Друзья, в прошлой статье было рассказано о том, как поменялись серийные автобусы ЛиАЗ-5256 во второй половине 1980-х и как во ВКЭИА и НТЦ ЛиАЗ пытались подвергнуть их рестайлингу. А эта часть целиком будет целиком посвящена тем модификациям ЛиАЗ-5256, которые появились в годы Перестройки.
Те машины, что разрабатывались во ВКЭИА, получали в НАМИ официальные пятизначные цифровые индексы. А те автобусы, которые проектировались в НТЦ ЛиАЗ, в заводской документации маркировались шестизначными индексами через точку: например, 5256.01, 5256.02 и т.д. Однако официальной регистрации в НАМИ эти обозначения с точкой никогда не проходили (да и не могли пройти из-за несоответствия ГОСТу). А потому если дело не ограничивалось постройкой единичного опытного образца и доходило-таки до регистрации технических условий, то разработке присваивался в НАМИ еще один, теперь уже официальный индекс. Впрочем, пора уже перейти к самим машинам!
ЛиАЗ-52561
Вариант городского автобуса механической коробкой передач КамАЗ-141, подвергнутой автоматизации (по терминологии того времени – с микропроцессорной системой управления силовым агрегатом, сокращенно – МСУСА). Автобус спроектирован силами ВКЭИА, разработчик и поставщик МСУСА – НПО «Турботехника» из подмосковного города Чехов. Вместо традиционной «кочерги» коробки передач в кабине стоял пульт с кнопками выбора режима работы и джойстиком выбора передачи. В кабине сохранялась педаль сцепления, однако она требовалась только для трогания с места. Дальше сцепление управлялось автоматически, а передачи могли переключаться как в полностью автоматическом режиме, так и по выбору водителя. Все исполнительные механизмы – электропневматические.
ЛиАЗ-52562
Газодизельная модификация с 210-сильным мотором КамАЗ-7409.10. Разработана во ВКЭИА по хоздоговору с ЛиАЗом во исполнение распоряжений Совмина СССР. Изготовлена во Львове в 2 экземплярах в 1987 году. Кассеты с баллонами для хранения сжатого метана крепились на крыше. Один из экземпляров подвергли краш-тестам на Автополигоне НАМИ, второй продолжали испытывать в НАМИ как минимум до середины 1990-х.
ЛиАЗ-52563
Учебный автобус с двойным управлением и дополнительным местом инструктора в кабине. Изготовлена партия из 3 штук в 1989 году. Фотографии пока не обнаружены.
ЛиАЗ-52564
Автобус для Аэрофлота, предназначенный для подвоза авиапассажиров к самолету. В его салоне оставили всего 16 сидений, благодаря чему полную вместимость удалось довести до 130 человек. Опытный образец построен в 1986 году, опытно-промышленная партия в количестве 15 машин сделана в 1989-м.
ЛиАЗ-5256 для ЛиАЗавтосервиса
В 1989 году для создаваемой при заводе структуре «ЛиАЗавтосервис» один из ранних образцов ЛиАЗ-5256 был полностью перестроен. Фактически его превратили в «техничку» для оперативного обслуживания и ремонта автобусов ЛиАЗ на местах эксплуатации. По совместительству он же выполнял функции передвижного автокласса, где персонал автотранспортных предприятий мог пройти обучение по устройству автобусов ЛиАЗ-5256 – для этого в салоне был выделен отдельный «кабинет». Собственного индекса машине не присваивалось.
ЛиАЗ-5256.01 (ЛиАЗ-5917)
Передвижной кинозал с видеооборудованием Panasonic (телевизор, видеомагнитофон и усилитель в кабине и кинопроектор под потолком). Разработан в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 16.09.1985 № 876 «О мерах по развитию производства оборудования и аттракционной техники для парков культуры и других мест отдыха населения». Разработку техзадания проводили во ВКЭИА, дальнейшей проработкой занимались уже в НТЦ ЛиАЗ. Конечным заказчиком машин выступило Управление кинофикации Мособлсовета. Первый опытный экземпляр построили в 1988 году и оставили работать в Орехово-Зуевском районе Подмосковья, рядом с заводом.
