия: #Мангистау ( #Мангышлак ) - полуостров на восточном побережье Каспийского моря в Казахстане. Такое же название носит примыкающее к полуострову плато, восточнее переходящее в плато Устюрт. В северной части Мангышлака выделяется полуостров Бузачи, омываемый водами Мангышлакского залива, а также заливов Мёртвый Култук и Кайдак. На западе в Каспийское море вдаётся полуостров Тюб-Караган, с юга примыкает плато Мангышлак с впадинами Карагие и Каунды от уровня моря, еще южнее Мангышлака располагается Казахский залив. На территории полуострова располагается Мангистауская область Казахстана.
Следя через социальные сети за моими путешествиями, еще в Астрахани, со мной связался Игорь Тоцкий (автор проекта "Скототуризм") – отчаянный мотоциклист - путешественник, который уже не раз бывал в этих краях. Он порекомендовал мне связаться в городе Жанаозен с таким же авантюристом - Арманом Килдалиевым, любезно согласившимся стать моим гидом по Мангистау.
Путешествующая мотобратия заслуживает отдельного рассказа, и я обязательно напишу об этих людях, которых можно встретить во всех уголках планеты, но сейчас хотелось выразить им всем благодарность за то, что они не остаются в стороне и пожелать удачи на дорогах, где бы эти дороги не пролегали. Возможно, нас всех объединяет принадлежность к отдельному подвиду - Homo vaga (Человек блуждающий, лат. ). И мне кажется, что, если их спросить об истинных целях путешествий, то ответ будет один:
– Я не могу и не умею жить иначе….
Астрахань – Мангистау
Игорь предупредил, что качество дорог от Астрахани до Атырау будет "не очень", но то с чем я столкнулся на самом деле даже отдаленно не напоминало это «не очень», а скорее походило на «ужас-ужас». В этот ужас я влетел на крыльях ночи...
Выехав из Астрахани в районе 18 часов и достаточно быстро добравшись до границы, я благополучно, прошёл все необходимые процедуры. После КПП я обменял деньги и купил страховку на две недели, которую у меня тут же проверил недремлющий страж порядка. Полицейский порекомендовал сразу за КПП свернуть на право и поехать по «новой» дороге – там будет «получше». Именно так и поступив, я продолжил свой путь, традиционно соблюдая общие рекомендации, которыми пестрит интернет для путешествующих по Казахстану: ближний свет фар, ремень, скорость до +10 км/ч, из машины не выходить, пока не попросят.
Через некоторое время стало понятно, что, кроме верблюдов и лошадей, на дороге поговорить ни с кем не удастся... от слова "совсем".
Дорога «получше» была не долго и вместе с продвижением в глубь страны, стало понятно что суслики в этих краях недобрые, и пожирают они асфальт огромными участками… Но, сдается мне, что местами, за сусликами охотятся огромные земляные черви из фильма «Дрожь земли», оставляя за собой вздыбленный асфальт…
К счастью, не те, не другие в объектив моей камеры не попались, а видео из регистратора я выкладывать не буду, так как аудиодорожка к видео состоит, по большей части, из звуков бранной речи, которые перемешивались с песнями Боба Марли...
Добавьте к этой общей ночной картине периодически выпрыгивающих на дорогу верблюдов, лошадей, реже коров и получите реалии ночной езды по участку Астрахань-Атырау.
В какой-то момент, начинаю подумывать об остановке на ночлег, но страх перед зубастой опасностью заставляет ехать дальше, и уже во тьме и полудреме я подъезжаю к Атырау. Цены на газ заставили подумать о том, чтобы остаться здесь жить или хотя бы переночевать… Но девушка-оператор заправки любезно отказала мне и послала … в ночь в степь, на съедение сусликам… Это, кстати, был первый, в моей жизни, случай, когда на заправке не разрешили остановиться, ну да Бог с ними. Возможно, у них подписан тройственный пакт о ненападении между владельцами АГЗС, главным сусликом и земляным червём, и в обмен на неприкосновенность есть распоряжение приносить жертвы одинокими иностранными путниками… А верблюды и лошади вдоль дороги - независимые наблюдатели соблюдения договоренностей.
