Благими намерениями вымощена дорога в ад, и лишь благими делами дорога в рай
В последние годы в результате старения населения, которое очевидно является оборотной стороной роста продолжительности жизни, а также отсутствия значительных успехов в деле улучшения состояния здоровья представителей старшего поколения, лавинообразно увеличиваться численность пожилых людей, нуждающихся в постороннем уходе. Согласно исследованиям Евростата, в середине 2010-х годов, 48% людей в возрасте 65 лет и более имеют сложности при самостоятельном ведении домашнего хозяйства или автономной жизнедеятельности. При этом 55% из них сталкиваются с серьезными, а не умеренными ограничениями.[1]
Долгосрочная опека пожилых людей, при наличии у них сложности самостоятельной жизнедеятельности, может осуществляться силами социальных служб или родственников на дому, либо в институциональных условиях, при предоставлении им медико-социальной помощи и социальных услуг с обеспечением проживания. Объективно, услуги с обеспечением проживания, получают те пожилые люди, которые характеризуются более существенной степенью утраты способности к самообслуживанию, чем те из них, которые получают помощь на дому. Например, во Франции, среди получателей ухода в условиях организованного проживания, доля людей, страдающих существенными и серьезными ограничениями в ежедневной жизнедеятельности, составляет 60%, тогда как среди получателей помощи на дому она не превышает 20%.[2]
Российская Федерации в разы отстает от среднеевропейских показателей количества мест в учреждениях стационарного социального обслуживания на 1000 жителей в возрасте 65+. Вовремя не оценив надвигающееся лавинообразное увеличение численности пожилых людей, нуждающихся, в силу существенных и серьёзных ограничений в ежедневной жизнедеятельности, в постороннем уходе в условиях организованного проживания, государство оказалось неспособным найти ответ на появившуюся потребность в рамках собственной системы социального обслуживания.
Не найдя удовлетворения в государственной системе социального обслуживания, часть потребности в уходе за пожилыми людьми с обеспечением проживания, вышла на рынок в виде платежеспособного спроса, который как известно, рождает предложение. Государство, проявляя впопыхах благие намерения (или демонстрируя очевидную недальновидность) распахнуло двери для любого предложения предоставления услуг ухода за представителями старшего поколения с обеспечением проживания, не озаботившись созданием даже минимальных фильтров. Вот уж действительно: «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Очень скоро в распахнутые двери ринулись самые различные поставщики социальных услуг с обеспечением проживания от вполне ответственных до совсем безответственных. Причем соотношение числа одних и других было, естественно, не в пользу первых. Не удивительно, что в стресс – условиях ковид-пандемии и супер-холодной зимы кластер негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания продемонстрировал всю свою неустойчивость. Массовые заболевания проживающих и регулярные сообщения о пожарах в этих организациях, не всегда соответствующим образом освещаемые и комментируемые, привели к тому, что только ленивые не удосужились высказать своё возмущение наличием негосударственных учреждений, предоставляющих услуги стационарного социального обслуживания или не смогли удержаться от призывов жестко «навести порядок. Со временем смертность от ковид утратила свою актуальность в качестве драйвера наведения порядка, но продолжающиеся сообщения о пожарах привели нас к реальности, когда основными двигателями идеи усиления регулирования социального обслуживания в форме лицензирования стали силовые ведомства, которые сконцентрировались на местном контексте соблюдения противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Очевидно, что проводимое под локальным силовым зонтиком выявление настоящих или мнимых нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства не способно способствовать решению большинства негативных явлений, возникающих в связи с функционированием негосударственных организаций, предоставляющих услуги с обеспечение проживания, которые можно представить
Таким образом в ходе лицензирования деятельности в сфере предоставления социальных услуг и медико-социальной помощи людям с дефицитом самообслуживания должны быть решены вопросы, связанные с условиями и качеством жизни, в том числе безопасности людей с дефицитом самообслуживания, получающих социальные услуги с обеспечением проживания.
Обязательные компоненты качественного социального обслуживания, которые должны регулироваться в рамках лицензирования
- Ценностная ориентация (Приверженность приоритету соблюдения прав и обеспечению достойного качества жизни подопечных)
- Фиксирование контингента (Понимание процесса определения каким категориям подопечных будут оказываться социальные услуги)
- Способность планировать (Наличие обоснованной методики планирования предоставления социальных услуг)
- Организационный потенциал (Наличие персонала обученного по акцептованным программам и формализованной структуры организации и контроля процессов предоставления услуг)
- Недвижимость (Владение на длительной основе объектами, соответствующими установленным требованиям по назначению, площади, инженерному обеспечению)
- Оснащение (Наличие мебели, оборудования, технических средств реабилитации и организации обслуживания ,в зависимости от категории обслуживаемого контингента)
- Медицинская лицензия (Наличие медицинской лицензии - только для предоставляющих услуги с обеспечением проживания- различной по объему, в зависимости от категории подопечных)
- Безопасность (Соответствие требованиям безопасности -в том числе пожарной и санитарно-эпидемиологической)
- Качество (Наличие стратегии по мониторингу качества и профессиональному развитию сотрудников)
Помимо этого, решения требуют правовые и экономических проблемы, наличие которых искажает конкурентную среду и стимулирует поставщиков социальных услуг с обеспечением проживания на использование отнюдь не наилучших практик деятельности. Для того, чтобы применяемые при лицензировании негосударственных организаций предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания подходы и методы смогли действительно «вылечить» болезни развития сектора, необходимо точно понимать с какого рода хозяйствующими субъектами придется иметь дело и точно осознавать специфику облика получателей услуг этих организаций.
В частности, неправильная оценка ситуации, в первую очередь в контексте возможности замещения существующих негосударственных учреждений уходом на дому в рамках, т.н. «деинституционализации" , может существенно ухудшить качество жизни не только самих получателей услуг, но и их семей. Проведенное мной исследование: «Облик подопечных негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания» показывает, что достойное качество жизни существенной части получателей услуг в принципе не может быть обеспечено при уходе на дому. Также меры регулирования, если они предназначены стать «благими делами», а не оставаться «благими намерениями» должны учитывать размер учреждений и их структуру.
Исходя из вышеизложенного я бы предложил следующие шаги по позитивному стимулированию вовлечения негосударственных организаций предоставляющих явно или неявно социальные услуги с обеспечением проживания:
- упрощение смены разрешенного использования земельных участков и целевого назначения зданий при их переоформлении для использования организациями, оказывающими социальные услуги с обеспечением проживания (пребывания);
- отмена налога на имущество и налога на землю для объектов недвижимости в которых осуществляется социальное обслуживание с обеспечением проживания (пребывания) лицензированными организациями;
- использование (перенаправление) мер соцподдержки, направленных на субсидирование оплаты услуг энергетики и ЖКХ представителями старшего поколения для субсидирования лицензированных организаций в объемах соответствующих оказанию услуг льготным категориям жителей территории, на которой расположено учреждение;
- безусловное обеспечение принципа «Деньги следуют за получателем услуг» и реальной свободы выбора получателем услуг поставщика социальных услуг;
- финансирование установки пожаро-охранных сигнализаций за счет средств, выделяемых на профилактику пожаров;
- освобождение от всех проверок на срок 3 года после получения лицензии.
[1] Рассчитано по: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Disability_statistics_-_elderly_needs_for_help_or_assistance
[2] Материалы Франко-Российского Круглого стола «Услуги для пожилых во Франции.8 декабря 2017 года (https://isp.hse.ru/data/2017/12/20/1159973532/Zakri-Mathieu_TR%20services%20PA.pdf ) с.14.