Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Как написать сценарий в жанре мокьюментари (псевдодокументальный фильм/сериал)

Оглавление

Мокьюментари - это сатирический фильм или сериал, сочетающий в себе документальное кино и вымышленный сюжет. Хотя в мокьюментари есть вымышленные события, они сильно отличаются от традиционного повествования. И это проявляется на уровне написания сценария.

Импровизация часто является основным аспектом мокьюментари. В этом случае диалог всегда вторичен по отношению к теме и персонажам. Например, классика Кристофера Геста "Это - Spinal Tap" основана на четырехстраничном синопсисе и библии персонажей, то есть почти полностью сымпровизирована.

Структура мокьюментари-сценариев также может быть подчинена другим элементам, выводя на передний план персонажей, тон и стилистику. Вспомните фильм "Победители шоу", который большую часть своего времени, представляет и рассказывает о владельцах собак, чем сосредотачивается на сюжете.

Многие, кто снимает мокьюментари, хоть и полагаются на импровизацию, но почти всегда имеют под рукой сценарий, который направляют историю.

Как написать мокьюментари

Во многом написание мокьюментари похоже на любой другой жанр. Есть ключевые строительные блоки (тема, персонажи, стилистика). Однако написание мокьюментари отличается тщательным балансом между усилением основных элементов и сохранением их реалистичности.

Прежде всего, то, о чём на самом деле идёт речь в вашем сценарии, должно быть первым пунктом, который нужно решить…

Сюжеты популярных мокьюментари разнообразны: от историй вымышленных хэви-метал-групп до американской выставки собак.

Интересная тематика имеет решающее значение для успеха любого фильма, независимо от жанра. Но эффективность мокьюментари в значительной степени зависит от интриги – и часто эксцентричности его сеттинга.

Эпатажные темы не только принимаются, но и вообще поощряются в мире мокьюментари. Посмотрите на "Лови волну", анимационный мокьюментари фильм о сёрфинге пингвинов. Или сериал "Чем мы заняты в тени" о компании древних вампиров, которые пытаются встроиться в современную жизнь.

Такая диковинная тематика контрастирует с документальным повествованием, характерным для жанра (подробнее об этом позже). Это часть того, что делает мокьюментари такими смешными.

При мозговом штурме сюжетов для основы вашего сценария не бойтесь пересечь границы. Идеи, которые могут показаться слишком безумными, чтобы следовать им, часто наиболее хорошо подходят для данного жанра.

-2

Персонажи в псевдодокументальном проекте

Хотя некоторая степень абсурда является нормой, мокьюментари не нужны изощрённые сюжеты, чтобы развлекать зрителя. Вместо этого эксцентричные персонажи могут компенсировать простой сюжет.

Например, "Офис" полагается на скучную обстановку, чтобы создать конфликт и драму на протяжении всего сериала.

Некоторая степень монотонности может действительно усилить комедийные элементы сценария. Обстановка рабочего пространства "ОФИСА" – в сочетании с его фирменными необычными персонажами – помогает создать ключевое противопоставление между реализмом и абсурдом.

"Чем мы заняты в тени", также выигрывает от этого контраста. Большая часть юмора сценария проистекает из концепции древних вампиров (абсурдных персонажей), пытающихся ориентироваться в современном обществе (реалистичная цель).

Другие эпатажные персонажи из мокьюментари включают:

  • Харлан Пеппер, начинающий чревовещатель и любитель орехов, из "Победители шоу".
  • Борат, казахстанский журналист, который отправляется на задание ухаживать за Памелой Андерсон после просмотра серии "Спасатели Малибу".
  • Аарон Уильямс, приёмный брат Винус и Серены Уильямс, который бежит из тюрьмы, чтобы участвовать в Уимблдоне, из "7 ДНЕЙ В АДУ".

Поскольку мокьюментари менее сюжетны, чем другие жанры, персонажи играют решающую роль в развлекательной ценности таких проектов.

