Елисеевский магазин был символом старинного купеческого шика в Москве даже в сложные советские годы. И вот, по каким-то судебным искам магазин закрыт!
Я ничего не понимаю в юридических тонкостях, ни в рейдерских захватах, поэтому не буду рассуждать на эти темы.
Скажу лишь, что закрытие Елисеевского переживаю, как личную потерю: это был своеобразный музей, где среди роскошных интерьеров и хрустальных люстр витал дух дорогих сыров и колбас. И вот - его нет! :((
Об истории этого места и о том, как все начиналось мы поговорили со знаменитым генеалогом, к.и.н. Антоном Вальдиным.
Фотографии для этой публикации любезно предоставлены им самим.
Вот отрывки из нашей беседы:
- Антон Сергеевич, совсем недавно, 11 апреля, в юбилейный для себя год, закрылся знаменитый Елисеевский магазин в Москве. Он начинался 120 лет назад. Как это было?
- Строго говоря, в то время фирме Елисеевых было уже без малого 100 лет. Это была крупнейшая колониальная торговля в России, - признанная и за границей. Ее шеф, Григорий Григорьевич Елисеев, даже получил французский орден Почетного Легиона за свои успехи.
В прошении на Высочайшее Имя в 1896-м году г-н Елисеев писал, мол, хочу «изменить устройство предприятия», «привлечь новые деятельные силы, энергичных и способных работников, заинтересованных в деле известным капиталом».
Однако получив утвержденный устав, оба учредителя - Елисеев и его первая жена, Мария Андреевна Дурдина - сделали все с точностью до наоборот: сами выкупили почти все паи нового товарищества.
- Почему?
Смотрите, после учреждения товарищества Елисеев лично продолжал владеть всей недвижимостью: это дома, помещения магазинов и складов, фабрики - водочная, колбасная, шоколадная, пряничная и "конфектная".
А товарищество арендовало их у своего директора и покупало их продукцию. Средства от этого были личным доходом Елисеева.
Кроме того, товарищество взяло в долг у своего директора 2 миллиона рублей, и выплачивало ему проценты.
- Понятно: денег своих купцы не упустят...
- Конечно. Дальше - больше. В 1898-м году Елисеев купил дом по Тверской, 40. В октябре начал его перестройку под московское отделение.
Строительство скрывали от посторонних глаз за плотным дощатым навесом.
- Было что скрывать?
- Естественно! Нижний этаж слили с бельэтажем, был уничтожен зал и гостиные бывшего знаменитого салона Волконской. Не постеснялись сломать и ту историческую лестницу, по которой в свое время поднимался Пушкин.
Получился высоченный магазин площадью 350 кв. метров.
Под всей «плоскостью двора» был оборудован огромный подвал. Там разливали вина (в день – до 15 тысяч бутылок!), готовили «домашнюю еду», держали садок-аквариум, делали свою колбасу и копчености, обжаривали кофе, отстаивали растительное масло. Кстати, принимали и пустые бутылки - по 3 коп. за штуку.
- Такие жертвы при переоборудовании привели к успеху, когда магазин открылся?
- Судя по отчетам, этот магазин вскоре после открытия стал делать обороты больше, чем 3-4 елисеевских магазина в Петербурге.
Открытие магазина состоялось в первом часу дня 22 января 1901 года, в воскресенье.
Был хозяйский обед на 130 персон и отдельно – для 70 служащих и «других лиц». А через день магазин принял первых покупателей.
- Известно, что это были за люди - первые покупатели?
- Да, некоторые из покупателей были вполне известными людьми. Например, актрисы «больших и малых»: Анна Павлова, Ольга Садовская. Этих покупательниц знали в лицо.
- Роскошный ассортимент гастронома всегда был его визитной карточкой?
- О да. Из архивных документов следует, что вин было полтораста названий, сигар – примерно 200 сортов! Фирменную мадеру продавали, херес. Редкие привозные фрукты, приправы - одного перца я насчитал семь сортов!