Кстати, о грустном, но рассказать обязан. Именно в Казахстане, уже не раз слышал об опасности путешествий по степям. И причина этой опасности не человек, а Природа, которая не позволяет относиться к себе пренебрежительно. Путешествуя по Казахстану зимой, мы чуть не стали жертвами пурги, которая на огромных пространствах заметала снегом за считанные минуты не только следы, но и любое препятствие на своем пути – будь то человек или остановившийся автомобиль. В ту ночь, не прислушиваясь к предупреждениям МЧС, в районе города Астана, погибло более 18 человек. Летом же известны случаи, когда люди, у которых ломались машины в степи, оставляли их и отправлялись в путь в надежде найти помощь, но погибали уже от другой напасти – жары, которая иногда бывает выше +45. Расстояние между населенными пунктами может быть очень большим и то, это если знаешь в какую сторону идти. В противном случае шансов практически нет. Надеяться на телефон тоже не всегда имеет смысл – местами связи просто нет. Так что будьте внимательны и десять раз подумайте прежде, чем покидать асфальт. Думаю, что так обстоят дела и в любых малонаселенных районах во всем мире. В моем же случае, чуть позже, сопровождающий меня бывалый чабан, который живет в степи уже много лет, вовремя меня остановил и запретил съезжать с наезженной колеи в степи, показав мне колючки растений, которые по своей твердости не уступают гвоздям. С виду эти колючки были обычными кустиками, а запаска всего одна…
Продолжим о сусликах… тьфу… о дороге в Мангистау.
Про сусликов, червей и верблюдов…
Решив, что знакомиться с сусликами и червями я ночью точно не хочу, пристроился на ночлег к какому-то зданию недалеко от дороги. Близость места ночлега к дороге была обусловлена предосторожностью на случай, если эти дикие животные посмеют напасть… Помня данный обет об ежедневных отчетах я достал компьютер и … через 5 минут, чуть не пробив экран носом, убрал его от греха подальше, оправдывая себя тем, что еще не до конца изучил повадки сусликов - вдруг свет от экрана компа может привлечь беду на этот небольшой городок...
Утром, едва проснувшись и умывшись, я решил поскорее покинуть место ночлега, едва увидев рытвины в почве рядом с машиной. Я оказался прав - черви явно ползли на свет экрана компьютера, но потеряв ориентир, они заблудились в темноте и уползли обратно гоняться за сусликами… В этот раз мне повезло.
Выехав за пределы города, я увидел то, что передать словами не возможно… Кто-то наверняка решил, что монстры-суслики плод моих фантазий, но смотрите сами:
- на первом фото - обнаруженные мной норки сусликов:
- на втором фото – остатки верблюда, который, увидев этих сусликов, обкакался от страха и помер …
Естественно, суслики потом обглодали его до костей..
О дороге к Мангистау.
Еще немного времени и я благополучно пересек границу территорию обитания сусликов и червей, оставив позади невероятной красоты однообразные пейзажи бескрайней степи, рождающие одну единственную мысль – где бы здесь спрятаться от солнца, чтобы устроить сафари на диких животных попить кофе. Увидев такое место – я тут же спустился к нему с дороги. Львы, тигры и слоны вокруг давно были съедены сами знаете кем. На всякий случай, сделав пару контрольных выстрелов из фотокамеры, выпив чашечку ароматного кофе, я отправился дальше.
Чем ближе я подбирался к Мангистау, тем более разнообразнее становились … облака, а степь оставалась без изменений… Следует отдать должное дорожникам – там где закончилась зона влияния сусликов, появился асфальт, местами даже очень хорошего качества... наверное как-то так и выглядит знаменитая Rout - 666 в Америке, только там, по-моему, были ещё горы... В общем - полная катастрофа для фотографа)
Цифры на одометре бежали, пейзаж не менялся … Мне еще повезло – иногда однообразная картина разбавлялась небольшими водоемами и возвышенностями, которые после Грузии больше походили на холмики, чем на горы.
Обилие воды объяснялось прошедшими недавно ливнями и степь еще некоторое время была украшена зелеными оазисами. Я приехал, когда они уже закончились и вода ушла, но во многих населенных пунктах было видно, что она затапливала и дома.
