Может быть «не знала» – лукавство. Название показалось знакомым, но ни в одном моём сборнике Фёдора Михайловича данного рассказа нет. Я не слышала отзывов и рассуждений о нём среди читающих товарищей и вовсе никогда не обращала внимание на существование этого творения. Однако, совсем недавно я случайно наткнулась на упоминание о нём в научной работе и поняла – хочу читать.
А чтения там – пол часа максимум. Речь пойдет о рассказе «Сон смешного человека».
Каждый раз, когда я пишу о Достоевском, меня не покидает чувство стыда. Да, это именно стыд, ибо кажется мне, что всего моего читательского опыта и словарного запаса ох как не хватает, для рассуждения о тех смыслах, которые Фёдор Михайлович вкладывал в свои строки. Именно смыслах , так как ни одно произведение автора, изученное мною, не может нести одного конкретного посыла человечеству, у кого угодно, но не у Достоевского. Я прочла несколько анализов произведения: от обычных читателей до докторов филологических наук, и как прекрасно и многогранно видит читатель этот рассказ!
Но я, естественно, расскажу Вам о своих мыслях.
Позвольте следовать мне своей традиции и не говорить о сюжете. Особенно с учётом того, что Вы можете закрыть сейчас мою статью и за 15-20 минут сами овладеть данной информацией. Так рассуждать нам будет ещё интереснее.
Итак, чем же так зацепил меня данный рассказ?
Концепция «смешного человека», думаю, примерно одинаково ясна каждому. Человек, отличающийся от большей массы людей, не такой как все. Можно было бы назвать его сумасшедшим, как у Чехова, но Достоевский применяет именно этот термин. И вот уже этот «смешной» человек, приходит к некой точке человеческого сознания – «всё равно». Что же он подразумевает под этим? Это наивысшая точка разочарования, усталости от мира и человечества, о которой я совсем недавно говорила в другой статье. Апогей ненависти. Возможно, Вам кажется, что когда ты не понимаешь, не принимаешь и не любишь общество, неприязнь твоя накапливается (и накаляется) в некий ком злости, который однажды должен взорваться. Но это не так. Прийти однажды может нечто гораздо страшнее взрыва – безразличие. Это такой момент, когда ты теряешь интерес не только к обществу, но и миру в целом. Всё равно, есть он или его нет, всё равно существуешь ли ты сам. Именно поэтому главный герой приходит к мысли уйти из жизни. Она напрочь лишена смысла. В этом осознании не важны ни слова, ни поступки, ни чувства. Нет никаких рамок, не существует морали, нравственности, добра и зла. «Всё равно».
Но что же значит для Достоевского другая планета, созданная им? Наполненный добром и светом мир до грехопадения. И о каком «познании истины» говорит главный герой? Вроде бы в самом тексте есть ответ, это же банальное – «возлюби ближнего своего как самого себя». И мы бы могли на этом остановится, могли! Прекрасная сказка, созданная Фёдором Михайловичем: человек, решивший свести счёты с жизнью, видит прекрасный сон, познаёт, что в мир нужно нести любовь и решает остаться при жизни, проповедуя эту истину.
Но нет. Друзья, мы же о Достоевском говорим. Будь всё так просто, автор бы не добавлял момент, когда во сне своём главный герой развращает идеальный райский мир. После он хочет быть наказан, распят, искупая вину. Прекрасная отсылка к Иисусу, но к чему она? Иисус не принёс грех на землю, он пришёл искупить его за других. Главный же герой развращает людей сам, именно он искуситель. Искуситель, доведённый до отчаяния, который хочет стать святым. Но только и людям, познавших порок, больше не нужно мирной жизни.
Вот о чём оно всё – человечеству нравится страдать:
Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья — выше счастья
Люди, сами порождают грех, а потом пытающиеся его отмолить. Люди, отрицающие жизнь, в поисках её смысла, люди, забывшие истины доступные им, чтобы через науку пытаться прийти к ней, забытой, вновь. Каждый раз отрицать простоту жизни, создавая себе новые препятствия. Находить поводы для страданий.
Они смеялись даже над возможностью этого прежнего их счастья и называли его мечтой. Они не могли даже представить его себе в формах и образах, но, странное и чудесное дело: утратив всякую веру в бывшее счастье, назвав его сказкой, они до того захотели быть невинными и счастливыми вновь, опять, что пали перед желанием сердца своего, как дети, обоготворили это желание, настроили храмов и стали молиться своей же идее, своему же «желанию», в то же время вполне веруя в неисполнимость и неосуществимость его, но со слезами обожая его и поклоняясь ему
Что я должна добавить здесь? Достоевский – гений? Уж это точно истина простая и доступная.
Если немного упростить весь философский смысл Фёдора Михайловича – мы сами усложняем себе жизнь. Однажды люди уже познали грех, и он их поработил, возведя жизнь человеческую в цикличный круг. Мы ищем счастье, но не хотим принимать его в чистом виде, в понятии человечества всё хорошее нужно выстрадать, добиться всего, отказываться от доступного в пользу недостижимого.
И вот тут я задумалась, что всё это – правда. Мы всё познали. Истина в нас самих. Все ответы в нас самих. В каждом из нас – абсолютное счастье. Только однажды, поддавшись искушению, мы всё это забыли. И теперь бесконечно ищем вовне смысл, который давным-давно внутри нас.