Найти тему

Почему учителя - добровольные рабы системы?

Сейчас меня, вероятно, будут закидывать тапками. Потому что я - опять о непопулярном. Я считаю, что учителя сами себя загоняют (а точнее - уже загнали) в угол.

Особенно ярко это показали последние пара лет.
В сети куча призывов отменить дистанционку, петиции, митинги и так далее. НО можно было миновать этот этап либо сильно ярко показать о том, как дистанционка провалилась и как нужна именно очная школа, уже на этапе ВПР сразу после. Вы помните?
Уже первые результаты работ оказались плачевными, во многих классах результат, равнозначный двойке, получили не менее половины ребят, а где-то вообще все школьники. Проблемы возникли даже у прошлогодних отличников, успеваемость которых резко снизилась после весенней удалёнки. Каждый пятый учитель результаты ВПР подделал, хотя общую картину даже это не спасло.
А потом Рособрнадзор, обещавший не пользоваться итогами ВПР для оценки школ и учителей, обвинил учителей в необъективности и неумении пользоваться пятибальной системой, и разослал списки учебных заведений региональным министерствам образования для принятия нужных управленческих решений. Свалил с больной головы на здоровую. То есть создатели этой ситуации обвинили в ней не свою больную фантазию, не сделали вывод о том, что система не работает, а "наехали" на пострадавшую сторону.

А потом учителей заставили писать гору объяснительных и писать какой-то план образования по каждому ребёнку. По КАЖДОМУ! Как будто нагрузки у них не хватает помимо этого. Я даже не представляю, сколько времени это заняло и какими ночами это всё писалось. Потому что учителя в очередной раз проглотили всё "сверху" и покорно взяли на себя и эту работу тоже. Опять. Учителя жалуются на кухне мужьям, подписчикам на стене в контакте - и выполняют абсолютно все указивки дальше. Даже прижатые к стенке, даже при критической нехватке кадров - когда, казалось бы, все условия могут диктовать именно учителя! - они принимают всё, что им навязывают, совершенно не сопротивляясь. Пишут отчёты чемоданами, ночами, во внеурочное время, в ущерб себе и ученикам.

Кто возмутился? Никто. Сели писать отчёты. Вместо того, чтобы прямо сказать: "Говно - эта ваша дистанционка, посмотрите на результаты честно и признайте ошибку. И идите нахрен со своими наездами, сами заварили - сами расхлёбывайте. Ваша система - гнилая! Сделайте выводы и измените её, наконец". Ну, конечно, более изящно или казённым языком, вы ж учителя, вы умеете. Но нет, опять побоялись. И тем подтвердили, что СОГЛАСНЫ и с дистантом, и с ВПР. И потому их никогда не отменят, кстати.

ВПР - это классический пример добровольно-принудительной процедуры. Формально школы могут не участвовать, и такие примеры даже есть. Но большинство директоров школ «берут под козырёк» и участвуют, несмотря на то, что из-за необъективности результатов ВПР директор может даже лишиться своего рабочего места.
Дистант - это ТОЖЕ было добровольно-принудительное мероприятие. Школы МОГЛИ оставить учёбу очной. Просто не стали разбираться в документах.
Решение-то простое: нанять ОДНОГО грамотного юриста на постоянной основе, чтобы как представитель школы он отбивал от учителей на законных основаниях весь этот бред. И всё! Но я о таком ни разу не слышала. Вы такие примеры знаете? Хоть где-нибудь во всей большой России должно же быть?

Я понимаю, что учителя - это профессия крайне важная, и не обязаны они отбиваться и учить одновременно. Но серьёзно - всего ОДИН юрист на всю школу. Неужели это так дорого?

Вместо того, чтобы бороться с причинами, все вокруг ищут более слабых "виноватых", на которых можно сорваться. Учителя жалуются на родителей (им даже рекомендовано стучать в опеку на неугодных, представляете?), на безграмотных детей (не читают, сидят в тиктоке, домашку не делают, списывают с ГДЗ). Родители жалуются на учителей. И только по праву слабейшего и потому более всех виноватые дети ни на кого не жалуются, а просто не понимают, что делать в этом дурдоме, кого слушать, как угадать верное поведение, и как в спасение утыкаются в телефоны. Те, кто могут себе позволить, массово забирают детей из этого кошмара на семейное обучение.

Или вот. Кажется, что совсем другая тема, но на самом деле - это всё о том же.
Студенты МГУ, которые учатся на платной основе, решили подать иск к вузу, чтобы добиться скидки на обучение. Из-за дистанционного образования качество обучения снизилось, а платят они по-прежнему от 240 тыс. до 570 тыс. рублей в год. Из-за карантина весной студенты не могли посещать библиотеки, общаться лично с преподавателями, отсутствовала возможность проведения полноценной практической и лабораторной работы, им был закрыт доступ к научно-исследовательскому оборудованию. Преподаватели, как и студенты, оказались не готовы к переводу обучения в дистанционный формат, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования. И за это нужно СТОЛЬКО платить?

Оооооо, что тут поднялось в сети!
Преподаватели орут, что ВУЗ - на самообеспечении, и студенты хотят оставить их семьи голодными, как им не стыдно, бессовестным?!
Студенты орут: да вы охренели там совсем, я где должен эти деньги брать, у меня родители - не миллионеры, чтобы я за самостоятельные уроки ещё столько платил!
В общем, там написано очень много, причём не просто куча оскорблений, а аргументы, и действительно подробные и серьёзные. Если всю ветку споров читать - это надо сразу себе весь день выделить и запастись самоваром чая.
Понять можно обе стороны. Но у меня лично больше уважения вызывают всё-таки студенты. Потому что они действительно пытались что-то сделать. Они шли к декану, предлагали решения. Они САМИ составляли юридически грамотные документы, с которыми можно было сообща с руководством института - СООБЩА! - идти дальше и выше. Однако студентов просто развернули. А нафига, всё ж хорошо было? И вот только тогда они пошли в суд.

Послушайте, наконец! Нас просто стравили друг с другом! У нас общая проблема! Давайте вместе смотреть в ОДНУ сторону! Потому что жаловаться на кухне, на стене в контакте и орать друг на друга - это вообще не вариант, не борьба и не решение. Я тоже хочу, чтобы восстановилась добрая, умная, ориентированная на детей, а не написание отчётов и прогибы перед министерствами, школа. Почему в этом не участвуют сами учителя? Почему директоры/деканы не защищают своих подчинённых? Почему вы снова и снова выбираете этот ад?