Найти тему
О технике и не только.

Кто такие "среднебойщики".

Оглавление

Сегодня я бы хотел поговорить на тему перевозок на средние расстояния. Как в шутку и метко их назвал мой друг Вячеслав: "среднебойщики")). Такие перевозки существовали и при СССР, на расстояние не более 1000 километров. Пришли 90-е, а вместе с ними коммерция, и частная торговля. Потребность в грузовиках грузоподъёмностью 3-5 тонн выросла и не только для работы внутри города.

В небольших городах, посёлках, сёлах Сибири, как грибы после дождя появились магазинчики, ларьки, коммерческие палатки. Какой смысл было гонять тот же КамАЗ в областной центр за тремя тоннами товара, да ещё за две три сотни километров. Правильно никакого. И тут как нельзя кстати вместе с легковыми "японками" появились и грузовички.

Не грузовики, а мечта коммерсанта! Небольшие, юркие, экономичные, надо с бортовым кузовом? Есть такой. С будкой? Пожалуйста. И даже с рефрижераторной установкой можно.

И каких только марок не было: Тойоты, Мазды, ММС, Ниссаны, ИСУДЗУ. Не берусь судить какая из них была лучшей, все по-своему хороши.

"Японци". Коллаж для примера.
"Японци". Коллаж для примера.

Кто-то из коммерсантов сам покупал для своих нужд такой грузовичок, а кто-то пользовался услугами собственника грузовика, так сказать «по найму».

И поехали такие грузовики с районов, на оптовые базы в областной центр за товаром. Расстояния были разные от 50 и примерно до 700 километров в одну сторону.

Отношение на трассе к ним было разное. Кто-то откровенно ненавидел их, за бесшабашную и опасную манеру езды. Кто-то, за то, что у более крупных грузовиков кусок работы забрали, но на то он и рынок: конкуренция! Все зарабатывают как могут и умеют.

Всякие люди на этих грузовиках работали, да в прочем, как и везде. Но вот ДТП с участием этих «среднебойщиков» было побольше чем с дальнобойщиками. И за частую из-за огромного желания заработать и побыстрее, не взирая ни на какие риски, а под час игнорируя здравый смысл.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Примерно в году 98-ом, ехали мы на легковушке с другом, по трассе Чита-Забайкальск. Декабрь, морозец где-то за -35, ночь. Трасса почти пустая. На обочине мужик рукой машет. Останавливаемся:

-Что подвезти?

-Нет! Мне бы хоть часик поспать, выручите мужики! Прошу!...

-Чего?! Поспать! Ты чё бухой или обкуренный?!

-Нет! Да я вон… грузовик у меня в кювете, на бок я лёг.

Вышли мы из машины смотрим, в кювете, среди кустов и деревьев Мазда «Титан» лежит на боку, судя по расстоянию от трассы, на приличной скорости она шагала!

-Ты как так умудрился с дороги слететь: дорога прямая, ям и «гребёнки» нет! Уснул что ли?

-Ага, коммерсантка закемарила, ну я в какой-то момент тоже вырубился, очнулся уже на боку, баба и движок благим матом ревут…

-Так она то где?!

-Да уже на попутке в город уехала, а я остался.

-А костёр то что не разведёшь, в лесу же!

-Боюсь: костёр разведу, согреюсь и усну, и всё, кранты мне! Пожалуйста можно я у вас посплю хоть часок, сил уже нет, а уж потом и костёр разведу…

-Так ты сколько не спал?

-Да уже третьи сутки пошли, Новый год скоро, самый «сенокос» сейчас, вот и мотаюсь: 350км в город, загрузился и обратно, и так уже третий рейс.

-Ну ты и балбес! Всех денег не заработать.

-Понятное дело, сам виноват, а чё делать? Работать надо.

-Да не стой ты, залазь вон на заднее сидение.

Мужик снял засаленный пуховик, свернул его, положил под голову и мгновенно уснул.

Нам еще предстояло ехать почти четыреста километров, я убрал машину подальше от дороги, оставил только включёнными габариты.

-Может и мы часок поспим?

-А чё можно, а то как этот, тоже где ни будь «закемарим»))…

Проспали мы добрых два часа, разбудил нас водитель Мазды:

-Ну спасибо мужики, выручили, пойду я костёр разожгу, да буду помощь ждать. Теперь то я в порядке, выспался матьегоитить)).

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

-Может сообщить куда, ты откуда сам то?

-Нет не надо, я уже двоих земляков попросил, сообщат кому надо, машина вроде не сильно пострадала, «лобовуха» только вся трещинами пошла, да так по мелочи, справлюсь…

-Ну давай, удачи тебе, и не рви ты так пуп, а то в самом деле надорвёшься с такой то работой))…

Постараюсь. Ещё раз спасибо огромное мужики!...

И ещё одна была проблема у водителей этих грузовичков: это криминал! А кто тогда не попадал под бандитов, отморозков и махновцев? Да почти все! Но вот они попадали чаще. Объясню почему:

Едет такой грузовичок в областной центр за товаром, а значит есть у водителя или коммерсанта с собой наличка. И не надо быть семи пядей во лбу, что бы догадаться об этом. Ну, а остальное уже дело техники, как и где такой куш перехватить!

А была ещё в нашем регионе дикая бригада беспредельщиков, которая именно за такими грузовичками и охотилась. Роли чётко были распределены: одни на оптовых базах примечают какой грузовик, с кем, и как часто на базу приезжает. Другие на легковушке отслеживают откуда этот грузовик, по какой трассе в город приезжает, а третьи место для перехвата выбирают и...

Товар редко был отморозкам интересен, а зачем? Если можно было просто деньги отобрать! Ну а жизнь человеческая, это уже, для таких тварей, дело второстепенное было.

Это же не КамАЗ остановить (хотя и их тормозили), да и за частую дальнобойщики, в то время, старались по одному не ходить. Сплочённость у них была лучше, чем у тех, кто на 3-5-ти тонниках в одиночку за товаром ездил.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Бывало и пропадали мужики на этих грузовичках, находили потом где-нибудь в сопках или в лесу такую машину, без водителя, а бывало и с ним, но сожжённую.

Сейчас, по прошествии стольких лет, резонный вопрос: А стоила ли эта работа того? Такой риск! И тут однозначного ответа нет. Семью кормить надо? Надо! Ну, а риск, так он в любом деле и работе присутствует. Времена тогда были не просто лихие, а дикие!

-Ну и немного пафоса: благодаря вот таким мужикам на маленьких грузовичках, в отдалённых селах, посёлках, и маленьких городах на полках магазинчиков продукты были!

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Не мало в те годы шофёров сгинуло: дальнобойщиков, таксистов, шофёров на маленьких "продуктовках", автобусников, крановщиков, самосвальщиков... Подвиг они не совершили, а просто зарабатывали и кормили свои семьи и хотели жить по-человечески!

Дай Бог что бы такой беспредел, как в те дикие времена, когда человеческая жизнь стоила сущие копейки, больше никогда не повторился!

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Всего наилучшего Вам Шофёры!

Друзья, коллеги, подписчики, если у вас есть что добавить. А кто-то имеет своё мнение, на описанное в статье, то милости прошу в комментарии!

Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня!

Благодарность автору добровольная и анонимная:

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !

Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и свободных источников