Неожиданно резкий звонок телефона пробудил от монотонности дороги – Арман интересовался далеко ли я и как быстро доберусь в Жанаозен. Поверив навигатору, пообещал приехать через 1,5 – 2 часа. Договорились созвониться, когда буду подъезжать и в это момент, вглядываясь за горизонт, я заметил что-то отличное от привычного пейзажа…
В последствии еще не раз буду жалеть о том, что у меня нет с собой хорошего бинокля, да и плохого тоже нет, а пригодился бы… Но делать нечего, едем дальше, и ровная, как стрела, дорога, изредка меняя направление, начинает приближать НЕЧТО…
Спустя некоторое время я понимаю, что пожалуй, ночевать сегодня буду здесь. Сначала я "поливаю" из камеры, как прошедший недавно дождь, направо и налево, а затем, окончательно съехав с дороги, ставлю палатку в глинистую, но местами сухую, почву. Рядом мирно пасутся лошади, кивая головой, словно здороваются – добро пожаловать в Мангистау!
Вечерело. Увлеченный фотосъемкой, я пытался сообразить как сюда вытащить своих знакомых и близких. Невероятность этих мест поражала и очень захотелось поделиться тем, что переживал сам. Отойдя для съемки еще немного от палатки и машины, попадаю в рай – запах степи и полыни накрывает меня с головой и я понимаю, что нужно срочно уходить отсюда, иначе этого не сделаю никогда … а сам сажусь на землю и сижу, улыбаюсь…
Сколько прошло времени - не знаю. Из забытья меня вновь вернул телефонный звонок – Арман беспокоился о том, что со мной. Оказывается я выпал из действительности на четыре часа:
- Полынь, полынь отпусти меня, полынь...
Извинившись, я пообещал, что скоро буду. Опять оставалось ехать 1,5-2 часа, но уже в сумерках, а значит скоро и совсем в ночи…
Невероятным усилием воли надеваю "шторки" на глаза и смотрю только на асфальт, иногда не сдерживая природный инстинкт фото-охотника, но не останавливаясь и делая кадры прямо на ходу…
Много раз я зарекался не ездить ночью и выбирать место лагеря засветло, но сейчас меня ждали. Дорога местами ремонтировалась и эти участки всем приходилось объезжать, поднимая столбы пыли, видимость в такие моменты доходила до 3-4 метров, но с горем пополам, вновь набрав в авто пыль и песок, через 1,5 часа встречаюсь с Арманом при въезде в Жанаозен.
Будучи очень гостеприимным человеком, Арман ведет меня сначала в свой ресторан, а затем приглашает к себе домой, и наши разговоры продолжаются уже за чаем до глубокой ночи. Рассказы о путешествиях, впечатлениях, о местах, людях и планах кажется могут продолжаться бесконечно, но через какое-то время все понимают, что нужно, вопреки желаниям, остановиться, разойтись и идти спать.
Утром, Арман выступает моим путеводителем и достаточно подробно рассказывает какие места мне необходимо посетить, сетуя на то, что не может поехать и показать сам – через несколько дней, они, вместе с Игорем, отправляются в полуторамесячное мото-путешествие по Алтаю и Монголии, а до отъезда ему еще нужно решить много формальностей по работе. Сверившись, что все точки записаны правильно, он уезжает, а я начинаю перетряхивать спальное место в машине – пыль и песок степей Атырау теперь лежит и в Жанаозен, надеюсь это не привлечет сами знаете кого в этот мирный город…
Далее, заправка газом по еще более низкой цене, чем раньше, и я начинаю думать, что может мне выкинуть половину вещей и поставить дополнительные баки под газ? Например на крышу! Но, кто-то внутри, явно более здравомыслящий, говорит, что не стоит пока спешить, и эти мысли скорее всего последствия воздействия полыни.
- Так то - да, но может попробуем? Полынь, бензин, газ ... позовём Боба Марли и он нам споёт, сидя на верблюде ... - не останавливал попыток тот, кто был ещё под "дурманом" пережитых ощущений...
Мангистау. Точка отсчета. Впадина Каунды.
Придерживаюсь указания, Армана: поезжай по асфальту до указателя 180 км от Актау, затем сверни в степь налево от дороги, дальше - до горизонта и там увидишь трактор и домик, потом отдашь вот эту записку на казахском языке – и тебе все покажут.
Сжимая в кулачке записку, еду до знака 180 км. Ищу съезд – нету, осторожно съезжаю в степь в направлении от дороги, иногда сверяя перпендикулярность трека по навигатору… Через какое-то время, доезжаю до линии электропередач, видимо про нее и говорил Арман, но никакого трактора и домика не видно… косяк… вопрос только где? Начинаю вспоминать: Арман говорил, что съезд будет… блин… я или не доехал или промахнулся… через открытые окна, остановленная машина, наполняется запахом полыни… начинаю вспоминать: если проскочишь - будет еще съезд в степь, тогда согласно логике, если двигаться параллельно дороге в любом из направлений - мимо одного или другого съезда не проскочу… Более уверенно, с чувством гордости за найденное решение, начинаю ехать дальше по открытой степи и вскоре выезжаю на протоптанную дорогу.
