Непонятное и далекое явление, как правило, можно объяснить через понятное и привычно повседневное, даже если они, на первый взгляд, две большие разницы. При этом через такое объяснение и создание понятийных образов они станут дополнять друг друга, начнется взаимодополнение образов. Такая игра в бисер со сваливанием в коучинг без зауженных штанишек. А без рекламы в коучинге никак, так что про рекламу.
Безвольная наложница клиента, который прав всегда
В примитивном виде для дураков реклама исключительно информирует, способствует, чтобы потребитель просто встретил того, кто ему нужен, будь то проститутка или риелтор. И получил то, что искал, и ничего больше, традиционный секс или квартиру, что тоже традиционно, пока не задумаешься. То есть имеем продавца с товаром или политика с идеей, и реклама служит благому делу донести весть об их наличии в пространстве до желающих. Но при этом никто никому ничего не должен, и любой имеет право проигнорировать и товар, и продавца, и политика.
По этой логике предприниматель должен чутко улавливать настроения и потребности общества, деловому человеку приходится держать нос по ветру, приходится предугадывать и угождать. И ладно бы можно было просто расслабиться и попробовать получить удовольствие от процесса, но ведь обратной связи с обществом нет, и попробуй пойми, чего оно молча хочет, почему отворачивается и уходит.
А общество может быть беременно революцией и переживать лютый токсикоз, находиться под воздействием климакса смыслов, утопать в кризисе возраста и мещанском синдроме, когда любой каприз выливается в истерику без цели. Попробуйте взглянуть на это глазами бизнеса, и дать честный ответ: возможно ли продолжать вести дела с позиций демократии, соблюдения интересов клиента (избирателя), который всегда прав? Это прямая дорога к банкротству, и на панель.
Но выход есть.
Ты захочешь именно то, что тебе прикажут хотеть
Прямого приказа, конечно, не будет. Мало того, гражданин-потребитель будет уверен, что это его личное искреннее желание, соответствующее убеждениям и первоочередным жизненным потребностям, и вообще он об этом с детства мечтал. Без этого «продукта» он просто не мыслит своего существования, без него он чувствует себя неполноценным, отсутствие этого «продукта» ущемляет права и наносит тяжелую психологическую травму. И вообще, это неотъемлемая часть общечеловеческих ценностей, культуры, это то, что отличает человека от животного. Успешного человека, достойного члена общества, да просто умницу, от всякого маргинального быдла.
Да, ты должен жрать именно вот эти продукты, пить эти напитки, тебе нравится эта одежда и эти фильмы. Ты никто без вон того автомобиля, квартиры в этом новом ЖК, и ипотеки в этом прекрасном банке. Сегодня вечером ты будешь сопереживать проблемам семьи Левиных, и негодовать по поводу страны 404. А еще вот тебе 15 обязательных коучинг-курсов, минимальный топ-5 аудио-лекций, и топ-3 убеждений. Ты – свободный гражданин свободного общества, делаешь только то, что хочешь, всегда следуя самостоятельному выбору.
Вот это – другое дело. Есть деловой человек, у него есть продукт, и реклама делает так, что продукт становится хитом продаж, без него уже вроде и жизни нет. Людям, быть может, и нужны были «мир, земля и свободный созидательный труд», или «свобода, равенство и братство», но теперь им нужно другое. Реклама – двигатель интересов деловых людей. Солидная демократия для солидных господ.
Неужели всё по Оруэллу?
Любят сограждане льстить себе мыслью о пристальном внимании к своей персоне, прямо так тепло становится в груди, и холодок такой приятный чуть ниже, и дрожь такая возбуждающая возникает. Во-первых, ничья личность ни деловых людей, ни рекламу не интересуют, исключительно группы, достаточно большие, чтобы говорить о сегментах, нише, долях спроса. Либо индивид соответствует параметрам какой-либо группы, либо пусть идет со своим индивидуализмом к кустарю надомнику, серийное массовое производство и общественн0-политические интересы не про него.
Во-вторых, деловые люди в принципе существуют в ином измерении, они там работают с главными лицами производителей рекламы. Реклама тоже существует отдельно от общества, и уж тем более от конкретного человека. Иначе могут думать работники-исполнители рекламной отрасли, но они часть все того же общества, они тоже маленькие составляющие больших групп. Составляющую легко заменить, от ее поведения ничего не зависит. Хочешь словить иллюзию, что ты заметен и реклама или еще какие-то алгоритмы учитывают лично тебя? Просто в точности соответствуй параметрам группы и не пори отсебятину. Алгоритм просчитает.
Посмотрите по сторонам. Реклама и рынок везде, но они не имеют никакого отношения к нам, и к нашим настоящим потребностям. И вот то, что сейчас вокруг этих букв, оно соответствует контексту? И то же самое про власть и политику. Структура власти достаточно хорошо и занятно описаны в книге «Лестница в небо», если кому уже мало Макиавелли, слишком сложно в Маркса и вера не позволяет в Ленина-Сталина. Но взаимодействие власти и общества, бизнеса и потребителя, оно такое вот. Оруэллу и не снилось, сказочнику этому.