Как Георгий Данелия относился к Афоне и другим персонажам своего выдающегося фильма? Предлагаю вашему вниманию отрывки из интервью 1976 года, опубликованного сразу после выхода "Афони" в журнале "Искусство Кино"
Об Афоне
Афоня - это человек, который никак не может сообразить, что ему уже давно пора быть Афанасием Николаевичем. Со стороны кажется, что ему, вроде бы, все интересно, что он получает от жизни максимум удовольствия, но на самом деле живет он скучно. Был у нас в сценарии такой диалог (он не вошел в окончательный вариант):
Афоня. Эх... Жалко, что пенсию в тридцать пять лет не дают!
Коля. И что бы ты делал?
Афоня. Как что? Пенсию получал бы.
Коля. А еще?
Афоня. Еще? (Подумал). Нашел бы что.
Коля. А все-таки?
Афоня. Ну... Ну хотя бы в поликлинику с похмелья не бегал бы за больничным.
О Федуле
Федул, мне кажется, - конечная стадия пути, по которому идет Афоня, это то, чем он может стать, и, может, станет, ведь еще ничего не известно. Сначала никакого Федула в сценарии не было. Потом он откуда-то появился, "вполз" в фильм. У меня очень часто так бывает. Второстепенные герои начинают откуда-то вылезать и заполнять собой пространство.
Этот Федул лез буквально вовсе сцены. Просто житья от него не было. И получались сцены очень смешные. Пришлось их урезать. Так в конце Афоне должны были рассказать, что Федул свою жену по голове утюгом стукнул. Но это была голая тенденция, которая абсолютно выбивалась из того материала, который уже был снят.
О Кате
Больше всех я люблю Катю. Она как свет в жизни. И она дана Афоне для испытания его душевных возможностей. Катя должна вывести Афоню из глухой темноты, куда он забрался, на свет божий. Сделать ее любовь убедительной было довольно трудно. Чтобы такая девушка полюбила Афоню, надо было найти какое-то особое оправдание.
Евгении Симоновой - она, по-моему, очень талантливая актриса, - прекрасно удалось сочетать и искренность, и простодушие, и чистоту, и наивность. В первом варианте сценария Катя была дурнушкой, такая невзрачная крокодила, которая за Афоней бегала. Но в процессе работы мы с Бородянским многое передумали, переписали.
О Коле
Леонов очень удивляется, когда ему говорят, что он создал образ чистого и светлого человека. Ведь, Коля тоже - только на свой лад - и непробиваемый и равнодушный.
О фильме
Наш фильм о том, что пока люди не заинтересованы друг в друге, они одиноки. Если бы это была только критика Афони-пьяницы, Афони-левака, то не стоило бы тратить такое количество пленки, на это хватило бы одного "Фитиля".