Автобус получил кузов с формулой дверей 1-0-2, причем единственная створка передней двери вела в изолированную кабину водителя, а уже из кабины через дверь в перегородке водитель мог при необходимости зайти в салон. Сиденья в салоне (41 шт.) были расставлены в виде амфитеатра: задние ряды постепенно поднимались на подиумы.
В НТЦ видеосалону присвоили индекс 5256.01, а НАМИ позднее присвоил ему официальный индекс 5917. Известно, что в 1989 году собрали 40 таких видеосалонов, а в 1990-м – еще 49 штук. В 1991 году была разработана модификация ЛиАЗ-59172 с более удобным для зрителей салоном на 27 мест (со значительно увеличенным шагом сидений): ее предлагали, по крайней мере, в течение всего 1992 года. Видеооборудование на эти машины монтировалось заказчиком: завод отгружал, по сути, просто автобус в заданной конфигурации со штатными местами под «телек», «видик» и проектор. В этой связи некоторые предприимчивые перевозчики повадились покупать модель 5917 именно в качестве автобуса для заказных и междугородных перевозок. Ведь сам завод в то время не выпускал даже пригородных машин, а тут – сразу 41 посадочное место! Перегородку кабины снимали, чтобы обеспечить вход в салон и через переднюю дверь тоже, и прямо в таком виде выходили на маршрут. И никого особо не смущала недостаточная комфортабельность «междугородника» с сиденьями от городской машины. Позднее в пассажирские были переоборудованы и те машины, что изначально действительно были собраны в виде кинозалов, и даже в 2000-х их можно было периодически встретить в руках частных перевозчиков.
ЛиАЗ-5256.02 (ЛиАЗ-5918)
Аналогичный кузов с формулой дверей 1-0-2 получил компьютерный центр ЛиАЗ-5256.02, он же ЛиАЗ-5918. Задумывался он как передвижной компьютерный класс для школьного и дошкольного обучения, но затем стал больше актуален как передвижной зал для компьютерных игр. Встречаются два варианта описаний «начинки» компьютерных классов: с 10 рабочими местами в салоне и комплексом УВТ «Корвет» или с 12 рабочими местами с ЭВМ «Электроника», не считая места преподавателя.
В отличие от передвижного видеосалона, автобус под компьютерный класс получил два кондиционера на крыше. Именно по их массивным «горбам» на крыше ЛиАЗ-5256.02 проще всего отличить от других модификаций семейства. Сколько всего построили таких машин, вопрос пока открытый. Известно, что в 1989 году изготовили партию из 5 передвижных компьютерных классов, в 1990-м не сделали ни одного. А вот по 1991 году данных у нас пока нет.
ЛиАЗ-5256.03
Штабной спецавтобус для оперативного управления силами КГБ в период проведения массовых мероприятий или чрезвычайных происшествий. Разработан в НТЦ ЛиАЗ, образец построен в 1989 году. В его салоне оборудованы 7 рабочих мест в трех изолированных отсеках с мебелью и средствами связи.
ЛиАЗ-5256.04
Пригородная модификация с 2-дверным кузовом, четырехрядной планировкой салона и небольшими багажниками под полом. Разработка НТЦ ЛиАЗ, опытный образец построен в 1989 году. Коробка передач – львовская ГМП, как и на городской версии.
