Мне стало казаться, что ребенок сошел с ума. Это произошло в возрасте примерно 1.5 лет, и уже 4 месяца не прекращается. Я думаю, «прекрасное» поведение малыша знакомо почти всем мамам, но мало кто знает с чем связано резко возросшая вредность ребенка. «Кризис 1.5 лет» - так называют это психологи. Время отделения себя от мамы, новый взгляд на мир, желание быть самостоятельным, но оставаться центром вселенной хотя бы для членов своей семьи и еще много всего открывает для себя малыш, не справляясь со своими эмоциями. Важно помнить, что скоро это пройдет. Это репетиция перед кризисом 3 лет, подготовка родителей к настоящей буре.
Признаки наступления кризиса
Существуют дети, у которых этот период проходит достаточно гладко, родители лишь отмечают повышенную капризность. Я не знаю, где выдают таких детей, потому что оба моих сына сводили меня с ума с 1.5 и почти до 2 лет. Если у старшего это было выражено не так ярко (тогда мне так не казалось), то младший отжигает за себя и за брата. Первые признаки того, что развитие ребенка достигло этого замечательного периода:
1. Постоянное желание быть рядом с мамой. Мой самостоятельный сын стал ходить за мной попятам, кричать под дверью туалета и сидеть рядом, пока ем. Держать при этом за руку обязательно. Он может спокойно сидеть и собирать конструктор или играть машинкой, но ровно до того момента, пока я сижу рядом. Только я встала, еще даже никуда не пошла, сразу рев на весь мир. И на ручки его надо взять, но при этом сразу отпустить. И опять взять.
2. Требование немедленно дать ему что-то. Неважно что. Он даже сам не знает, что ему нужно, главное – «дяй дяй». А на все предложенное – «ни ни», не то дала значит. И опять «дяй дяй». Сначала это забавно, через пару недель уже не очень.
3. Полное противоречие себе, а также протест окружающим. Хочу гулять, но одеваться не буду. Пытаюсь одеть – упал на пол, кричит. Отстаю – упал снова, кричит, гулять же хочется. Эта война у нас длилась 3 недели, наконец-то закончилась. Резко, также, как и началась. Теперь это больше игра – мама позвала, надо быстро убегать и прятаться, при этом смеется. Но не кричит, если поймаю сама.
4. Присвоение всех важных вещей членов семьи. Особенно вещей брата, у него нужно отобрать буквально все. Даже если не надо, отобрать нужно! И повторить все его действия, а если что-то не получилось – падать на пол, кричать, звать маму. Папина открыл шкаф – он уже тут. Мама достала крем – дай на пальчик.
У каждого ребенка признаки индивидуальны, общее в них – желание быть самостоятельным, при этом боясь остаться без поддержки и постоянно цепляться за маму. Желание обладать взрослыми вещами и самому решать, ложкой есть суп или руками, или вообще вылить его на стол. И смотреть на реакцию. Постепенно все становится более сглажено, часть признаков исчезает, оставшиеся больше не заставляют мамин глаз дергаться.
Что делать родителям
Для более мягкого протекания этого периода, сохранения своих нервов и психики ребенка, следует учитывать некоторые моменты. Главное – практически все будет не так, как вам надо. Если я возмущаюсь, что разгром из игрушек и говорю прибирать – игрушки летят еще дальше. Если молча начинаю прибирать – он бежит помогать. И так во всем. Не хочешь одеваться – нет проблем. Передумал – ок, иди одену. Опять не желаешь – ну полежи, покричи, раз хочется. Если в это никто не будет вмешиваться, ребенку быстро надоест, не интересно так просто валяться, когда никто не поднимает, не успокаивает и даже не ругает.
В этот период дети очень реагируют на эмоциональное состояние мамы. Если я выжата как лимон и мечтаю сбежать на другую планету – сын весь день капризит, просится на руки, не может себя занять. Мне становится еще тяжелее, и он моментально реагирует истериками и криками. Замкнутый круг может разорвать только мама, ребенок не может. Необходимо найти себе релакс, хотя бы минимальный, тогда пережить кризис будет гораздо легче. Кризис нужно просто пережить, и помнить, что совсем скоро это закончится и ребенок снова станет милым и послушным (ну или почти).
Важное утешение родителям: по окончании кризиса ребенок всегда обретает новые навыки, становится более самостоятельным, переходит на следующую ступень развития головного мозга.
Если вам есть что добавить по изменениям в поведении малыша с 1.5 до 2 лет – напишите, пожалуйста, в комментариях.