Бывало, что в дореволюционных посёлках и деревнях развитие происходило за счёт воли и энергии одного умелого человека. В деревне Пареево таким человеком был Яков Зайцев. Он владел местной текстильной фабрикой и имел консервативный взгляд на жизнь. В браке с первой женой нажил десять детей, а когда она умерла женился на восемнадцатилетней дочери своего бухгалтера, родившей ему ещё двенадцать детей. Их строгое воспитание проходило под девизом - «ни минуты без дела». Каждому ребёнку от мала до велика, отец давал задание на день и после возвращения домой проверял, как они выполнили его. Плохо приходилось тому, кто без должного уважения относился к отцовскому наказу.
Надо ли говорить, что Яков был человеком религиозным. Он покровительствовал ближайшей церкви в селе Маврино, а в самом Пареево выстроил часовню Рождества Пресвятой Богородицы.
В советское время часовня была приспособлена под магазин. В 2001-м году её возвратили верующим.
Кроме часовни на деньги Якова было построено земское училище. В наше время магазином стало именно оно.
В центре деревни до сих пор стоит заброшенный особняк, в котором жили Зайцевы. Есть и другие старые дома, поменьше размером. Каждого из своих детей Яков обеспечил собственной жилплощадью. Почти все его отпрыски выросли достойными людьми. Одна дочь, правда, стала жуткой скрягой, а один из сыновей спился и к концу жизни дошёл до того, что отламывал от своего дома доски, чтобы протопить очаг.
Яков долго присматривался к сыновьям, выбирая тех, кому он мог передать своё дело. Наиболее хорошо он относился к двоим близнецам - Михаилу и Фёдору. В возрасте восемнадцати лет Михаил уже был женатым человеком и вместе с отцом управлял фабрикой. Фёдора послали изучать передовой промышленный опыт во французский город Лион.
Яков умер от рака желудка в 1911-м году. Гроб с телом покойного был на поезде доставлен из Москвы в Сергиев Посад, откуда толпа родственников и рабочих на руках перенесла его к погосту в деревне Маврино. Там и сейчас можно увидеть его могилу. Фёдор успел вернуться из Франции лишь после похорон. В 1914-м году он женился на дочери французского инженера, но счастье молодых было недолгим, потому что вскоре разразилась Первая мировая война и его призвали в армию. На фронте Фёдор попал в плен и вернулся в родные края лишь через пять лет. Михаил всё это время оставался дома и управлял семейным делом. После революции собственность Зайцевых национализировали, но братья были упёртыми и видимо из-за этого своего качества совершили страшную ошибку - они остались в Советской России, вместо того, чтобы эмигрировать пока это было возможно. Уже тогда большевики не скрывали, какую судьбу они готовят людям их происхождения и многие переехали в то время - в Париж, Берлин, Константинополь, куда угодно. Лучше бедствовать и работать грузчиком в порту, но оставаться в живых. Тем более, что у Фёдора был опыт жизни за границей.
В общем братья по своей воле остались в стране и поначалу казалось, что они смогли найти своё место в новой реальности периода НЭПа. Однажды, уже в тридцатые годы, Михаила и ещё одного брата задержали, чуть позже забрали и Фёдора. Всех троих в итоге расстреляли - такая вот типичная история.
В бывшем доме Зайцевых долго размещался ветеринарный пункт, но несколько лет назад его просто бросили на произвол судьбы. Название деревни со временем сменилось на Старопареево, видимо по причине появления неподалёку Новопареево.
Судя по обилию мусора и наблюдавшим за мной смуглым детишкам, где-то рядом живут цыгане. Здесь по-видимому располагалась крытая лестница, ведущая на второй этаж. Слева от входной двери размещалась печь, покрытая простоватой плиткой белого цвета.
Рядом есть узкий проход в странное помещение со сводчатыми стенами и низким потолком. Что это за место? Может погреб? А может быть темница для непослушных детей? Шутка. Если вы знаете назначение этой комнаты, можете поведать о нём в комментариях.
Это единственное помещение во всём доме, где окно защищено решёткой.
С правой стороны есть три небольшие ниши. В одной из них сохранилась полка.
Дверь, которая ведёт сюда, была самой маленькой в доме.
Дом состоит из двух частей, соединённых приподнятым над землёй переходом.
Такое ощущение, что лестница на чердак сломана специально для того, чтобы любопытные не поднимались наверх.
В открытых комнатах не сохранилось ничего интересного.
Некоторые помещения завалены мусором.
Рядом с домом сохранились руины красильни. Фабрика располагалась в нескольких сотнях метров отсюда, сейчас на её месте находится лимонадный завод.
Возможно от старой фабрики тоже что-нибудь сохранилось. Я проверю это, когда снова буду проезжать мимо Старопареево.
Вид дома сзади.
Когда я публикую фотографии заброшенных исторических зданий в соцсетях, многие люди пишут в комментариях что-то вроде: «Ах, нет у нашей земли хозяина». Судьба этого дома вполне доходчиво иллюстрирует, что случилось с тем самым «хозяином». Спасибо за дочитывание.