Ура! С задачей номер один я справился, дальше по дороге будет проще… Ах какие запахи полыни кругом… ммммм….. В дали, показались какие-то постройки, сейчас бы бинокль, но я и так уверен в том, что это моя цель. Сначала подстегиваю Звереныша очередной порцией газа, а затем и вовсе сворачиваю со степной дороги и несусь по ней напрямки, ощущая себя парящим над землей … Старая мудрость гласит: полет это всегда здорово, но приземление важнее…
Следующие два часа я провел наслаждаясь запахами степи ремонтируя багажник, авто-бокс, антенну, а заодно и раскладывая все то, что слетело со своих мест во время полета и после жесткого приземления …
- А ведь там еще могли быть и газовые баллоны - кто-то тихонько посмеивается и блещет сарказмом в голове. Ох, полынь, полынь...
#впадина каунды
Частично устранив потери и водрузив все на свои места, снова, вспоминая добрым словом своего Ангела Хранителя и благодаря его за очередной урок, еду дальше уже более осторожно. Подъезжаю, знакомлюсь, отдаю записку, со мной садится проводник.
Как я и говорил, мне повезло абсолютно со всем, в том числе и с погодой – солнце еще не палило, а иногда, когда оно скрывалось в облаках, легкий ветерок отгонял мошек и комаров. Но прежде всего, во всех путешествиях, мне везет с людьми, которых я встречаю.
Выбрав место для установки палатки, мы попробовали её поставить и только тогда я увидел, что вся земля вокруг была усыпана тысячами морских ракушек - находясь на вершине горы, мы устанавливали палатку на морское дно… Как бы это абсурдно не звучало, но это был факт - когда-то здесь была вода - много воды...
А теперь добавьте к этому обрыв, под которым сотни метров …. Файлы в голове не сходятся, пейзажи завораживают, разведенный огонь превращает нас в древних людей, и почти час мы молча сидим и смотрим на пламя костра. До сих пор не знаю, думали ли мы об одном или о разном, но через какое-то время, не сговариваясь, встаем, и я отвожу своего проводника обратно домой, где меня угостили верблюжьим кефиром, который я попробовал впервые в жизни. Мы попрощались.
Вернувшись к палатке, я забылся сном, а полынь, продолжала играть в игры с моим сознанием…
Вновь снился суслик, но уже мирно сидевший у костра и рассказывающий, окружившим его городским хомячкам, притчу о верблюде, который много работал и был напуган сусликом до смерти… В воздухе от напряжения слушателей запахло чьей-то тишиной и тут же комары недовольно запищали, наговаривая друг на друга...
На вершину морской впадины спускались сумерки…
Уже не первый день солнце отказывается «живописить», щадя мою психику и так находящуюся на грани шока от всего увиденного. Проснувшись до восхода, я проводил Солнце камерой на изготовку, но не сделал ни одного кадра.
Пришло время ехать дальше, меня ждала новая точка маршрута – Темир баба . Участок суши в Каспийском море, напоминающий косу Ада, как выразился о ней Арман. Кто знал, что это место попытается подкосить и меня...
Темир баба и Каспийское море
Забивая в Maps.Me точку на берегу Каспийского моря я уже точно знал, что поживу там день-другой, разбирая фотографии и посвятив время на написание отчетов об увиденном. В конце концов, у меня тоже может быть отпуск на море, как у всех нормальных людей… Единственное, что беспокоило так это близость этого самого моря – Арман почему-то сказал, что подъехать к морю невозможно, а я подъехал и очень близко, как только увидел первый съезд на пляж…
Море… пляж… песок ... И тут и там постоянно встречается наследие, оставленное представителями цивилизации, заставляя соблюдать осторожность при движении по указателю «Темир баба – 14 км». Дорога петляющая вдоль пляжа, то уходя, то возвращаясь к берегу, местами переходила в грейдер, превращаясь в стиральную доску… Какие-то странные брошенные здания и останки машин навеивали скорее печаль, чем радость от увиденного…
Вот и конечная цель - вывеска "Темир баба". Но кажется, Арман говорил не об этих видах. Взглянув на выросшую стену из горной породы, я почему-то решил, что шикарный вид должен открыться именно оттуда и ринулся на приступ по заброшенной тропе.