Трудно представить себе "ОФИС" без Майкла Скотта или "ПАРКИ И ЗОНЫ ОТДЫХА" без Лесли Ноуп. Персонажи - это то, что делает эти шоу такими запоминающимися.

Но Майкл и Лесли - не просто комедийные персонажи. У них есть чувства, цели и желания, как у хорошо проработанных персонажей любого жанра.

Найти правильный баланс между реализмом и абсурдом так же важно при написании персонажей, как и при написании любого другого аспекта мокьюментари-сценария.

Но как на самом деле выглядит этот баланс?

Уравновешенный главный герой мокьюментари

Некоторые мокьюментари-персонажи обладают равным сочетанием преувеличенных и реалистичных качеств. Подумайте о ролях персонажей из "Американской семейки", которые в равной степени являются вымышленными и человечными.

Другие мокьюментари персонажи имеют более гиперболические личности с небольшой долей реализма. Один из примеров - Найджел из "Это - Spinal Tap", который в первую очередь является тупым, отстранённым гитаристом. Он искренне заботится о своей музыке и успехе группы, но в первую очередь он карикатура на музыканта.

Оба типа протагонистов эффективны. Однако, когда персонажи настолько преувеличены, что отрываются от земли и им не хватает каких-либо реальных качеств - зрители теряют интерес. Мокьюментари-персонажи смешнее всего, когда они достаточно правдоподобны или достаточно понятны, чтобы заставить зрителя поверить.

Давайте разберёмся, как написать хорошо сбалансированного мокьюментари героя.

Абсурдные Персонажи

-3

Во-первых, нужно преувеличивать индивидуальность и подчеркивать причуды. Для этого вы можете дать своему персонажу:

  • Один или два недостатка, которые постоянно проявляются, когда они преодолевают трудности. Одним из недостатков Глории Дельгадо-Притчетт, который комично изображается в "Американской семейке", является её сложности с контролем гнева.
  • Сильные, порой противоречивые мнения. Например, подумайте почти обо всём, что говорит Майкл Скотт.
  • Набор причудливых интересов или увлечений. Подумайте о Харлане Пеппере из "Победители шоу".
  • Они - раздражители. Посмотрите, как Дуайт шутит с Джимом в "ОФИСЕ".
  • Искаженное восприятие себя или мира. В "АМЕРИКАНСКОМ ВАНДАЛЕ" Дилан Максвелл - школьный клоун, который считает, что он и его друзья - самые крутые люди в школе.

Реальные Персонажи

Но так же важно, чтобы ваш главный герой чувствовал себя настоящим человеком. У них так же должна быть:

  • Цель, которую они искренне пытаются достичь.
  • Значимые отношения с другими персонажами.
  • Эмоции, на которые влияет внутренний и внешний конфликт.
  • Мотивы, которые движут их действиями (даже если мотивы в основном комедийные).

Конечно, это неотъемлемые атрибуты для персонажей любого жанра. Но особенно важно для авторов мокьюментари помнить, что персонажи, которые полностью карикатурны и не имеют никакой глубины, на самом деле сбивают общий комедийный эффект фильма.

Суть в том, что лучшие мокьюментари-сценарии сочетают в себе элементы абсурда и реалистичности. Тематика и персонажи могут обеспечить первое, но второе так же важно.

Если ваши персонажи и сюжет более причудливы, чем реалистичны, вы всегда можете положиться на тон вашего сценария, чтобы задать в нём надлежащую дозу реализма.

-4

Как создать атмосферу и тон мокьюментари

Документальные фильмы обычно выстраивают повествование, используя серьёзный или информативный тон. Цель мокьюментари - имитировать этот тон, который по своей сути будет контрастировать с безумием сюжета сценария и/или персонажей.

Но как ухватить этот псевдосерьёзный тон?

