Идея максимального погружения уже многие годы витает в воздухе, всплывая в книгах, фильмах, а теперь ещё и в реальных технологиях.
И если с визуальным и звуковым погружением всё более-менее понятно, тактильного присутствия многим не хватает — хочется собственными булками ощутить рев мотора, собственным лицом удар боксера, а собственным стальным прессом — прикосновение кошкодевки из виарчата. Ну ты понел — как в фильме «Первому игроку приготовиться».
И пока что в этом поле лучше всего устроилась компания bHaptics. Именно они сначала выпускали жилеты Tactot (которые вы могли видеть в крупных VR аркадах типа The Void), а сейчас более-менее консумерские Tactsuit (жилеты), Tactal (для лица) и Tactosy (для рук и ног).
Но я сегодня расскажу о своем опыте использования именно жилета в базовой комплектации, так как стоит всё это неприлично дорого, а мой карман очень прилично мал. В России официальным дилером компании выступает магазин «Виртуальные Очки» . Я их хорошо знаю, поэтому чтобы не стоять в очереди на заказ из Америки и не возиться с таможней, я решил договориться о покупке тестового экземпляра именно у «наших». Ценник, естественно, выше, но надо понимать, что так дела обстоят с любым «единичным», очень редким товаром.
Сразу начну с вывода для экономии вашего времени — жилет крайне клёвый. Он реально стал дружелюбен к потребителю и не требует долгих вечеров настроек и решения проблем. Достал из коробки, зарядил, надел, и — играешь! Некоторые игры, впрочем, требуют установки отдельных модов, а также активации поддержки жилета в настройках. Но это быстро и несложно.
При этом, если вы хотите повозиться с ним более глубоко и оптимизировать для своей игры — тоже пожалуйста.
Новые стороны в играх — открывает. Реально добавляет интереса и усиливает погружение, особенно для тех, кто пробует виртуальную реальность впервые. 16 моторчиков по ощущениям маловато — Хочется 40. Поэтому, если есть финансовые возможности — берите продвинутую версию, а также все остальные приблуды для рук, ног и лица.
Батарейки хватает надолго — практически на весь день, а заряжается тоже легко через type-C.
Лучше подходит для стройных и маленьких. Большие пользователи, однако, тоже смогут воспользоваться, но обратная связь будет «стянута» ближе к центру тела, да и эстетически это будет выглядеть так себе. Комфорт при использовании приемлимый, но в целом жарковато. В комплекте есть сменная подкладка для гигиенических целей.
Воздействие не особо сильное, даже с учетом того, что разрабы позволили в недавних обновлениях выставлять мощность моторчиков на 400%. Возможно, в этом виновата примитивность самого типа вибрации. Это далеко не то, что вы можете почувствовать на контроллерах Vive, JoyCon или DualSense. А вообще хочется чего-то более инвазивного и низкочастотного — каких-нибудь ударных молоточков из массажеров чтоли…
Короче, если у вас еще нет RTX 3080, то я бы сначала вложил деньги на апгрейд компа, а уже потом присматривался к такой дорогой периферии. Эффективность траты денег будет намного выше. Если же хорошим ПК и VR сетом мечты вы обзавелись, берите смело продукты от bHaptic - это прекрасные качественные аксессуары, которые, будем надеяться, продолжат развиваться, так как расти тоже есть куда.
Ну а теперь к более подробному разбору:
РАСПАКОВКА
Коробочка у жилета притягательная, и первую порцию удовольствия вы получите уже при её вскрытии — внутри перед вашим взором открывается задняя часть жилета с светящимся модулем. Впечатление, что перед тобой костюм железного человека.
Так как я купил тестовый выставочный образец, то жилет подавал признаки жизни еще в коробке, периодически вибрируя при перемещениях. Это только добавляло таинственности и интриги от взаимодействия с посылкой, особенно курьеров — да ещё и с такой объявленной ценностью!
В комплекте нас ждет сам жилет, блютуз донгл для связи с ПК, довольно обычная инструкция, запасная тканевая подкладка, рогаточка на 3.5mm, а также брендированный аудио кабель «спиралькой», как на старых телефонах. О нём мы поговорим ниже. Все уложено достаточно красиво, но без новшеств.
Коробка после вскрытия — не самый надежный контейнер. Один раз он у меня открылся при переноске, и содержимое высыпалось на асфальт посреди улицы. Неожиданная подстава, скажу я вам.
ЭСТЕТИКА
Дизайн жилета X16 немного отличается от старшего брата X40 в более округлые формы и пестрой цветовой схемой, но в целом выглядит очень неплохо, особенно на представительницах прекрасного пола. Это осознают и сами производители — на сайте в жилетах X16 в основном девочки, а вот в сороковых — больше мужчины.
Все подтягивающие ремешки, замочки, порты и проводочки удобно прячутся, но при этом позволяют относительно быстро подстроить размер и подключить/отключить устройство.
Тактильно штука очень приятная, ощущаешь себя практически бэтменом в костюме. Пресс кубиками прилагается. Материал частично глянцевый и с радостью собирает следы от пальцев. Так что натирать до блеска придется регулярно, если вы беспокоитесь о презентабельности устройства.
Немного стремно выглядит горбом на спине модуль с лампочкой, но это я скорее всего уже придираюсь к мелочам. Сама лампочка светится приятно и с достоинством, а не как какое-нибудь китайское дешевое RGB барахло.
КОМФОРТ
Крепления и регулировка размера осуществляется, как у легкого бронежилета — по два страпа с боков с очень большим разбегом и лямки на плечах (на них можно выставить один из двух размеров, зафиксировав кнопками)
Вес около килограмма, что не доставляет неудобств при использовании.