Проехав мимо каких-то строений и включив все возможные блокировки и медленно пополз вверх, краем глаза заметив, что за мной вдогонку от зданий рванул джип. Я был уже довольно высоко и остановка, чтобы дождаться их, могла привести к неминуемому скольжению вниз. Продолжая ползти вверх, осознаю, что подъем в эту гору был не совсем удачной идеей… Где-то посередине пути, начались каменные завалы, а на последних метрах даже тропа закончилась и направив морду Звереныша строго в небо – я подстегнул всё стадо кобыл под его капотом, надеясь на Чудо… И снова мой Ангел, собрав видимо всю свою силу, но сильно разозлившись на меня, вытащил меня из полной .. опы. Судя по-всему он и решил меня потом наказать, внушив мысль о том, что после такого экстрима самое время и отдохнуть. Нашептывая в голову направление для движения, он завел меня на пустынный пляж, с которого я не мог уехать два дня… ибо нефиг...
Сказ о быте с иллюстрациями… и солнечными ожогами.
Набравшись днем и вечером впечатлений по самые уши, я попытался отобрать фотографии для отчета и их просмотр закончился уже глубокой ночью.
Утром солнце в облаках и на градуснике +19 – лучшее не придумать, чтобы навести порядок и сделать фото для отчёта об устройстве быта в машине. Ангел ухмылялся, свесив ноги с крыши Зверёныша:
- Твори, Серёженька, твори …
И я начал творить, переодевшись в тапочки …
Выше на фото - практически идеальное малометражное жилое помещение, в котором все под рукой, если бы не песок в "постеле" и пыльца полыни повсюду...
Отчет закончен, зачет получен...
Закончив уборку и съемки, с гордостью отметил для себя, что могу позволить, после такого труда, насладиться морем и пляжем - заслужил.
Вода была невероятно теплая и пройдя метров 100 от берега, но по-прежнему не замочив «там, где вам по пояс будет», я решил искупаться, приняв горизонтальное положение … Со стороны, это скорее выглядело как "сел в лужу", просто лужа большая и не глубокая... Полежал, потом ещё посидел, потом еще чуть-чуть полежал полусидя... Прошло некоторое время, прежде чем мне на ухо кто-то шепнул:
- Прожарено, хватит, пора на стол...
Поднявшись на ноги я ощутил не ладное – тело горело, то ли от соленой воды, то ли от песка на мелководье и только вернувшись к машине я взглянул на часы и температуру за бортом: +28, а из зеркала на меня смотрело чужое красное лицо... вспомнились слова из "Заповедника" Сергея Довлатова:
- Что с вами? Вы - красный!!!
- Уверяю Вас, это я только снаружи. Внутри я - конституционный демократ.
Я не заметил как пронеслись шесть часов моего первого пребывания в этом году под палящим солнцем, с последующими купаниями … Теперь спать предстояло стоя, ну или на животе, или не спать вовсе, но зато теперь, точно, найдется время для написания очередного отчета о сделанных фотографиях …
Ночь провел почти без движения и не смыкая глаз - писал отчёт, а когда в итоге выключил свет и попытался заснуть, в полудреме услышал писк комара – один из них приглашал своих собратьев на званный и хорошо пропеченный ужин.
Попытавшись прихлопнуть болтуна не открывая глаз, я от всей души шлепаю себя по подгоревшей корочке… комары потом еще долго смеялись в ночи, но я их уже не слышал… Весь остаток ночи провел под фразу в голове из к/ф «Кавказская пленница»:
- Спасибо, я постою…
Отчасти, спасение было найдено в виде мази от ожогов Пантенол, облегчившей болезненные ощущения, но только там до куда дотягивались руки, а горело все.. Попил кофе и предпринял очередную попытку прорваться через пляжные пески - подальше от опьяненных кровяным коктейлем с полынью и ржущих на весь пляж, комаров.
Пресная вода в бутылях уверенно испарялась с каждой моей попыткой преодолеть насыпь, количество комаров к вечеру прибывало - такое "мясное" шоу здесь бывает не часто, почему-то в голове стало формироваться осознание истинных причин ранее увиденных автомобильных останцев на берегу... благополучное возвращение в Жанаозен уже стало подвергаться сомнению...