Гиляровский в книге "Москва и москвичи" очень вкусно описывает "жирные остендские устрицы, белорыбьи и осетровые балыки. Чернелась в серебряных ведрах, в кольце прозрачного льда, стерляжья мелкая икра, высилась над краями горкой темная осетровая и крупная, зернышко к зернышку, белужья.
Ароматная паюсная, мартовская, с Сальянских промыслов, пухла на серебряных блюдах; далее сухая мешочная — тонким ножом пополам каждая икринка режется — высилась, сохраняя форму мешков, а лучшая в мире паюсная икра с особым землистым ароматом, ачуевская— кучугур, стояла огромными глыбами на блюдах…"
- Все это было наверняка не по карману простым смертным?
- Некоторые позиции и не могли быть дешевыми! Вот, трюфели, пожалуйста, полтора рубля штука. Устрицы тоже полтора рубля - но за банку. Икра была в продаже, да, но цены найти не удалось.
- А если что-то попроще?
- Тогда это сельдь будет - 15 коп. за штуку. Сыр, который попроще, по рублю шел где-то. Если с маслом - то еще 60 коп. за фунт. Самые дешевые макароны -15 коп.
Колбасы собственного производства - в основном по 60 коп, как и ветчина. Сало вот подешевле - по 40 коп. за фунт.
Пикули – в среднем по рублю за банку. Чай почему-то был дороже кофе, самый простой – полтора рубля. Тут все цены за фунт, это чуть меньше полкило.
Варенье к чаю, которое в магазине варили сами, по 50-60 коп.
Но чай, как известно, не водка - много не выпьешь. Самая дешевая 40-градусная или мадера – рубль за бутылку. Так же начинались цены и на вино. Шампанское – от "полуторых" до пяти рублей. Сигары, похоже, были недорогие, можно было купить сотню за 40 копеек, и даже дешевле.
- Как эти старые цены понять? С чем бы соотнести?
- Смотрите, приказчик (т.е. не продавец, а менеджер) тогда получал 25-30 рублей в месяц в среднем, рабочий – рублей 15-20 (это примерно за 10-часовой рабочий день).
Колбаса в обычном магазине торговалась по 15-20 коп. за фунт, водка – по 40-50 коп. за бутылку… Сливочное масло можно было купить не дороже 40 копеек за фунт, сыр - по 35 коп., чай – по 1 рубль 10 коп, макароны – по 10 коп.
Сельдь в обычной лавке тоже стоила 15 коп., но не за штуку, а за фунт. Деликатесная лимонная соль у Елисеевых стоила 3 рубля флакон, а обычную соль в обычном магазине отпускали по 3 копейки, и за фунт, а не за флакон.
Ост-индский тростниковый сахар у Елисеевых продавался по 35 коп. за фунт, а обычные цены на обычный сахар составляли 12 копеек…
Впрочем, вряд ли кому пришло бы в голову сбегать к Елисееву за солью или за сахаром…
- Понятно, при таких ценах в Елисеевском приказчикам там было особо не разбежаться... А что случилось с Елисеевыми после революции? И что с их магазином стало в советский период?
- После революции сам Г.Г. Елисеев эмигрировал во Францию, где благополучно прожил со своей второй женой не меньше четверти века. Умер своей смертью в 1949-м году.
А торговля в Москве… В 1923-м году «магазин быв. Елисеевых» передается потребительской кооперации – рабочему кооперативу «Коммунар», в 30-е годы становится коммерческим (т.е. торгсиновским) магазином.
- Понимаю, что вопрос несколько не по вашей специальности, но не могу не задать: как вы считаете, сохранится ли теперь, после закрытия, Елисеевский гастроном? Ведь в наше время это был по сути уже музей. Или все же на этом месте сделают очередной роскошный жилой комплекс?
Бывший 40-й гастроном на Б. Лубянке, 12 - аналог Елисеевского магазина. 40-й перестроили, открыли в нем кафетерий - и все работает!
Боюсь только, что надо будет там кое-что еще сломать внутри. По примеру тех же Елисеевых, кстати. Но ... время покажет.
А вы бывали в Елисеевском? Покупали там что-нибудь? Как относитесь к закрытию?