Невозмутимый юмор

Невозмутимый юмор – когда персонажи выдают смешные и нелепые реплики с бесстрастным выражением/тоном голоса – это ещё один аспект мокьюментари, эффективность которых во многом обусловлена контрастом.

Постановка реплики зависит от игры актёра и в конечном счете выходит из-под контроля сценариста (если не считать размещения ремарок). Но именно сценарист задаёт невозмутимый тон, создавая персонажей, которые воспринимают себя всерьёз, несмотря на то, насколько нелепа их ситуация или диалог.

АМЕРИКАНСКИЙ ВАНДАЛ, мокьюментари сериал, расследующий вандализм нескольких автомобилей в 1-м сезоне и серию преступлений, связанных с самопровозглашенным злодеем "говнокрадом" во 2-м сезоне, почти всегда, авторы полагается на невозмутимый юмор, чтобы вызвать смех.

Они настолько серьёзны в своём тоне, что некоторые зрители при первом просмотре подумали, что это настоящий документальный фильм. Если вы можете передать этот тон настолько эффективно, что он больше не кажется пародией - это победа.

Чрезмерная драматизация

-5

В дополнение к невозмутимому юмору, поиск неожиданных способов влить чрезмерную драму в ваш мокьюментари-сценарий поможет достичь желаемого тона. Это также создаст конфликт.

Все истории нуждаются в конфликте, и усиление драматизма даже самых скучных ситуаций - ещё один эффективный способ подчеркнуть сдвоенность обыденности и абсурда.

Помните: переигрывать - это нормально. В сочетании с невозмутимым юмором чрезмерная драматизация, как правило, возвышает мокьюментари-сценарий.

Вот несколько примеров чрезмерно драматизированного конфликта в популярных мокьюментари:

Весь первый сезон "АМЕРИКАНСКОГО ВАНДАЛА" разыгрывается как криминальная история, основанная на реальных событиях. Но никто не был похищен или убит. Всё проще, кто-то краской из баллончика нарисовал пенисы на учительских автомобилях.

Во время слишком реалистичной тренировки по пожарной безопасности в "ОФИСЕ" Оскар взбирается на потолок, Майкл выбрасывает проектор в окно, а Стэнли страдает от сердечного приступа.

Чтобы выяснить, где и как усилить драму в вашем сценарии, сначала определите основной конфликт (или конфликты) вашего сценария. Это может помочь исследовать вашу тему и принять к сведению, какие виды конфликтов на самом деле имеют отношение к вашей теме.

Например, если ваш мокьюментари посвящен профессиональным футболистам, читайте о реальных проблемах, с которыми они сталкиваются, или о том, как у них выглядит обычный день. Уникальная информация будет способствовать самому интересному – и самому юмористическому – конфликту.

Затем проведите мозговой штурм, как драматизировать этот конфликт. Очевидный способ - написать персонажей, которые интенсивно и чрезмерно реагируют на любой конфликт.

Но вы также можете использовать стилистические особенности документальных фильмов, чтобы усилить драму в вашем сценарии и установить сатирический тон.

Мокьюментари стилистика

-6

Повторяющиеся стилистические элементы, такие как интервью и архивные кадры, делают документальные фильмы легко высмеиваемыми.

Многие распространенные документальные тропы используются для усиления драматизма и интриги. Авторы должны использовать тропы таким же образом для более комедийного эффекта.

Тропы документальных фильмов

Клише в мокьюментари вполне уместны, если их функция - высмеять.

Некоторые из наиболее распространённых документальных тропов:

  • Новостной монтаж, который показывает читателю/зрителю, насколько актуальна и широко распространена главная тема фильма.
  • Голос за кадром диктора, обычно режиссёра, который даёт комментарии и мнения на протяжении всего фильма.
  • Интервью, где персонаж говорит прямо в камеру и даёт свои нефильтрованные мысли и идеи по тому или иному предмету.
  • Изображения/видеоматериалы/графики используются для визуального усиления драмы, поддержки аргумента, а иногда просто для того, чтобы занять время и хронометраж).
  • Реконструкция, где актёры или анимированные фигуры воспроизводят ситуацию, описываемую участниками реальных событий.