Решив, что воспоминание про скелеты автомобилей были не случайны, я решил вернуться в их сторону вдоль насыпи, в надежде обнаружить проезд к "цивилизации" - ведь как-то они туда проехали. Не спеша двигаясь по пляжу, я увидел лошадок, и сделав им несколько кадров на память, помня о том, что вода заканчивается, попытался обменять фотографии на молоко кобылиц. К сожалению, мои намерения, были восприняты неоднозначно - и едва я приблизился, лошади ускакали по берегу дальше, а возможно их отпугнул запах жаренного. И остался я вновь в полном одиночестве, даже без комаров...
Игры в песочницах …
В этот день, сочтя наказание достаточным, мой Ангел Хранитель, решил надо мной сжалиться и сделал пару звонков в небесную канцелярию. Облачная погода, дала мне возможность написать обращение-завещание к тем, кто обнаружит и меня, узнав из него о моих приключениях... К вечеру боль от ожогов постепенно начинала спадать и закончив свой эпос, заснул практически моментально.
Сейчас мы уже не узнаем, кто первым произнёс пословицу - утро вечера мудренее, но в моём случае это оказалось верным.
Ранним утром, впервые по-настоящему отдохнув ночью, я приготовил кофе из остатков пресной воды и предпринял последнюю попытку прорваться через насыпь, рискуя вновь оторвать всё, что так долго прикручивал и подвязывал..
В этот раз попытка удалась и я, как те жеребцы на фото, устремился в сторону Армана, чтобы поделиться с ним пережитым, поблагодарить за приключения и проститься.
Смеялся он долго и в какой-то момент, мне даже показалось, что в его смехе были слышны отголоски комариного писка... Заговор? Нет, Арман не такой... или всё же ... прогнав дурные мысли, я искренне обнял его на прощание и увидел как с плеча Армана взлетел комар... В Казахстане все друг другу братья...
Мой путь лежал в Актау, где меня уже ждал Владислав, ещё один знакомый, который внимательно следил за моими публикациями. Узнав, что я в Казахстане, Влад выразил готовность мне помочь продолжить знакомство с Актау. Помимо своей постоянной работы, он вместе с друзьями из клуба, организовывает выезды для туристов. У ребят неплохой парк техники 4х4 и прогулка обещала быть интересной. Обеспечивая страховку друг для друга на сложных участках, в существовании которых я уже не сомневался, наши возможности увеличивались. Первой точкой нашего набега стали Золотые Пески Актау – настоящие пустынные барханы, возникшие на берегу Каспийского моря.
Но направляясь в сторону пляжа, вся наша колонна, была остановлена степной черепахой, которая была против… правда мы так и не поняли против чего именно.
Забастовка была короткой, протест был выражен небольшой кучкой недовольства прямо на дороге, после чего протестующая, позволив запечатлеть себя для прессы, с гордым видом, отползла в сторону от 4-х колесных монстров …
Съехав с асфальта и спустив колеса до 1.0 атм., выехали на «пляжный автобан» - узкий участок пляжной линии, по которому направились до нашей цели. Езда по такому «автобану» со скоростью свыше 100 км/час превращается в забаву, звуки восхищения доносятся по рации то из одной, то из другой машины, а уже через некоторое время нашему взору открываются невероятные золотые дюны, которые встречаются в Арабских Эмиратах.
Всем наверное известно, что дети любят играть в песочницах? Так и у нас, при виде первых больших дюн, возникает желание в них повозиться – правда лопата, сэндтраки и лебедка есть только у меня, но разве это может быть причиной, чтобы отказаться? Сначала неуверенно, но уже с третьей попытки тяжелый Звереныш забирается на хребет бархана, завязнув в песке недалеко от вершины.
В очередной раз выражаю свое почтение конструкторам Toyota – взлетев на барханы и закопавшись в них, Звереныш вполне уверенно выбирается задним ходом самостоятельно, избавив нас от необходимости использования вспомогательных средств.
Еще наверху я отметил для себя уже следующую песочницу и едва спустившись вниз, уверенно отправился в её сторону. Приблизившись к барханам, всем приходит мысль разбить лагерь и поставить Tentipi именно там. Ребятам не терпелось увидеть это «чудо», упомянутую в отчётах, а у меня, еще на подъезде к барханам, уже сложился кадр. Сложность в установке вновь добавила сыпучая, теперь уже песчаная, почва – для таких мест нужны более длинные колышки. Камней рядом не оказалось и ситуацию вновь спасла установка штормовых растяжек, но в этот раз не сколько от ветра, сколько для перераспределения нагрузки на колышки. Влад, внимательно следил за установкой палатки и записывал видео для своего блога, а Сергей и Ростислав, которые отправились в эту поездку вместе с нами, помогали справиться с этой нелегкой задачей – колышки все время пытались выскочить.
