фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega108s.html
Всем Доброго Аудиофильского!!!
Часто слышу разговоры, что Винил звучит хуже Компакт Диска.
А еще, что на Винил цифру записывают. И что такой Винил ничем не интересен.
Но при этом сумбур в головах таких людей огромный.
Они обычно говорят, что лучшие времена для Винила были 80е. А то и с середины 80х до середины 90х. А вот новодельный Винил это гадость цифровая.
Когда же я начинаю их расспрашивать про звучание Винила середины 80х. Про альбомы, которые по их мнению звучат лучше Компакт Диска, то оказывается...
Вы догадались о чем речь. Оказывается, что на эти Винилы сердины 80х - 90х цифра записана.
Ведь история мира такова, что цифру стали писать с 1982го года. Только один момент. На Винил в 90 процентах случаев пишут Хай Рез, который дополнительно урезают при записи на Компакт Диск.
И вот об этом как-то предпочитают все забывать. Мол на ЦД хороший звук пишут. А фиг!!! Студийный формат звукозаписи 24 бит и 96 кГц дискретизации. Что вот вообще ни разу не кратно ни 16 битам, ни 44 Килогерцам. 44 на 2 это 88, а не 96. И вот такой криво-порезанной цифрой звучит Компакт Диск.
Это все перекодируют кривой математикой.
А вот на Винил пишут Хай Рез. Настоящий. Даже в самые отъявленные цифровые времена 90 процентов винила - это Хай Рез на честные студийные 96 кГц дискретизации.
И в этом плане что новодел, что середина 80х. Ничего не изменилось.
Если Винил середины 80х проходил за Аналоговый в ушах таких комментаторов, то и новодел у них пройдет как Аналоговый.
И не надо тут мифов про цифровой звук!!! Если тогда слышали, что Винил звучит лучше Компакта, так и сейчас так же!!!
*****************************************************************************
Проблема только в том, что у таких комметаторов вертушка с тех времен.
А раз у них такие пробелы в знаниях о форматах записи тех лет на Винил. То у них ничуть не уже пробелы по части обслуживания вертушки.
Инструкцию не помним. То что в мотор, а так же в подшипник основной опоры диска, надо хотя бы раз в год по капельке масла капать забыли.
То что иголка это расходник, который по хорошему тоже раз в год менять надо - так и вообще инструкцию не читали.
Вот отсюда и проблемы в звучании Винила у таких говорунов.
Сегодня это исправим.
***************************************************************************
1. Про масло уже сказал. Раз в год регулярно смазываем вертушку. Причем не важно пользуемся каждый день или по праздникам. Масло сохнет на воздухе. Обновлять регулярно по часам, а не по одометру.
2. Картридж и иголка. По документам ресурс иголки 2 000 часов прослушивания. Но это если каждый день. А резинка в подвесе тоже сохнет.
Поэтому раз в 5 лет по любому меняем иголку.
На самую бюджетную. Но строго с эллиптической заточкой.
Дело в том, что коническая воспроизводит запись активно касаясь верхней кромки канавки. А она там самая узкая. Она изнашивается сильнее всего. И разрушается самой первой. Ну и зачем нам этот треск и сибилянты в колонках?
Поэтому Эллпис. Он не касается верхней самой тонкой кромки. А значит Винил звучит дольше.
На новой пластинке и конус и эллипс звучат одинаково. Но вот через 30 циклов прослушивания разница уже будет ощутима. А через 80 конус будет все шипящие присвистывать. В то время как Эллипс будет звучать почти как на новой пластинке.
А в СССР часто ставили коническую иголку. Поэтому первым делом меняем картридж на гарантированно эллиптическую заточку иголки.
Да и его по любому менять. Он уже или износился или подвес высох.
3. Настройки тонарма.
Тут в целом все просто. Разгрузить тонарм по вертикальной оси, да открутить на 1.5 грамма прижимного усилия согласно инструкции.
Послушать трек с басами и тарелками. Теперь убавить усилие до 1 грамма. Снова послушать. Теперь прибавить до 2х грамм. Снова послушать.
Если вы слышите разницу между 1.5 и 2 грамма - выкидываем картридж.
Если не слышите между 1 и 1.5 чистим уши.
Все просто.
Для проверки убавьте до 0.5 чтобы наверняка услышать как высокие частоты исказятся.
Потом возвращаем на 1.5 грамма. Если картриджу для нормальной работы нужно больше - меняем картридж.
4. Углы установки иголки.
По хорошему это нужно делать сложным путем. В идеале по осциллографу и тестовой пластинке. Причем 2х тестовых пластинках.
На одной моно запись. На другой тестовые синусы по правому и левому каналам.
Но это по хорошему. В реальности же сильно не паримся. Ставим более менее ровно на глазок. Помним что иголка должна находиться на линии специальной риски на шелле, отображающей это место.
Этого хватит. Разница в звуке при визуально-незаметных отклонениях не так уж и сильна. Это не азимут на катушечнике с кассетником. Тут проще.
5. Самое важное и самое ценное.
Всегда. Всегда и еще раз всегда.
Без малейших исключений.
Когда ставим винил. Нажимаем на воспроизведение. Кладем бархотку, желательно малиновую, на пластинку. И медленно стягиваем ее от центра наружу, с вращающейся пластинки.
Это нужно делать перед каждым воспроизведением. Без исключений.
Дело в том, что пыль под даже микроскопическими 1.5 граммами нажима иголки вдавливается в канавку и там потом спрессовывается.
Это сначала приводит к щелчкам, а потом эти щелчки это как ямы на дороге. Ударные нагрузки которые расширяют ямы в габаритах. Ведь иголка подпрыгнув на таком бугорке ударяет по канавке. И тем самым ее разбивает.
Т.е. пластинка начинает и щелкать регулярным песочком, так еще и сибилянтами разражаться значительно раньше.
Поэтому регулярно убираем пыль.
Мой опыт эксплуатации Винила гласит, что если так делать, пластинка вообще песочком не обзаводится.
При износе появляются присвистывающие сибилянты. А вот треска как от камина на удвоенной частоте вообще не случается.
Винил который так трещит, это признак неряхи хозяина. Которому лень бархоткой провести.
Других объяснений как довести пластинку до такого состояния у меня нет.
***************************************************************************
Итого 5 шагов для правильного воспроизведения.
1. Смазать аппарат.
2. Своевременно ставить картридж с эллиптической заточкой.
3. Полтора грамма прижимного усилия.
4. Визуально правильные углы установки иголки.
5. Каждый раз перед воспроизведением с наслаждением убираем пыль с пластинки.
В общем-то правила применимы ко всем вертушкам. Но в случае техники СССР они наиболее актуальны.
Если вы при покупке старой вертушки смотрите цел ли на ней картридж - то это верно только в момент проверки исправности корректора. В остальное время вы страдаете ерундой, которая веселит продавца. И портите себе удовольствие от звучания пластинок. При повышенном износе их кстати.
*************************************************************************
Вот такая история.
Спасибо, что дочитали!
П.С. А и главное!!! Перестаем твердить, что на Винил цифра записана!!! Она там уже 40 лет как записана. Если первые 20 из них вы этого не замечали, то какая это у вас такая возрастная девиация слуха привела к тому, что слышать лучше стали???
Хай Рез на виниле записан! По любому в 90 процентах случаев там Хай Рез!!! И он по любому лучше Компакт Диска!!!