Тогда же разработали версию пригородного ЛиАЗ-5256.07 для поставки – как это ни покажется странным – в ВНР! В задней части салона этой машины располагались гардероб и багажный отсек. Для ВНР машину так и не построили. Однако в нашей стране тогда объявилась вот такая нестандартная машина:
Формула дверей 2-0-1, люксовый салон, багажник: судя по всему, это и есть образец автобуса по проекту 5256.07! Но вернемся к «нашим баранам», то есть к обычным пригородным автобусам. Проведение доработки КД на двухдверную модель 5256.04 с целью унификации с городским автобусом ЛиАЗ-5256 технический директор ЛиАЗа заказал институту ВКЭИА. Так появились двухдверные пригородные автобусы моделей 52567 и 52565: первый из них – с ГМП (львовской или Voith при условии локализации ее производства в СССР), второй – с механической коробкой КамАЗ-141 и МСУСА (то бишь с автоматизированной трансмиссией). Индекс же 52566 достался пригородному исполнению автобуса с трехдверным кузовом и четырехрядной планировкой, причем для него предусматривались оба типа трансмиссий. Был ли изготовлен такой образец в то время, не знаем.
А дальше – интересная история. Дублирующий выпуск «двухдверок» было решено организовать буквально под боком у ЛиАЗа – на Давыдовском заводе сельхозмашин (ДЗСХМ). Из ВКЭИА туда передали полный комплект техдокументации на автобусы модели 52565. Уже в 1990 году в Давыдово собрали 2 опытных образца пригородных автобусов с МСУСА для заводских испытаний из сваренных на ЛиАЗе кузовов.
На испытаниях автобусов МСУСА то и дело выходила из строя, показав себя крайне «сырой» и требующей доводки (что, в общем, не удивительно и даже нормально: сходу сделать нормальную автоматизированную коробку в то время не получилось ни у кого в мире). В гористой местности система и вовсе оказалась совершенно неработоспособной: при включении II передачи во время разгона на подъеме автобус успевал остановиться из-за большого времени срабатывания МСУСА. Довести систему до ума было возможно, но в известные события, произошедшие в стране в 1991 году, поставили на проекте крест. Аккурат в середине 1991-го финансирование проекта закончилось, и институт ВКЭИА дальнейшие работы по автобусу «52565» остановил.
ЛиАЗ-5256.05
Передвижное кафе для выездной торговли на базе автобуса ЛиАЗ-5256 с двухдверным кузовом. Разработка НТЦ ЛиАЗ. Обе двери сделаны одностворчатыми распашными, на месте средней двери и соседнего оконного проема обустроена витрина с откидным навесом, подход к которой обеспечивался посредством приставных ступеней. В салоне машины были оборудованы 4 рабочих места. В комплект поставки также входили выносные столики с навесами. Единственный опытный образец построен в 1990 году. Если кто знает, где он работал впоследствии – напишите в комментариях, пожалуйста!
ЛиАЗ-5256.06
Еще один штабной автобус, построенный в 1989 году, только теперь не для КГБ, а для оперативного руководства силами МВД. В отличие от «кагэбэшного» штаба, имел внутри четыре отсека и четыре рабочих места, умывальник и туалет.
ЛиАЗ-5256.08
Передвижной таможенный пункт, построен в 1989 году. Внутри – 5 рабочих мест: две кабинки для проверки документов и места для таможенного досмотра. Фотографий пока не обнаружено.
ЛиАЗ-5256.09 (ЛиАЗ-5919)
Разработан как передвижной медико-диагностический центр «Мираж-1» для ленинградского медико-инженерного центра «Адаптация» на основе кузова ЛиАЗ-5256 с увеличенной высотой крыши и уровнем пола, поднятым выше колесных арок. Внутри салон разделен на 4 рабочих кабинета. Прием посетителей – через дверь в пределах колесной базы после установки к ней приставного трапа. На крыше – два кондиционера, как у компьютерного класса. Построен как минимум в двух экземплярах в 1990 году
В мае 1991 года почти весь коллектив НТЦ ЛиАЗ под предводительством Владимира Жаворонкова выделится из состава автобусного завода, став самостоятельным ТОО «Альтерна». На первом этапе «Альтерна» арендовала у ЛиАЗа часть площадей, продолжив заниматься тем же самым – разработкой и изготовлением новых модификаций и заказных вариантов исполнения автобусов ЛиАЗ-5256. Но это уже другая история, которая будет освещена в следующей части статьи.