Соединение с устройствами — по Bluetooth, так что скажите проводам прощай. (За исключением тех случаев, когда вы подключаетесь через аудио вход)
Главная претензия — жарко. Жилет довольно плотный и не обеспечивает должного теплоотведения. Из-за этого я лично не готов проводить в нем долгие часы — только короткие, насыщенные сессии.
В остальном — ничего нигде не натирает и не цепляется. Если бы не жара, то дискомфорта от использования нет.
ИНТЕРФЕЙС
Жилет практически Plug and Play. Очень легко подружить его как с ПК, так и квестом, аудиоустройствами или даже смартфоном. Некоторые игры поддерживают жилет «из коробки», но некоторые требуют установки модов. В утилите можно подстроить силу вибрации, создать пару по Bluetooth и провести базовые тесты. Для ПК есть отдельный «лаунчер» со списком поддерживаемых игр и со ссылками на требуемые моды.
Моды обычно предлагают ультра глубокую настройку разных типов вибрации, но пока у меня возникло ощущение, что зачастую ощущения от обратной связи в играх, которые нативно поддерживают жилет, на голову выше, чем от модов, где все сливается в некую вибрическую кашу.
ИГРЫ
Итак, жилет может работать с несколькими игровыми платформами: с ПК (в том числе и с PCVR, естественно), с Oculus Quest, а также с любой другой известной миру консоли, но только через аудио интерфейс (можно хоть к тетрису подключить, если у вас версия с выходом на наушники)
Некоторые игры поддерживают жилет «нативно» — это когда разработчик сам прописывает, где и как должно трястись во время игрового процесса. Такой список пока довольно скромен: 53 тайтла, из них 17 для окулус квеста. ААА игр среди них вообще раз-два и обчелся.
На подмогу выходят моды от комьюнити. Официально они добавляют в библиотеку поддерживаемых игр ещё 13, но есть множество модов, которые не обозначены ни на сайте bHaptics, ни в приложении. К таким, например, относится haptic мод наVRChat. Но мало того, что он не особо лежит на поверхности, так ещё и платный — заплатить за него разработчику придётся 500 йен (мелочь, но камон).
Контринтуитивно, но спустя некоторое время, проведенное в играх, я пришел к выводу, что гораздо интереснее жилет работает на пониженной мощности вибрации. Так локализация ощущается точнее, да и шум не мешает. Представьте это как прослушивание музыки в дешевой машине — когда на максимальной громкости начинает греметь весь кузов. Поэтому уже через час я убавил вибро на максимум за исключением игр, где вибрация редкая и точечная (например, бокс) — там гораздо важнее сила воздействия.
Для вывода информации на экран (например для стримов) существует специальный оверлей, который показывает, какие моторчики активируются в текущий момент времени.
Взаимодействие с квестом мне понравилось больше, чем с PСVR — подключение жилета производится внутри самой игры без всяких модов, донглов и лишних сторонних программ. Очень чисто сработано. Единственное, что смущает — это конечно же микроскопический список поддерживаемых приложений. Но опять же повторюсь, можно на худой конец подключить вибрацию через аудио канал с помощью 3.5 мм «рогатки» и аудио кабеля, идущего в комплекте, правда вам понадобится в этом случае ещё и подключить наушники, так как «завести» звук обратно в динамики квеста уже не получится.
МУЗЫКА И ФИЛЬМЫ
Идея подключения жилета по аудио каналу может показаться вам так себе, но по итогу вы получаете в распоряжение некий бесшумный сабвуфер. Вы можете тихонько для окружающих включить фильм или музыку в наушниках и ощущать некое подобие домашнего кинотеатра — почти как будто стоишь перед колонкой на концерте.
Я пошел немного дальше и подключил жилет к электронной барабанной установке. Впечатление портит небольшая задержка сигнала, но в целом эффект просто «вау» — всё тот же "бесшумный бас", который ощущаешь на собственном теле и которого так не хватает на электронных установках.
Очень бы хотелось подключать жилет по блютузу, например, к телефону, в качестве дополнительной «колонки», но такой функции нет — только по аудио кабелю.
ПОТЕНЦИАЛ
Короче, ребятки, я считаю, что хаптика — это очень перспективное направление. Раньше на него не обращали особого внимания, но сейчас DualSense от PlayStation 5 просто взрывает мозг тем, кто наконец дорвался до качественного виброотклика. Хотя те, кто пробовал жо этого Steam Controller, Вайвопалки или Джойконы от Nintendo Switch, прекрасно понимают, в чем тут соль земли. Правда Cони пошли дальше, добавив адаптивные триггеры, но главное — лёд тронулся, господа!
Хаптик аксессуары, а может даже и одежда тоже дойдут до нас — хотя бы потому, что остальные наши сенсоры перегружены, а кожа до сих пор остается незадействованной несмотря на то, что является самым большим органом человеческого тела.
Жилет Tactsuit по факту является первым уверенным шагом в этом направлении. Это потребительский продукт без лишней головной боли, которым может пользоваться каждый казуал. Да, он несовершеннен, дорог и нераспространен, но свою базовую функцию выполняет. И приятно видеть, что спрос на такие продукты начинает расти, и чтобы получить свой жилет в США, вам придется отстоять в очереди около месяца.
Ну или заказать в России у магазина «Виртуальные очки» , если надежность и скорость поставки для вас важнее финансовой стороны вопроса.
Ну а вообще буду рад увидеться с вами и на остальных платформах, где я готовлю для вас кучу разного контента:
★ Youtube: https://www.youtube.com/c/VRStudio
★ ВКонтакте (весь контент систематизирован): https://vk.com/str_vr
★ Твич со стримами: https://www.twitch.tv/vr_studio
★ Тикток: https://www.tiktok.com/@vr_studio