Трудно поверить, что в мещерских лесах бобр отсутствовал целых 300 лет. Однако, это факт, ведь сей грызун не тур, не зубр, не бизон, княжеские охоты прошли мимо бобра, но зверь был истреблен под корень, и тому были причины. Кстати, бобр – это животное, а бобер – это мех на шапке или воротнике. Ценный мех был главной причиной истребления грызуна не только в России, во многих европейских странах зверь был изведен «под ноль».
Еще ценилась «струя» бобра, выделение особой железы, которая якобы помогала от многих недугов. А некоторые особо хитрые монахи причисляли бобра к рыбам и лакомились мясом водоплавающего в постные дни. Вот так бобру была уготована печальная участь зубров и к 17 веку на пятьсот верст вокруг столицы (тогда Москвы), зверь совсем исчез из лесов. В 1638 году боярин Шереметьев не смог найти в казне бобровых шкур даже для нужд царя, о чем сохранилось письменное свидетельство.
Возрождение бобра в Мещере связано с Окским заповедником, который учредили в 1935 году для сохранения выхухоли. Нелегкая задача легла на плечи молодых ученых-зоологов, только что окончивших московский вуз. Это были муж и жена Бородины. Марине Николаевне было всего 24 года, и она вплотную занималась бобровым вопросом, а ее супруг Лев Павлович, был старше на четыре года, помогал жене всеми силами, но курировал выхухолей.
В 1936 году были проведены подготовительные работы в заповеднике вокруг озера Уханского, построен кордон для наблюдения, устроены временные хатки и норы. А в следующем году из Воронежского заповедника привезли первых двенадцать переселенцев. Кстати, воронежские бобры были также реинтродукцированы из белорусского Полесья в конце 19 века. Реинтродукция – переселение диких животных на территорию, где раньше обитал этот вид. Так что теперь грызут деревья по берегам Пры потомки белорусских «друзей» со Свислочи или Березины.
Везли бобров в заповедник два дня, на подводах, на поезде до станции Шилово, на машине и снова на лошадях. Двое дорогу не вынесли, а один, опьяненный свободой, ломанулся на соседнее озеро Кальное, его следы потом нашли в семи километрах. Остальных выпустили на озере, и бобры принялись обживать новый дом.
Через два года ученые обнаружили двух новорожденных бобрят. До войны из воронежских земель прибыло еще 23 особи, и бобры с успехом стали заселять различные водоемы заповедника. Через два десятка лет бобры распространились по всему бассейну реки Пры и ее притокам, многочисленные плотины перекрыли малые мещерские речки и каналы, а в 1956 году специально отловили сто бобров и отправили их обживать новые регионы.
В повести «Мещерская сторона» Паустовский писал, что по некоторым каналам весной можно проплыть на многие километры на легком челне. Теперь такие путешествия проблематичны не только из-за буреломных деревьев, которые раньше убирались, но и благодаря бобровым запрудам. Бобры запросто могут заболотить несколько гектаров леса, подняв уровень лесной речки на плотине до метра.
Тем не менее и лесу, и, особенно малым рекам, бобры приносят несомненную пользу. А их трудолюбие вошло в поговорки и не только, вспомните советские мультфильмы.
Буду благодарен Вашим оценкам и комментариям. Всем удачи! Еще о Мещере и ее обитателях можно почитать ниже и в других статьях канала: