В период с 1917 по 1971 годы советская власть разрушила не менее 50 тысяч церквей и 1000 монастырей. К 1988 году на территории СССР действовало не более 8000 приходов, из которых 3000 находились на территории западной Украины и Белоруссии.
Как правило рушились самые крупные и с точки зрения архитектуры наиболее значимые религиозные сооружения.
Для подтверждения своих слов рассказываю историю городских церквей тогда уездного города Курской губернии, ныне второго по величине Белгородской области Старого Оскола, которые возводились на протяжении трех веков и были уничтожены за 2 года 1937-38гг.
В 1936 году городской совет воинствующих атеистов сделал запрос на снос кафедрального собора епархии – Богоявленского собора, который строился в период с 1813 по 1840 годы и был способен вместить под своими сводами до 4-5 тысяч человек. Сам собор был воздвигнут в честь победы над Наполеоновской Францией. Этот безбожный союз отверг даже возможность переделки этого собора под объект культурного досуга, например под театр, или дом культуры. Летом 1936 года выдался хороший урожай, что все 6 городских церквей забили до отказа пшеницей, сделав из них настоящие склады.
Планы по уничтожению были уготованы и для остальных церквей Казанско-Николькой, Благовещенско-Михайловской, Покровской, Успенской и Ахтырской.
Все их разрушили или в 1937 или в 1938 годах, за исключением массивной 55 метровой колокольни, которая в свое время была построена из более чем 2 миллионов кирпичей и проект которой одобрил в 1830 году сам император Николай I . Ее экстренно взорвали только в 1942 году, при отступлении красной армии как военный стратегический объект.
В послевоенное время вопрос о восстановлении храмов, по понятным причинам даже не поднимался. А вот после 1991 года, такой вопрос встал и остро, Местные власти бывшие коммунисты и атеисты, а в 1993 году демократы и православные верующие решили снести двухэтажный дом, на месте которого находилась Благовещенско-Михайловская церковь построить офис сбербанка. Примечательно, что строительство банка было предоставлено турецкой фирмы «Илк Умут», что особенно огорчило верующих, которые организовывали несколько у стен мэрии несколько акций протестов. На этом все и закончилось. Собственно за последние «безбожные» 30 лет никто не даже не пикнул о восстановлении утраченных соборов по нескольким причинам. Это и массивность разрушенных сооружений, неудобность стройки на прежних местах и недостаточности паствы на главной улице города, по сравнению с новыми 100-тысячными спальными районами.
Проблема остается, хотя-бы из-за справедливости того, что если бы не государство десятки тысяч церквей стояли до сих пор, но, увы, государство их разрушило. И никаких законов о помощи в восстановлении не существует. Если говорить о белгородско-старооскольской епархии, то митрополит и священники о данной проблеме молчат, как зарезанные так как не хотят портить отношения и с властью и бизнесом. Но как исторический центр Старого Оскола, как и других городов России оставались такими же безродными и блеклыми, так видимо им остается быть такими еще много лет.