В русской исторической литературе хотя и были многократные попытки к объяснению феномена «казачество», под наименование которого входит многомиллионный народ, населяющий в настоящее время берега Дона, Кубани, Терека, Урала, Нижней Волги, Иртыша, Амура, Уссури и другие места великой России, как-то Забайкалье и даже Камчатку и с гордостью называющий себя в течение многих веков «казаками», едва ли могут правильно понимать носимое ими имя, а тем более - объяснить его значение.
Задача действительно нелёгкая, тем более что название народа «казаками» тесно связано с вопросом о его происхождении.
Как я полагаю, для истории о начале казачества недостаточно знать местные источники, а нужно хорошо изучить историков греческих, римских, армянских, арабских, татарских и турецких, порыться в консульских донесениях XI – XV вв., хранящихся в архиве монастыря св. Марка в Венеции, основательно познакомиться с археологией Дона, берегов Чёрного и Азовского морей и тогда уже сказать слово и сделать заключение о том, кто были предки донских казаков XV - XVI вв., а равно, кто были предки казаков мещерских, рязанских, северских (севрюков) и запорожских.
Историк должен быть беспристрастен, объективен и независим. Это самое главное его достоинство. Без этих качеств из-под пера его не выйдет не правдивая история данного народа, в научном смысле, а пристрастный рассказ о жизни одного, с порицанием или умалением исторического значения другого. Такая «история» для науки значения иметь не может.
Скрывать, извинять и замалчивать требующие порицания действия исторических личностей – это значит затемнять ход жизни народа и его стремление к будущему.
К примеру, Донские казаки, корень которых во мне, мой жене и наших детях с древних лет сидит, в большинстве случаев, не знают даже, кто были их предки, откуда пришли и почему они называются казаками. Они знают только, что деды их и прадеды издавна служили Российским Государям и за верную службу получали от них разные льготы, привилегии и жалованные грамоты на владение землёй. Вот и всё.
Как потомок казачьего рода, считаю – казаки, служившие с честью более пяти веков Московскому государству и своей доблестью и рыцарской храбростью известные всему миру, должны иметь и знать свою историю.
Они, во дни порабощения России, её бессилия и неустройства, на южных её пределах, сами собой встали грозной стеной и своим удальством и упорной борьбой, длившейся целые века, изумили все соседние народы. От берегов Дуная и Днепра, по степям Дона, Кубани, Терека, Нижней Волги, Урала и далее на Восток, по дебрям Сибири, до Амура и Камчатки, КАЗАЧЬИ ОБЩИНЫ (курсив автора) первые положили заветную черту, через которую не суждено было уже перешагнуть соседним народам, и своим мужеством и кровью отстояли занятые ими земли.
Казачество, предложившее свою службу Московскому Царю в половине XVI века в борьбе с их общими врагами - турками, крымцами, астраханцами, ногаями и другой татарвой, было уже довольно значительной и сильной НАРОДНОЙ ОБЩИНОЙ (курсив автора). Следовательно, служба казачества Москве началась раньше, чем это принято думать.