Найти тему
Иван Жилин

"Ислам классический. Энциклопедия" Королёва и Лактионова

Ну, когда мне "продали" эту книгу в чьих-то комментах, то сразу обозначили, что это не энциклопедия, а, скорее, монография. Жаль, что не сказали, что это настолько монография - она реальна похожа на раздутый автореферат кандидатской и состоит из цитат ну как минимум наполовину.

Это, прямо скажем, не слишком облегчает восприятие, но ладно бы дело было только в количестве цитируемого материала, важно отметить и его, так сказать, качество (хотя, скорее, характер). Авторы в предисловии, сразу после цитаты из Гегеля про взаимосвязь религии и формы государственного устройства, говорят следующее: "Чтобы понять какое-либо явление, необходимо, въяве или мысленно, оказаться внутри него, научиться — здесь эта метафора как нельзя более кстати — говорить на его языке." Дальше, к сожалению, резких сюжетных поворотов не будет, и книга развивается именно так, как вы подумали.

То есть я понятия не имею, насколько авторы практикуют ислам и являются искренне верующими мусульманами, но по тексту складывается именно такое впечатление. Цитаты, о которых я говорю, в основном из Корана, хадисов и прочих священных текстов, из разнообразных отцов веры и других исследователей ислама, находящихся "внутри явления"; изредка, очень изредка встречаются европейские исследователи (судя по стилю, творившие веке эдак в XIX). В общем да, несмотря на то, что в начале авторы обозначают несколько действительно важных вопросов - о природе мусульманской веры; о том, почему она оказалась столько "государствообразующей" и вообще по сию пору остаётся стержнем ближневосточного социума; о причинах успеха арабской экспансии в первые века - они по факту ответов на них не то, что не дают, а даже не ищут.

Всегда любил эту схему из "Истории военного искусства" Разина, особенно поэтичные названия боевых линий.
Всегда любил эту схему из "Истории военного искусства" Разина, особенно поэтичные названия боевых линий.

То есть роль веры в исламском обществе постоянно подчёркивается, но просто постулируется. Но, право, я как-то и без умных книжек имею некоторое представление о том, насколько это общество религиозно. Постоянные выпады в сторону скучной и основанной на экономике европейской цивилизации несколько утомляют, тем более что справедливостью они не отличаются - скажем, авторы утверждают, что покинувшие поле боя из-за религиозных разногласий хараджиты суть явление, уникальное для ислама, чуждое бездушным европейцам. Я прям даже не знаю, а вот то, что католики и протестанты пару столетий друг дружку резали - это нещитово? Ну да, у этой резни, особенно когда она вышла на межгосударственный уровень, было немало экономических причин, но в отношении ислама анализа экономики авторы вообще не делают, что, естественно, не значит, что она значения не имела.

В общем, имеем краткий пересказ исламской космогонии и жизни Мухаммеда (не атеистический и не критический), не менее краткий рассказ про стремительное расширение дар-аль-ислам в первые века арабских завоеваний и создание халифата Омейядов (тоже не с точки зрения военной или экономической истории) и довольно обширное описание религиозных практик.

Увы, находясь внутри явления, авторы даже не попытались его сколько-нибудь объективно описать. И очень жаль, поскольку ведь на самом деле первые века ислама - это удивительный период, время стремительных территориальных завоеваний, в отношении которых действительно есть ощущение влияния религиозного фактора на успех военного и государственного строительства. Но просто многократно повторить, что именно вера вела арабских воинов к победам, даже не попытавшись проанализировать остальные причины этих побед - это, ребята, не ответ.

Впрочем, пересказ Корана по-своему любопытен; становится особенно очевидно, насколько сильно ислам отталкивался от Ветхого завета и насколько ему близок (едва ли не больше, чем Новый завет). А вот исламское богословие, судя по всему, в отличие от христианского, осталось в значительной мере буквалистским, не то, что не пытающимся, но решительно отвергающим даже идею критического взгляда на священное писание. Правда, это на основе текста с цитатами такое впечатление; может, это Рабинович так напел.

Итого: если вы хотели объективный и научный анализ зарождения и развития исламской цивилизации - это не ваша книга. И не моя. Писалась она явно для других целей авторами со совсем другим майндсетом.

P.S. В конце есть и мякотка: авторы, углубившись в шариат, рассказывают, что на самом деле Коран не принижает женщину и в качестве иллюстрации приводят развод - мол, и мужчина и женщина могут развестить, то есть инициировать процесс. Правда, для этого, оказывается, мужчине нужно просто трижды произнести ритуальную формулу, а женщине нужны основания и веские причины, но это ж неважно, так-то они на самом деле равны, да?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц