Голливуд всегда искал самых талантливых актеров по всему миру, и от внимания крупнейших продюсеров не ушли наши лучшие актрисы. Очень жаль, что советские чиновники от культуры не понимали важность участия советских звезд в западном кино, как элемента пропаганды, способного напрочь выбить почву из-под ног "ястребов", навязывающих миру образ советского человека в виде грубого агрессивного работяги в телогрейке. Красавицы из СССР, вызывающие восхищение, запросто уничтожали на корню такой визуальный штамп.
Да, Голливуд многим из актрис предлагал аж пятилетние контракты, ведь коммерческий поход в кино подразумевает, что звезду сначала активно раскручивают, а потом снимают сливки с ее популярности, клепая фильм за фильмом. Жаль, что в СССР не было умелых переговорщиков, которые могли бы обговорить условия договоров с правом актрис выезжать на съемки на Родину и участие красавиц только в "идеологически выдержанных" картинах.
С другой стороны, в этом запрете на работу на Западе для советских киноактрис сквозило недоверие к ним. Что тоже печально.
Итак, кто же из советских кинозвезд так пленил Голливуд, что там желали их увидеть в своих картинах?
1. Алла Ларионова.
Бешеный успех к большеглазой красавице из простой рабочей семьи пришел после фильма-сказки "Садко". 22-летняя Алла вместе с не менее же ярким Сергеем Столяровым произвели фурор на Венецианском фестивале. Западные режиссеры уже тогда пожелали ее снимать в своих проектах.
Через 2 года Алла сыграла главную роль в экранизации Чехова "Анна на шее". Опять международный успех, поездка на фестиваль в Италию, внимание прессы, портреты в газетах и журналах.
О том, что ее хотели видеть в Голливуде, Алла Ларионова узнала не скоро.
Впрочем, ее киносудьба складывалась неплохо и на Родине. До конца 1970-х у нее практически ежегодно были большие работы в кино.
2. Надежда Румянцева
После международного успеха чудесного фильма "Девчата" Румянцеву называли "Чаплиным в юбке", "новой Джульеттой Мазиной". Ее особенный талант и яркая индивидуальность привлекли западных продюсеров, и Госкино получило предложение о контракте для данной актрисы в США. До Надежды эти предложения не дошли.
Впрочем, Румянцева действительно в начале была весьма востребована в родной стране, а потом на самом творческом взлете она спокойно оставила карьеру ради семьи и уехала с мужем-дипломатом за рубеж и нисколько от этого не страдала.
После возвращения на Родину Надежда не так много играла в кино, но довольно успешно занималась дубляжом, в основном, мультфильмов.
3. Татьяна Самойлова
Успех легендарного фильма "Летят журавли" в Каннах сразу же сделал 24-летнюю Самойлову кинозвездой международного уровня. Европейская творческая богема была сражена наповал необычной внешностью актрисы, ее чуткостью и трепетностью, а чудесные роскосые глаза Татьяны, которые смотрели в самую душу, воспевал Пабло Пикассо.
Голливуд сразу же захотел заполучить Самойлову на 5 лет, первым проектом предлагали снять "Анну Каренину", а в партнёры к Татьяне на роль Вронского планировался сам Жерар Филипп. В Госкино сослались на сверхзанятость актрисы, хотя, конечно, это была неправда. После "Летят журавли" она снялась опять у Калатозова в романтической драме "Неотправленное письмо", и все.
Однако в 1961 г. Самойлову все же отпустили на с'емки в Европу, и актриса сыграла главные роли в венгерском шпионском триллере "Альба Регия" и во французском "Леон Гаррос ищет друга". В Италии у великого Де Сантиса в фильме про Вторую мировую "Они шли на Восток" у нее была роль второго плана.
Своеобразный типаж, сводивший с ума киноэлиту мира, в какой-то степени мешал Самойловой регулярно сниматься в советских фильмах. Не было, у нее, к сожалению, "своего" режиссера, который бы подбирал для нее такие роли, в которых она могла показать все грани своего таланта. Как, например, у нестандартной Чуриковой, которой повезло встретить Панфилова.
