В Петербурге есть немало мест, связанных с памятью новомучеников и исповедников ХХ века. Но, наверное, Александро-Невская Лавра и в частности одноименное братство – самый яркий момент в православной ленинградской жизни 20-30-х гг.
Весной 2021 года мне довелось побывать на двух экскурсиях, которые были связаны этой ниточкой – отголоском деятельности и трагической участи братства.
Начну с первой экскурсии . Есть в нашем городе – недалеко от железнодорожных путей Московского вокзала – прекрасный храм, напоминающий Ростовский кремль. Это храм Феодоровской Божией Матери, посвящённый 300-летию Дома Романовых.
Закладка храма состоялась в 1911 году, освящён в 1913-ом, на освящении присутствовала императорская фамилия. Изящная лепнина древнерусских церквей, деревянный иконостас и огромное паникадило в виде шапки Мономаха в верхнем храме – когда-то украшали этот храм-памятник. В 2000-х годах храм отреставрировали, в 2013-м юбилейном году освятили, по сохранившимся рисункам воссоздали иконостас (уже не деревянный) и паникадило. Роспись отчасти сохранилась только на стенах одного из входов.
Прямо в верхнем храме в выставочных витринах выставлены изразцы, майолика и железные, стеклянные предметы, найденные при восстановительных работах. Там же выставлена закладная доска.
А на стенах – стенды с историей этого храма. Вот мы видим фотографию при освящении – вдовствующая императрица Мария Феодоровна и Николай II посещают храм при его открытии. Далее 1920-е гг. – храм-оплот православия в северной столице перед закрытием. 1930-80-е гг, когда в здании расположился молокозавод – снесённые купола, уродливые перекрытия, кафель, закрашенная и уничтоженная роспись, вывеска «Слава труду!» И 2000-е годы – реставрация и освящение храма. Сейчас здесь настоятелем является протоиерей Александр Сорокин, он же и вёл экскурсию.
Именно здесь, рассказывает о. Александр, располагалось в конце 20-х гг. Александро-Невское братство. Фотографию трёх иеромонахов мы видим на стенде. Окормлялось братство лаврским иеромонахом – Львом (Егоровым).
В 1937 году он был расстрелян. Приговор о расстреле из архивной записи мы можем увидеть в нижнем храме под иконой этого священномученика.
Как мы узнали, из всех осуждённых по делу братства вернуться живыми удалось только четырём. Среди них иеромонах Гурий, родной брат Льва. В числе осуждённых и расстрелянных знаменитые петербургские мученицы и исповедницы – Екатерина Арская и Кира Оболенская (их иконы располагаются рядом с иконой священномученика Льва).
О мученице Екатерине Арской читайте здесь.
Нижний храм до революции не успели отделать, зато сейчас он выполнен в раннехристианском византийском стиле, алтарные росписи кисти знаменитого современного иконописца архимандрита Зинона. На полу изображён лабиринт, символизирующий путь человека к Богу.
А вторая экскурсия была по древлехранилищу Александро-Невской Лавры – это совсем недавно реконструированная библиотека и небольшой музей, посвященный истории Лавры. Из самых интересных экспонатов – спасённые, отреставрированные и фактически чудом уцелевшие иконы, священные предметы и облачения, даже иконостасы. Среди них тверской резной иконостас 18 века, выброшенный на дорогу и подобранный проезжавшими мимо искусствоведами. Икона св. Александра Невского, которую выхватила верующая женщина из груды досок, приготовленных на сожжение в Лавре в 20-х гг. – и эта семья выжила в блокаду. Епитрахиль, сшитая из разных кусочков мебельной ткани, - в ней служил священник в годы гонений. Отдельная маленькая комнатка приоткрыта – в ней подобие камеры, арестанская шконка, столик с иконой – так отбывали срок перед расстрелом святитель Вениамин (Казанский), свщмч. Михаил Чельцов и многие другие в ещё «вегетарианские» послереволюционные годы.
А на стене опять – фотография трёх монахов – руководителей братства, которую мы видели в Феодоровском храме. Из Лавры начался их крестный путь.
А теперь факты.
Александро - Невское братство — неформальное церковное объединение священнослужителей и мирян Русской православной церкви. В первое время после революции одной из его задач стала защита Лавры от посягательств безбожников. Затем – в 1919–1921 годах – оно играло центральную роль в создании и деятельности союза православных братств Петроградской епархии.
Один из создателей Александро-Невского братства – иеромонах Лавры о. Лев (Егоров). Вместе с ним братством руководили его брат Гурий, а также о. Иннокентий (Тихонов).
Братчики делали все возможное, чтобы после запрещения изучения Закона Божия в школах в народе не угас огонь веры. Дети участвовали в богослужениях и крестных ходах. Лаврские иноки и миряне из братства вели более 60 детских кружков, в которых изучался Закон Божий.
Братские отцы заботились о том, чтобы духовная нить не оборвалась, развивалось монашество, воспитывались молодые образованные священнослужители.
О. Лев служил в лаврской Крестовой церкви, являвшейся центром братской жизни. Важная заслуга о. Льва состояла в том, что он неустанно стремился расширить ряды братства, привлекая в него образованную молодежь. Вступившие в братство молодые люди находились в постоянном тесном общении, поддерживая друг друга в различных ситуациях. «Новенькие» поручались «старшим» братчикам. Оказывалась и материальная помощь учащейся молодежи.
Активно откликнулось братство на охвативший страну после окончания Гражданской войны голод, собирали средства и организовывали питание голодающим.
В 1922 году Петроградское губернское отделение ГПУ постановило выслать 7 обвиняемых из Петроградской губернии на два года «как политически неблагонадежных», в том числе о. Гурия, епископа Иннокентия о. Льва. Несмотря на репрессии, деятельность Александро-Невского братства не прекращалась, а в 1925 году вновь начала оживляться. Один за другим из ссылки возвратились все три основателя братства. В конце 1924 года был освобожден и приехал в Ленинград о. Лев.
На 1926–1928 годы пришелся новый, относительно благоприятный период существования братства.
В октябре 1926 года отца Льва назначили настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых. Постепенно туда перешла большая часть членов братства, и в 1930 году – два братских хора. Отец Лев был также возведен в сан архимандрита и с марта 1926 года стал исполнять обязанности благочинного, преподавателя русской литературы и члена педагогического совета Богословско-пастырского училища.
Весной 1927 года о. Лев был арестован во второй раз. В это время в училище обучалось около 70 человек, и его популярность стала вызывать у властей раздражение. Высшие Богословские курсы и Богословско-пастырское училище были закрыты по обвинению в том, что они «готовят врагов советской власти».
С рубежа 1928–1929 годов быстро стала нарастать волна массовых гонений и репрессий против всех течений Русской Православной Церкви. Начали закрываться и церкви при ленинградских подворьях ликвидированных монастырей. Последний очаг оставался в Феодоровском соборе.
Полная трагизма и жертвенного служения Всевышнему история братства завершилась в 1932 году. Была развернута кампания массовых арестов священнослужителей и прежде всего монашествующих. Следствие проводилось в ускоренном порядке. «Контрреволюционная деятельность» членов братства не требовала особых доказательств, как считало следствие.
Все руководители братства, кроме будущего митрополита Ленинградского Гурия (Егорова), погибли в 1936—1938 годах, почти полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 года. Уцелели в основном те, кто на момент разгрома ещё был подростком. Многие поехали вслед за духовными отцами в ссылки.
Уцелевшие в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах.
Вот такая тропа, щедро политая слезами и кровью, пролегает по следам новомучеников из Лавры в Феодоровский собор и далее — в Царство Небесное.