Документальные фильмы, такие как "Икар" и "Чёрный плавник", используют эти тропы, чтобы помочь выстроить свои истории самым захватывающим и драматичным образом. Точно так же авторы мокьюментари, таких как АМЕРИКАНСКИЙ ВАНДАЛ, используют вышеупомянутые стилистические особенности, чтобы создать драматический и напряженный тон, который резко контрастирует с глупой предпосылкой сериала.

АМЕРИКАНСКИЙ ВАНДАЛ смоделирован по образцу настоящих криминальных шоу, таких как "СОЗДАВАЯ УБИЙЦУ", и true crime подкастов. Его цель - чрезмерная драматизация для комедийного эффекта. Сериал черпает большую часть своего юмора и стиля из того, как оно точно имитирует свои документальные прототипы.

Но в то время, как та или иная форма драматизации обычно занимает центральное место в мокьюментари-сценарии, не все авторы стремятся к такому уровню преувелечения.

-7

Документальные поджанры как фундамент для мокьюментари

Просмотр документальных сериалов и фильмов, имеющих схожую тематику с вашим собственным сценарием, поможет вам определить, какие стилистические элементы/тропы следует включить.

Есть несколько документальных поджанров:

  • Документальный фильм о природе
  • Документальный фильм о путешествиях
  • Документальный фильм о знаменитостях/концертный документальный фильм
  • Документальный фильм о реальном преступлении
  • Спортивный документальный фильм

Например, КЭТИ ПЕРРИ: ЧАСТИЧКА МЕНЯ и ДЖАСТИН БИБЕР: НИКОГДА НЕ ГОВОРИ НИКОГДА -это документальные фильмы о знаменитостях/концертах. Они рассказывают о восхождении звезды к славе и дают зрителям эксклюзивный взгляд на жизнь субъекта.

"Поп-звезда: не переставай, не останавливайся" использует тропы из этих фильмов – включая семейное домашнее видео и повествование о рождении звезды-чтобы подделать стилистику этого документального фильма.

Закадровый рассказчик и тропы реконструкции событий здесь не нужны, так как стилистика этого документального кино не требует такого уровня драматизма.

Итак, определите, на какой стиль документального фильма вы хотите, чтобы ваш мокьюментари был похож. Затем включите и высмеивайте соответствующие тропы. Чем лучше вы знаете свой исходный материал, тем легче будет его высмеять.

-8

Способы повествования документального кино

Также может быть полезно определить, какой из шести способов лучше всего подходит вашему мокьюментари:

Поэтические документальные фильмы - это экспериментальный тип кинопроизводства, который пытается вызвать эмоцию или настроение.

Разоблачительные документальные фильмы обычно используют всеведущего рассказчика, чтобы информировать аудиторию о какой-то проблеме. Это то, о чём думает большинство людей, когда вспоминают о документальном фильме.

Документальные фильмы с участниками или очевидцами событий, часто режиссёр тоже находится в этой истории.

Наблюдательные документальные фильмы пытаются запечатлеть реальную жизнь без какого-либо внешнего вмешательства.

Рефлексивные документальные фильмы раскрывают процесс создания фильма и сосредотачиваются вокруг отношений режиссёра и зрителя.

Перформативные документальные фильмы фокусируются на субъективном мнении, а не на объективной истине.

Выбирайте способы повествования, соответствующие вашей идее, и смотрите документальные фильмы такого типа. Обратите внимание на методы, которые они используют, и проведите мозговой штурм комедийных способов включения этих методов в ваш сценарий.

Никаких вспышек

В то время как способы задают авторам их стилистические решения, съёмке, освещению и дизайну декораций/костюмов, как правило, не придают особого значения.

Нечёткие кадры, непрофессиональное освещение и обычные декорации, такие как офисы и дома, обычно воспринимаются как норма.

