На днях, в одном из интервью, Борис Гребенщиков, тот самый БГ, заметил по поводу распадов многих замечательных рок-команд:
"Причина проста – любой коллектив начинается как собрание равноправных участников, но в процессе жизни постепенно становится ясно, что никакого равноправия не может быть и в помине.
Все выполняют свою работу. Один, например, пишет песни. Другой не умеет писать музыку, зато играет как больше никто на свете не умеет. А третий не может ни того, ни другого, но убери его – и все немедленно развалится. Группа – это то, что больше, чем просто сумма частей".
Очень метко сказано… Сам играл в паре команд, и могу смело подписаться под этой мыслью.
Мои постоянные читатели и подписчики знают, что я внимательно исследую рок-архивы шестидесятых годов прошлого века, дабы извлечь на свет голую правду о том, как развивался Его величество РОК. Читайте мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ: там нет скрупулезных исследований на эту темы, ибо тема это исследована в тысячах книг, мнений, разного рода оценок и замечаний до меня.
А у меня, как минимум, две задачи: напомнить меломанам-ветеранам о славной эпохе, и подтолкнуть меломанов-неофитов к её пониманию. Не все же Баскова слушать…
Британская рок-команда YARDBIRDS большого успеха не добилась. Но из неё вышли три великих музыканта: ДЖИММИ ПЕЙДЖ, ДЖЕФФ БЕК и ЭРИК КЛЭПТОН. Вот такая интересная история получилась.
В 1962 году на одной из окраин Лондона появилась группа под названием METROPOLIS BLUES QUARTER: такой полуакустический состав, который, образовавшись, сам не знал, что делать дальше. Через несколько месяцев парни назвали себя YARDBIRDS (словечко многозначное – «Дворовые птицы», «Птенцы», «Новобранцы» - как хотите) …
Вот он, первый состав: бас-гитара Пол Самвелл-Смит, певец Кит Релф, гитарист Крис Дредж или Дрейя, барабанщик Джим МакКартни (к Полу МакКартни не имеет никакого отношения), гитарист Энтони «Топ» Топхэм.
А вот здесь возникла первая интрига (рок, судьба, случай?)
Топхэму было 16 лет, и родители его взбунтовались против всего этого, посчитав, что ребенку нужно дальнейшее образование, а не бряцание по струнам гитары. Тот был вынужден уйти из коллектива, предоставив свое место однокласснику – ЭРИКУ КЛЭПТОНУ.
Парни оперлись на традиции чикагского ритм-энд-блюза, и стали играть в Ричмонде (клуб "Crawdaddy"). Они подыгрывали вокалисту Сонни Бою Вильямсону, с ним сделали и первый записи.
В начале 1964 года вышел их первый концертный альбом, где команда исполняла композиции американских блюзменов. Почти никто не обратил на это явление внимания. Но к таланту Эрика Клэптона начали присматриваться…
Взрыв произошел после выпуска третьего сингла. Это была композиция Грэма Гоулдмэна "For Your Love" – первый хит YARDBIRDS. Так и назвали первую студийную пластинку группы (1965 год).
А затем Клэптон ушел в команду JOHN MAYALL`S BLUESBREAKERS: впрочем он оставил свой след и во втором альбоме группы "Having a Rave Up"(1965 год). Ну ё-моё! Только началось всё складываться, а тут такой облом – YARDBIRDS лишается лидер-гитары!
Клэптон сватает в команду Джимми Пейджа, будущую звезду цепеллинов, но тому не до этого: он в то время играл в качестве сессионного музыканты, и его это вполне устраивало. Пейдж предлагает в качестве гитариста Джеффа Бека. Тот соглашается, и в музыке YARDBIRDS начинают прослушиваться психоделические нюансы.
И вновь Гоулмэн: две его вещи - "Heartful Of Soul" и "Evil-Hearted You" становятся в исполнении команды настоящими хитами. Более того – две песни, сочиненные командой: "Still I'm Sad" и "Shapes Of Things" также входят в чарты!
Следующий альбом "Roger The Engineer" (1966 год), целиком создан коллективом. Самвелл-Смит уходит, решив заняться продюсерством, и на его место приходит Джимми Пейдж. Странно представить его с бас-гитарой в руках. И это все быстро понимают, поэтому Дредж и Пейдж меняются инструментами.
Жаль, что мало записей, когда Бек и Пейдж, два великих музыканта, играют в две гитары!
Но Бек начинает вести себя несколько неадекватно, и во время американского турне 1966 года его увольняют. В 1967 году в США выходит их альбом "Little Games". Почему в США? Да потому, что сингл с таким же названием терпит полный провал на родине YARDBIRDS , в Британии. Здесь уже в полную силу играют интересы шоу-бизнеса.
В группе начинаются разногласия. Релф и МакКарти за акустику и фолк, Пейдж – за то, что явно вырисовывается на горизонте: хард-рок.
В 1968 году Релф и МакКарти покидают команду, а Пейдж, набрав новых музыкантов, называет группу NEW YARDBIRDS . И это становится предтечей легендарных LED ZEPPELIN.
В 1992 году YARDBIRDS были занесены в Зал Славы Рок-н-Ролла,
МакКартни и Дредж реанимируют проект, состав группы постоянно меняется, они время от времени гастролируют.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СОСТАВ:
Кит Релф (Keith Relf) — губная гармоника, вокал (1963—1968).
Крис Дрейя (Chris Dreja) — гитара, бас-гитара (1963—1968, 1992—).
Джим МакКартни ( Jim McCarty) — барабаны (1963—1968, 1992—).
Пол Самвелл-Смит (Paul Samwell-Smith) — бас-гитара (1963—1966).
Энтони Тофэм ( Anthony Topham) — гитара (1963).
ПОЯВИЛИСЬ ПОЗЖЕ:
Эрик Клэптон ( Eric Clapton) — гитара (1964—1965).
Джефф Бек ( Jeff Beck) — гитара (1965—1967).
Джимми Пейдж (Jimmy Page) — бас-гитара, гитара (1966—1968).
Алан Глен (Alan Glen) — губная гармоника (1992—2003, 2008—2009).
Род Демик (Rod Demick) — бас-гитара, губная гармоника (1992—1993).
Лори Гарман ( Laurie Garman) — гармоника (1995—1996).
Джон Иден
Билли Бой Мискиммин
Рэй Майорс
Гипи Майо
В 2003 году команда выпускает студийный альбом "Birdland". Но всё это уже не совсем то. «Фабрика звезд» выполнила свою миссию…
СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:
For Your Love (1965) Джефф Бек/Эрик Клэптон/Джим Маккарти/Крис Дрэя/Кит Релф/Пол Самвелл-Смит)
Having a Rave Up (1965); Джефф Бек/Эрик Клэптон/Джим Маккарти/Крис Дрэя/Кит Релф/Пол Самвелл-Смит/Джорджио Гомельский)
Roger the Engineer (1966); Джефф Бек/Джим Маккарти/Крис Дрэя/Кит Релф/Пол Самвелл-Смит
Little Games (1967); Джимми Пэйдж/Джим Маккарти/Крис Дрэя/Кит Релф
Birdland (2003); Джим Маккарти/Крис Дрэя/Алан Глен/Гипи Майо/Джон Идан
Послушаем, посмотрим, понастальгируем, а кое-кто, может быть, и сделает для себя некое открытие:
На сегодня - всё. А всё-таки славная была эпоха! То ли еще будет на моем канале ЮРИЙ КИСЛОВ (это мой 173-й пост). Так что подписывайтесь, если еще этого не сделали! С уважением