Примерно через 20 минут палатка была все таки установлена и гармонично вписалась, теперь уже, в пейзаж с барханами, вызывая восторг у присутствующих. Познакомившись поближе с палаткой, ребята предложили съездить к двум ущельях: в одном из которых находилось бездонное озеро с пресноводными черепахами, а во втором – родниковый источник в пустыне, дарующий жизнь зеленому оазису вокруг него. Путь к ущельям мы проложим через степь, где расположены Долина каменных шаров Мангистау и таким образом, совместим познавательный туризм с элементами степного бездорожья...
Сергей и Руслан, отложив свои дела, в эту поездку взяли свои семьи, а Влад позвал с собой девушку Аню, которая временно осталась без своего Паджеро. Ребят объединяет клуб Mitsubishi Актау, который организовал Влад. Закупив в магазине провиант для торжественного ужина в конце нашего маршрута, мы отправились на «прогулку» в составе четырех машин. О том, что нам уготовано мы тогда еще не догадывались …
Мокрое дело…
Проехав часть пути по асфальту, мы легко и «чисто» добрались до первой точки нашего маршрута – ущелье Саура
В этом удивительном оазисе в степи, расположилось бездонное озеро с пресноводными черепахами, одна из которых сначала даже любезно согласилась попозировать на камеру. Очередь дошла и до меня. "Собрав" задний фон из палатки и озера, я пригласил черепаху на фотосет. Она к этому времени уже явно устала и так же, как и её пустынная подруга, была против… против фото-сессий на безвозмездных условиях...
Уговоры и обещание миллионов подписчиков в Инстаграмм не помогали, каждая попытка заканчивалась тем, что она отворачивалась от камеры, пытаясь «свалить» -ся с подготовленного для нее, камня-подиума. Понимая, что и у черепахи могут быть влиятельные знакомые, мне пришлось согласиться с её протестом, и на всякий случай отпустить восвояси... Но вместо этого, молодая модель отправилась в гримёрку "Tentipi". Ошарашенный таким исходом я стал снимал её путь по кадрам…
Если у кого-то до этого ещё были сомнения относительно покупки Tentipi, то теперь они точно развеялись… Бизнес-идея единственного в мире "Цирка Черепах" приползла сама.
Складывали палатку мы под осуждающий взгляд черепахи, который не сулил ничего хорошо, если принять во внимание её связи.
Мы направились к следующему ущелью, выбрав маршрут по степным дорогам мимо шаровых камней ( шаровидные конкреции )
Через какое-то время дороги превратились в дорожки, а дорожки, в свою очередь, в едва заметные направления. Затем все эти «направления», наполненные дождевой водой, начинают хаотично переплетаться образуя приличное болото – видимо дождь в этом месте был особенно сильным. Движение машин становиться все более затруднительным, количество налипшей грязи на моем заднем бампере становиться критическим и не выдержав нагрузку он отваливается от кузова вовсе. Теперь его приходится подвязывать стропой, благо этого добра я взял с собой с запасом… Меняем направление движения и едва выбравшись на более или менее сухое место, тут же оказываемся у первой гряды каменных шаров.
До сих пор нет однозначных версий о причинах их образования. Наука не знает или утаивает причины возникновения, но то, что в этих местах есть что-то мистическое – вне всякого сомнения.
До этой поездки я считал, что пустынная степь опасна только в двух случаях – когда очень холодно и когда очень жарко. О том, что в степи бывает еще очень мокро, я даже не догадывался – ну дождик, ну покапал, вода ушла через песок - поехал дальше… что такого? Но полученный опыт говорит о другом – если ты один и тебя настигнет дождь в степи, забирайся повыше и жди когда подсохнет… день, два, три...
Нас спасло только то, что дождь был вчера, а нас сегодня было много. Периодически выдергивая друг друга с помощью связанных тросов мы продолжили наш путь дальше ….
К финальной точке нашего маршрута – ущелью Самал, мы добрались уже под вечер.
