Найти тему

Может поменяться порядок финансирования здравоохранения. Каким образом?

Может поменяться порядок финансирования здравоохранения
Может поменяться порядок финансирования здравоохранения

На коллегии Минздрава, состоявшегося 16 апреля, вице-премьер Татьяна Голикова сообщила о том, что может поменяться порядок финансирования здравоохранения, т. к. вводятся новые стандарты медицинской помощи, а с 1 января 2022 года становятся обязательными клинические рекомендации.

Особенности новых стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций в том, что они, несомненно, увеличивают эффективность медицинского пособия в части благоприятных изменений в состоянии здоровья человека (а значит и его качества жизни) из-за заболевания (травмы) за счет новых лекарственных препаратов, диагностических, лечебных, реабилитационных процедур, но влекущих при этом больших затрат на их производство, чем ранее.

Несомненно, можно считать отрадным, что целый вице-премьер признал очевидный факт: новый уровень медицинского обслуживания не может быть обеспечен действующим финансированием.

Медицинское пособие (система воздействия на здоровье) требует от медицинской организации несения расходов по его созданию (производству).

Источники доходов учреждений здравоохранения давно определены:

  • средства обязательного медицинского страхования;
  • региональные бюджеты;
  • федеральный бюджет;
  • платные услуги (приносящая доход деятельность).

Основной «денежный мешок» государственного здравоохранения – это средства ОМС. Я встречал данные, что около 90% объемов медицинской помощи населению России предоставляется по обязательному медицинскому страхованию. На 2021 год обеспечение базовой программы ОМС составит 2,276 трлн рублей.

Этих средств однозначно не хватит, по данным Счетной палаты Расходы на заработную плату в больницах и поликлиниках достигают 90%.

Увеличить бюджет ОМС можно за счет повышения ставки страховых взносов с работодателей и отчислений с регионов за неработающее население, но экономика не на подъеме. Зарплаты не растут (они база страховых взносов), регионы в большинстве своем дотационные.

По данным общественной организации "Опоры России", озвученной ее президентом Александром Калининым в ходе Красноярского экономического форума из-за пандемии коронавируса в России прекратили свою работу 220 тыс. предприятий малого бизнеса.

Государство может попытаться погоняться за обладателями полисов ОМС, официально не имеющими источников дохода (серые зарплаты, фриланс, услуги и пр.), не платящими страховые взносы, но эффективность мер принуждения явно будет низкая, хотя с учетом развития Big Date и перехода на безналичные расчеты отслеживать наличие скрытых доходов государству станет проще. Пока что определенный успех имеет внедрение статуса самозанятого, как средство вывода предприимчивых граждан из теневой экономики за счет приемлемой ставки налога и упрощенного взаимодействия с государством.

Возможен вариант, когда полис ОМС официально неработающему, будет выдаваться за плату. Но в условиях пандемии Владимир Путин на это не пойдет.

С этого года ставка НДФЛ для обеспеченных граждан (зарабатывающих более 5 млн рублей в год) выросла с 13 до 15%. Поскольку каких-либо волнений в обществе она не вызвала (мотив увеличения изъятий, поданный Президентом РФ социален и патриотичен - средства пойдут на лечение и помощь детям с тяжелыми редкими заболеваниями, как можно против этого выступить!), то ставку НДФЛ для менее зарабатывающих могут поднять до 14–15 % по мотивам необходимости поддержки здравоохранения.

Еще вариант финансирования для обеспечения выполнения стандартов и клинических рекомендаций – это федеральный бюджет, выделяющий субвенции в регионы.

Но совсем недавно я писал о том, что На ковидные выплаты медикам правительство берет кредит. Федеральная казна истощается под воздействием коронавируса.

Можно еще обвинить медицинские организации в неэффективном расходовании денег, но тогда получается, что государство (региональные минздравы и федеральный) «мышей не ловит» и не способно наладить эффективную работу подведомственных учреждений здравоохранения. Как-то сомнительны шаги государства именно в этом направлении.

Есть попытки улучшить городское здравоохранение через платные медицинские услуги больниц и поликлиник, но подобное маловероятно в сельской местности.

Из всего что я изложил мне представляется прогнозируемой картина увеличения ставки НДФЛ с граждан с 2022 года, т. к. у них проще отнять. Буду рад, если прогноз не сбудется.

Впрочем, 21 апреля Владимир Путин выступит с очередным Посланием, несомненно, в нем будет раздел, посвященный медицине. Ждем!

А что вы думаете по этому поводу?

Подписывайтесь на канал медицинского юриста!

Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх».

Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно.

Публикации медицинского юриста Алексея Панова
Публикации медицинского юриста Алексея Панова

Как улучшить качество медицинского обслуживания? Ответ очень простой, о нем знают в ФФОМС

Что же это такое - положительные ощущения реальной заботы о здоровье граждан?

Программа госгарантий медпомощи на 2021 год - кусочек социального счастья при проблемах со здоровьем, подкрепленный финансами?

© Алексей Панов, 2021