317-316 гг. до н.э.
Сицилия
После бегства Агафокла из Сиракуз, когда он спасал свою жизнь от воинов военачальника Акесторида, прибывшего из Коринфа с отрядами на помощь жителям Сиракуз (см. публикацию «Приказ был исполнен, но выполнен не был»), ситуация на острове Сицилия сложилась следующая.
В западной части острова укрепились карфагеняне, чей военачальник Гамилькар стремился всячески расширить подконтрольные ему территории. В восточной части острове господствовали Сиракузы, во главе которых стояли демократы.
В районе Гелы и Акраганта действовала армия сиракузских изгнанников во главе с Состратом, бывщим тираном Сиракуз.
Агафокл же укрылся в городе Моргантины, враждебном Сиракузам, где начал собирать свою армию.
Ситуация начала меняться, после того, как вспомогательные коринфские отряды отбыли на Родину.
Первым делом решением Совета Шестисот, который в те дни являлся органом власти в Сиракузах, на родину вернули изгнанников, которые бежали вместе с Состратом.
Это возмутило часть демократов, враждебно настроенных к Сострату и его людям. Они послали за помощью к Агафоклу. Последний же, призвав под свои знамена жителей Моргантины и наемников, начал войну с Сиракузами.
Вначале он захватил союзный Сиракузам город Леонтины, а затем вышел к Сиракузам и осадил город.
Правители Сиракуз, не зная, как освободиться от подобной напасти, обратились за помощью к своим традиционным врагам – карфагенцам.
Армия Гамилькара подошла на помощь Сиракузам.
Явно уступая в силах объединенным войскам союзников, Агафокл идет на неожиданный ход: он предлагает всем трем сторонам начать переговоры о мире. Лично встречается с Гамилькаром и заключает с ним необычный договор.
Агафокл и Гамилькар в личной беседе договариваются оказывать друг другу поддержку воинами и деньгами для увеличения своей власти в родном государстве.
Агафокл обязуется помогать Гамилькару стать во главе Карфагена или, в крайнем случае, стать независимым правителем западной Сицилии.
Гамилькар же берет на себя обязательство помочь Агафоклу стать во главе Сиракуз.
Понятно, что эта договоренность держится в строжайшем секрете.
Выполняя свою часть договора, Гамилькар добивается от правительства Сиракуз мира с Агафоклом на следующих условиях: Агафокл уводит осаждающую армию обратно в Моргантины, а сиракузяне разрешают самому Агафоклу вернуться в Сиракузы.
В Сиракузах Агафокл начинает плести интриги и вскоре назначается стратегом в войне с неким Эрбитом, изгнанником, который собирал наемников во внутренней Сицилии.
Якобы для похода на Эрбита Агафокл включает в свою армию часть воинов из Моргантины и тех наемников, которые вместе с ним осаждали Сиракузы. 5.000 воинов из числа жителей северной Африки Агафоклу присылает Гамилькар.
Опираясь на эту армию, Агафокл пошел на провокацию. Как-то утром он пригласил к себе Писарха и Диокла, лидеров Совета Шестисот, посоветоваться по вопросу похода против Эрбита. Те прибыли, прихватив с собой сорок своих друзей и телохранителей.
Агафокл велел арестовать их по обвинению в заговоре против него. Воинам было объявлено, что Совет Шестисот намерен его убить, а потому он призвал воинов защитить его. Заранее подготовленные отряды были разосланы по Сиракузам с приказом убивать членов Совета Шестисот и грабить их дома. Когда начался грабеж знатных и богатых, к воинам Агафокла присоединились толпы бедноты.
Аристократов убивали на месте. За компанию с ними были убиты и самые богатые и деятельные из незнатных граждан, те которые могли создать или возглавить какую-либо партию. Их дома также разграбили.
Сиракузы быстро превратились в кипящий котел, где начались повальные грабежи, убийства насилия над всеми, кто привлекал внимание толпы и воинов своим богатством, положением или чем-то иным, выделявшим его из толпы.
Два дня город находился в руках грабителей и убийц. За эти дни было убито 4.000 человек, 6.000, спасая свои жизни, бежали в Акрагант и другие греческие города.
Между делом были убиты все личные враги Агафокла и все те, кто у него вызывал хоть малейшее подозрение в нелояльности.
На третий день Агафокл положил конец произволу, собрал Народное Собрание, на котором был избран стратегом-автократом, став фактически единоличным правителем Сиракуз.
Для укрепления своей власти на этом же собрании Агафокл обещал простить беднякам все их долги и переделить в их пользу землю.
После этого какие-либо партийные свары, склоки, схватки кланов, которые много лет до этого раздирали государство, прекратились.
В Сиракузах был установлен порядок, а стабильность была такова, что все могли без страха и днем и ночью ходить без охраны, и не заботиться об охране своих жилищ. Сам Агафокл также ходил по городу без телохранителей, к нему по своим проблемам мог обратиться любой желающий. Он всех выслушивал, многим помогал.
При этом тщательно следил за государственными доходами, состоянием армии и флота.
Вот тебе и «сын простого горшечника». Абвершкол, Академий ГШ ГРУ, «Вышку» КГБ не заканчивал, а «вербанул» с одного захода полководца армии противника. В Академиях управления не обучался, ВШЭ не заканчивал, а «сделал» политических противников в Сиракузах и образованных, и опытных в управлении государством.
(Источники: Диодор, Полиен, Юстин)