Помните, что цель мокьюментари - создать имитацию реальной жизни. Поэтому освещение, костюмы, декорации и ракурсы, как правило, не играют весомой роли.

Вместо этого лучше всего придерживаться:

  • Скромных костюмов и декораций
  • Естественного освещения
  • Нескольких камер
  • Небольшого разнообразие углов съёмки

Съёмка и дизайн производства также могут зависеть от стиля документального фильма, который пытается воспроизвести ваш сценарий. Например, такие мокьюментари-ситкомы, как "ПАРКИ И ЗОНЫ ОТДЫХА", "Американская семейка" и "ОФИС", основаны на более наблюдательном стиле. Это означает, что их декорации должны отдавать предпочтение реализму, а не экстравагантности.

Однако авторы фильма "Поп-звезда" и сериала "Американский вандал", используют такие тропы, как интервью, чтобы рассказывать конкретную историю. Иногда обычный зритель может даже не осознавать, что смотрит фальшивый документальный фильм.

В этих случаях профессиональная операторская работа и постановка сцены служат одной цели: создать иллюзию подлинности. Но даже эти типы мокьюментари иногда используют кадры с ручной камеры для достижения желаемого эффекта.

Такие аспекты производства, как освещение и съёмка, в конечном счете выходят из-под контроля сценариста. Но полезно помнить о мантре "меньше - значит больше" при написании описаний персонажей, декораций и углов съёмок.

-9

Мокьюментари: жанр, с которым можно играть

Мокьюментари - это весёлый и универсальный жанр, который противопоставляет абсурд и реализм, чтобы вызвать смех.

В конечном счёте, качественное мокьюментари имеет свои особенности:

  • Интригующий сюжет и/или персонажи
  • Персонажи с сочетанием абсурдных качеств и достоверных качеств
  • Контраст между диковинным сюжетом (или персонажами) и серьёзным, реалистичным тоном
  • Невозмутимый юмор, обычно в сочетании с чрезмерно драматизированным конфликтом
  • Высмеивает документальные тропы
  • Заниженные требования к производству и съёмке

Возможно, самое важное, что нужно помнить о мокьюментари, - это то, что они не только извлекают выгоду из нелепых сюжетных элементов, но и обычно требуют их. Так что рискуйте и не слишком путайтесь в деталях. Гибкость, в конечном счете, является самым важным элементом того, как сделать мокьюментари *подмигивает камере*.

Резюме

О чём идет речь в вашем мокьюментари?

При мозговом штурме сюжетов для вашего сценария не бойтесь зайти слишком далеко. Идеи, которые могут показаться безумными, чтобы следовать им, часто наиболее хорошо подходят для данного жанра.

Персонажи в мокьюментари

Поскольку мокьюментари менее сюжетны, чем другие жанры, персонажи играют решающую роль в обеспечении развлечения для зрителей. Лучшие персонажи уравновешены - они достаточно абсурдны, чтобы выделиться, но достаточно глубоки, чтобы вызвать сочувствие и поддерживать вовлечённость.

Как сбалансировать тон?

Эффективная смесь сверхдраматизации и безэмоциональности, как правило, является sweet spot для мокьюментари-тона. Действия и реакции часто кажутся чрезмерными, но ситуации, в которых они происходят, часто кажутся обычными.

Как найти стилистику мокьюментари?

Положитесь на настоящие фильмы-референсы и переместите их в свою историю. Документальный фильм - становится всё более популярным жанром, из которого можно украсть тропы. Примите разнообразие, которое может предложить жанр, и убедитесь, что цели вашего сценария максимально ясны, чтобы помочь вам найти подходящий стиль.

Автор статьи: by Alissa Evans and edited by IS Staff

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Ребята, записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 3 мая 2021)

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но запутались
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов из нашего курса заберём к себе в команду

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Make Russian Film Great Again!

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.