Уставшие, голодные, бросившие автобус посреди степи на съедение сусликам, но счастливые…
Наградой за наши старания послужил оазис, раскинувшийся в устье источника и наполняющий прохладой и жизнью всё вокруг себя.
Чай из чистейшая воды имел особый вкус, а приготовленный ужин располагал к тому, чтобы остаться, но поделившись за ужином переполняющими эмоциями, все стали собираться в обратную дорогу.
До Актау было около 150 км и как бы мне не хотелось остаться у родника на ночлег, было принято выдвигаться до асфальтовых дорог всем вместе. Езда по ночной тропе ущелья и заболоченной степи без подстраховки, могла обернуться сложностями, а с нами были дети. По общему согласию, роль Ивана Сусанина была передана мне, и немного поплутав по ущелью, я включил любимое «наитие». Почему мы, заранее, не додумались отметить в навигаторе место, где оставили автобус - мне неведомо...
Наитие вновь не подвело меня и уже через 20 минут мы добрались до искомого, а затем и всей компанией до первой АЗС на трассе. Ребята отправились домой, а я, уставший и счастливый, остался спать там. Суслики и черепахи надеюсь тоже отдыхают и мне ничто не грозит - наивно подумал я... Мой сон в эту ночь вновь, был богатырским.
Прощальный "отрыв".
Едва проснувшись утром следующего дня и выпив чашечку кофе, я направил Звереныша в сторону пограничного перехода между Казахстаном и Узбекистаном, не подозревая о том, что мой путь будет пролегать через первородное логово кровожадных сусликов и езда по их территориям закончиться практически полным отрывом газового баллона от чрева Зверёныша.
Мог ли я предположить, что пока я спал суслики не отдыхали, а вместе с черепахами разбалтывали/откручивали/перегрызали шпильки крепления газового баллона.
К длинной очереди на границе с Узбекистаном я подъехал с характерным скрежетом, на который обратили внимание пограничник, контролирующий дорогу и пнув, болтающейся на честном слове, газовый баллон ногой - стал что-то очень быстро говорить по рации. При неудачном очередном ударе об камень на дороге и малейшей искре, баллон помог бы мне пересечь границу и без досмотра или, возможно, даже образовать новую местную достопримечательность – провал Быстрова. А тут прозорливый пограничник... мдя.... засада, придётся стоять в очереди...
Естественно границу я «проезжал» почти пешком, но очень стремительно и не без помощи казахских таможенников, увидевших причину скрежета. Из Казахстана меня выпустили без очереди и без досмотра, по пустой встречной полосе пограничного перехода - лишь бы скорее покинул вверенную им территорию. Мне кажется, я даже заметил в зеркала заднего вида, как все, кто был в курсе происходящего и слышали переговоры по рации, вытерли выступивший пот, и даже самые стойкие обратили свои взоры к небесам...
Думаю что примерно по-такому сценарию и приходит "спасение", когда управление процессами выходит из под контроля. Сначала на голодный и злой, уставший от различных факторов, народ, внезапно сваливается угроза неизбежной для всех катастрофы, а вслед за этим, так же внезапно на пике охватившего всех ужаса, появляется герой - мессия, приносящий надежду на спасение. Создаются ли оба искусственно - после счастливого спасения уже никого не интересует, народ радуется и празднует... Если быть внимательным, то, изучив термин "Манипуляция массовым сознанием", в истории многих стран Мира можно найти очень много интересных исторических совпадений и случайностей...
Но вернёмся к нашей истории. Все, кто остался на границе в Казахстане теперь были счастливы и возможно, казахские пограничники, кому-то из своих знакомых, даже предложили повременить час-другой иди день с переходом границы в Узбекистан... Теперь все их риски, вместе со мной, перекочевали в Узбекистана, герой-спаситель, обнаруживший меня, скорее всего уже получил внеочередное звание. На душе было весело и беззаботно - я ведь вновь очень быстро проскочил границу, избежав огромной очереди, с остальным разберёмся позже.
В этот момент, кто-то уже перевернул песочные часы, которые стали отсчитывать минуты до прощания со Зверенышем и последующих взрывов, которых я никак не ожидал...
Ранее:
Читать далее:
Уже совсем скоро новые приключения и истории - присоединяйтесь:
#путешествия по зову души #странашамания #путешествия #авто #туризм #путешествие
Мы искренне надеемся на обратную связь - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии или замечания, давайте советы, делитесь собственным опытом и рекомендациями, присоединяйтесь к нашим Путешествиям по зову Души!