Найти тему

Сонгкран - это не только обливашки...

В этом году из-за пандоистерии обливашки на Сонкран решено правительством отменить. Но для тайцев это праздник заключается не столько в веселом ритуале обливаний, так полюбившийся туристам. Это настоящий Новый год по древним обычаям. Хотя 2564 год наступил, как и во всем мире, 1 января, только отсчет не с Рождества Христова, а со дня перехода Будды в Паранирвану. Но настоящее начало года в Таиланде именно в конце весны - начало сельскохозяйственного года по древним традициям и с элементами древней индуистской атрибутики.

В монастыре в первый день наплыв народу для подношения Будде и поливания водой статуй и множества статуэток. Много цветов и лепестков душистых орхидей, жасмина, в настое для такого случая, наполняют воздух приятным ароматом.

Теперешнее мое положение позволяет рассматривать эти сонгкрановские ритуалы и традиции изнутри. Без обливаний для тайцев праздник не стал менее значимым – это настоящий Новый год. Праздник наступления сельхоз сезона, сезона посадки риса. Монахи в эти праздники, как и в ванпхра не выходят на бинтабат, а встречают мирян в большие сала принимая подношения. В дни Сонгкрана, как и положено хозяевам, монахи усиленно чистя, метут территопию, ежедневно моют большую сала.

Уважение к старшему поколению вошла в одно из национальных черт тайца. В Сонгкран это особенно выражается. Старшая женщина в семье в этот день главная. Матери и бабушке поливают ароматную воду на руки. А та в свою очередь смачивает-поливает головы домочадцев этой водой с лепестками жасмина и благословляет на наступающий год. А затем все идут (если идут) в храм.

На следующий второй день Сонгкрана обязательны поминальные мероприятия. В этом выражается особое отношение буддиста к факту смерти. Вспоминают и поминают ушедших родных благодарят их за их жизнь на земле и возможность жить молодому поколению. Даже намека нет на телесное воскрешение. Это память и благодарность. Своеобразные кладбища на территории монастыря загодя перед этим прибираются очищаются от старых листьев и мусора. Получается целый субботник во главе с монахами.

-2

Такие ритуалы поминовения обязательны и гармоничны в таком веселом празднике. Привыезде монахов по приглашению домой, тоже вспоминают родственников. Их портреты обязательны рядом с семейным алтарем, им так же ставят угощения и зажигают одну палочку Ту. Но мантры уже не, что при кремации. Мантры позитивные, с пожеланием мира и благоденствия семье.

На пятый день сонкрана миетные прихожане устраивают настоящее костюмированное шоу. В большой сала монастыря выставлены несколько больших столов. После обычных мантр и речитативов в зал входит процессия мужчин и женщин, одетых в национальные одежды. Они несут на плечах тайские коромысла с корзинами подарков. Выставляют на стол. Миряне делают тамбур, преподносят некоторые суммы в пользу монастыря, а настоятель оглашает суммы. К сожалению, по причине своего положения, сфотографировать это красивое зрелище я не смог.

В этом году "замок" из желтого песка почему-то не строили. Очевидно по тем же причинам, что и отмена массовых обливашек на улице. А так то, это тоже одна из традиций, и символизирует она большую кучу риса во дворе каждого крестьянина.

Вот такой выдался сонгкран в этом году – настоящий древний праздник хоть и без обливаний, которые каждый провел только у себя дома.