Только к 1967 году к Татьяне Самойловой пришла, наконец, ее вторая великая роль, Она сыграла Анну Каренину. И по сей день ее воплощение этого известного образа является самым убедительным в мировом кинематографе.
Более ничего значительного, достойного ее уровня, Самойлова в кино не сыграла. Она была скромным человеком, никогда ничего не требовала, не пробивала. Поэтому даже звание народной артистки России получила только в 1992 году.
4. Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая по праву считается одной из самых красивых киноактрис 20 века. Ее Аксинья из герасимовского "Тихого Дона" стала каноническим образом. Быстрицкой повезло сниматься у великих режиссеров с великими партнёрами: Бондарчуком, Ульяновым, Глебовым...
Желание иностранцев заполучить к себе такую красавицу и талант, опять-таки, не нашло отклика в Госкино. Хотя, следует отметить, на фестивали и вообще в зарубежные поездки Быстрицкую отпускали спокойно - она была советская патриотка до мозга костей и всегда умела достойно представить нашу страну и, если что, убедительно ответить на любые вопросы журналистов.
С другой стороны, Элина Авраамович обладала сложным и требовательным характером, тщательно выбирала роли, и вряд ли она смогла бы работать в кино на Западе, где отношения к киноработе и между творческими единицами строятся совсем на других принципах.
Быстрицкая сыграла в кино не так много, но все ее работы отличались высоким качеством, ни одной проходной роли. Творческая жизнь актрисы была очень насыщенной, кроме кино, она много играла в театре, давала концерты и даже в 80 лет собирала Кремлёвский дворец!
5. Лариса Кадочникова
К Ларисе международный успех пришел после фильма Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Для молодой московской актрисы работа на Украине стала судьбоносной. Она переехала в Киев ради своей любви - режиссера Юрия Ильенко, в фильмах которого и сыграла свои самые лучшие роли. Говорят, что она сознательно отказывалась от работы за границей именно по причине нежелания надолго расставаться с мужем.
Большой перерыв в кино у Кадочниковой случился только в 90-е, когда всем было нелегко. А в 2000-е, когда начался сериальный бум, и многие российские сериалы снимались на Украине, Лариса Кадочникова оказалась вновь востребованной, в основном, играя возрастные роли второго плана.
6. Нонна Терентьева
Яркая, сногсшибательная красота, аристократизм и изящество Нонны Терентьевой с юности не давали ей спокойной жизни. От своих многочисленных поклонников ей приходилось буквально бегать.
Когда же Терентьева приехала в Канны с внеконкурсным показом фильма "В городе С." (по "Ионычу" Чехова), она произвела фурор. Вся пресса была заполнена ее фотографиями и дифирамбами от звёзд кино в ее адрес. Ее фото на обложку поместил один американский журнал, в результате Нонна стала получать сотни писем от зарубежных поклонников.
Как всегда, отказ сниматься в Голливуде за актрису сделали сотрудники Госкино, мол, расписан график у актрисы. Обычная отговорка.
На самом деле Терентьева снималась не так много, режиссеры эксплуатировали ее яркую внешность, предлагая роли роковых красавиц, избалованных барышень, нэпманш и т.п. Но даже в этих ролях Нонна была великолепна.
Не удовлетворяясь работой в кино, Терентьева стала писать стихи, либретто, занялась концертной деятельностью. Она прекрасно пела оперные арии, джаз и народные песни. Выходила на сцену в блистательных нарядах (которые ей шила мама), публика просто боготворила актрису.
Нонна Терентьева и с возрастом выглядела молодо и свежо. Поэтому для многих стала неожиданной ее смерть от рака в 54 года.
Читать еще:
"Мягкая сила" СССР была мощным оружием. Но воспользоваться не смогли
Советские фильмы, получившие международное признание
Топ-5 самых чувственных сцен из советских фильмов
Семь добрых молодцев нашего кино - и красивых, и талантливых
Когда-нибудь об этих войнах будут снимать сериалы...
Почему артисты уезжали из России-СССР и почему они вернулись