Новое исследование показывает, что крики радости легче воспринимать нашему мозгу, чем крики страха. Результаты добавили удивительные данные к давнему представлению ученых о том, что наш мозг устроен так, чтобы быстро распознавать страшные крики и реагировать на них как на механизм выживания.
В исследовании рассматривались различные типы криков и их восприятие слушателями. Например, команда попросила участников представить, «на вас напал вооруженный незнакомец в темном переулке», кричать от страха, а также представить, что «ваша любимая команда выигрывает чемпионат мира» и кричать от радости. Каждый из 12 участников издал семь разных типов криков: шесть эмоциональных криков (боль, гнев, страх, удовольствие, печаль и радость) и один нейтральный крик, когда доброволец просто громко выкрикивал гласную «А».
Затем отдельным группам участников исследования было поручено классифицировать и различать различные типы криков. В одном задании 33 добровольца попросили прислушаться к крикам и дали три секунды, чтобы классифицировать их по одному из семи различных криков. В другом задании 35 различным добровольцам были представлены два крика, по одному за раз, и их попросили классифицировать крики как можно быстрее, все еще пытаясь принять точное решение о том, какой это был крик: тревожные крики боли, гнева или страха или не тревожные крики удовольствия, печали или радости. Участникам потребовалось больше времени, чтобы выполнить задание, когда оно включало страх и другие тревожные крики, и эти крики не были так легко узнаваемы, как не тревожные крики, такие как радость, сообщают исследователи.
В другом эксперименте 30 разных добровольцев прошли функциональную магнитно-резонансную томографию или ФМРТ, слушая крики. Команда обнаружила, что менее тревожные крики вызывают большую активность в слуховой и лобной областях мозга, чем более тревожные крики, хотя почему мы так реагируем, пока не ясно.
«Исследование показывает, что кричащее общение и способы, которыми мы понимаем, что вокализация у людей различаются, по сравнению с другими млекопитающими, крики которых обычно связаны с тревожными ситуациями, такими как опасность», - говорит Саша Фрюхольц, психолог из Цюрихского университета.
По его словам, работа его команды бросает вызов доминирующему в неврологии мнению о том, что человеческий мозг в первую очередь настроен на обнаружение негативных угроз.
Хотя результаты ограничены только экспериментами и не отражают того, как люди реагировали бы на крики в реальном мире, строгость методов исследования обеспечивает высокую уверенность в результатах, говорит Адин Флинкер, нейробиолог из Медицинской школы Нью-Йоркского университета, не участвующий в исследовании.
Разница между тревожными и не тревожными криками обеспечивает «более глубокое понимание этой важной вокализации», - говорит психолог Нью-Йоркского университета Дэвид Поппель, который также не принимал участия в исследовании. Диапазон экспериментов, от акустического анализа до ФМРТ, также является «следующей хорошей ступенькой для развития более методичного и механистического понимания того, как мы обрабатываем крики», - говорит он.