В творческой биографии Александра Борисовича Градского кино сыграло может и не главную, но очень заметную роль. Существует как минимум три художественных фильма, которые без песен в исполнении Градского были бы наверняка совершенно другими. И вот об этих фильмах и песнях сегодняшний разговор.
Любопытно что все эти фильмы из семидесятых и вышли в прокат через равные промежутки времени: в 1974,1976 и 1978 годах. Ну вот в таком хронологическом порядке мы их и вспомним.
«Романс о влюблённых» - культовый фильм режиссёра Андрея Кончаловского и в его популярности неотъемлемую роль сыграла музыка. Александр Градский принял участие в создании саундтрека не только как исполнитель, но и как композитор, а аранжировки сделал Дмитрий Атовмян. В записи принимали участие: Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР, Камерный хор Росконцерта, ансамбль «Мелодия» п/у Георгия Гараняна. В качестве солистов, помимо Александра Борисовича, в записи приняли участие: Зоя Харабадзе (солистка квартета «Аккорд»), Валентина Толкунова (песня «Колыбельная» в финальной части фильма), И. Смоктуновский, Владимир Чижик(соло на трубе) и трио «Скоморохи». Текст песен: Николай Глазков, Наталья Кончаловская, Булат Окуджава.
Всё в том же 1974 году фирма «Мелодия» выпустила грампластинку с музыкой из кинофильма. Насчёт тиража ничего сказать не могу, поскольку кроме основного существовали и дополнительные тиражи( я насчитал более двух десятков в т. ч. и на "цветном" виниле), а вот сегодняшние аукционные цены на данный диск в среднем 300-600 рублей за б/у в непонятном состоянии. И даже в состоянии “near mint” я обнаружил одну пластинку. Продавец оценил её в 2700(!!!) рублей.
Кстати, музыкальные критики причисляют данный альбом к психоделик- року и прог-року с чем, пожалуй, можно согласиться.
А теперь представьте этот фильм без музыки и пения Александра Градского. Не получается? Вот и у меня тоже не выходит. А это значит что фильм своим успехом в первую очередь обязан именно музыке. Собственно он и относится к жанру «музыкальный художественный фильм».
Но вот фильм «Моя любовь на третьем курсе», не будь в нём песен Градского, зрители позабыли бы сразу. Правда помимо Градского в этом заслуга и авторов песен: композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова. И «Яростный стройотряд» и, тем более, «Как молоды мы были» -это гимн студенческой молодёжи той эпохи, одна из самых ярких музыкальных примет того времени. А сам фильм - скучная производственная драма с кучей банальных штампов. Я пересмотрел его совсем недавно и никаких ностальгических чувств он у меня не вызвал. Вот песни, другое дело: я их любил и люблю.
Поскольку в фильме лишь три музыкальных композиции, то ни о каком диске-гиганте и речи быть не могло. На "Мелодии" были изданы гибкая пластинка и виниловый миньон.
Ну и наш отечественный вестерн "истерн" : «Поговорим, брат» Юрия Чулюкина. Собственно песен Градского на весь фильм(а он - двухсерийный) всего две, но зато каких! И с этими песнями много неясностей. «Если на Руси ты вырос» в фильме выглядит как фрагмент песни и вероятно фрагментом и является. Но полной версии не слышал никто и нигде.
Если на Руси ты вырос, то наверняка
Ты найдёшь на злую силу - силу кулака
Даже если бой не равен, враг коварен
Ну да я не лыком шит!
Он меня ничем не устрашит!
Моя правда крепче стали, вера - как гранит
Меня пуля не достанет, штык не победит
От моей весёлой сабли в удалой руке
Сгинет враг и в океане и в Амур-реке.
Вот в таком виде она и звучит в фильме(слова и музыка А. Градского). Согласитесь, как-то незакончено, нет целостности...Впрочем, может так и было задумано. Во всяком случае на видеоряд в фильме песня смонтирована идеально.
А вот с песней «Светлый вечер» другая история.
Для своей негромкой песни не стихи я взял
Взял я кровь людскую вместе с горем пополам
Взял у осени ненастье, и у солнца зной
Чтобы вечно было счастье над родной страной
Над родной страной. Над родной страной
Конь усталый песню знает, с ней легка дорога
Конь усталый остывает только у порога
Светлый вечер догорает, дремлет у плеча
А луны не оплывает желтая свеча
Желтая свеча. Желтая свеча.
Шорох леса, шепот листьев - как сигнал тревоги
Перед тем, как грянет выстрел на твоей дороге
Умирать - кому охота, если двадцать лет
Пусть судьба мне смерть пророчит. Только смерти нет
Знаю, смерти нет... Знаю! Смерти нет!
Вот так выглядит полный текст песни(и тут автор слов и музыки А. Градский). Но в фильме звучит первый и третий куплет, а на компакт-диске «Золотое старьё» - первый и второй. Получается что послушать данную песню в полной авторской версии негде. Почему сам Александр Борисович не спел её целиком при записи диска знает вероятно только он сам. Но, как бы там ни было, а песни шикарные и они придали фильму «Поговорим, брат» нужный колорит, добавили ярких музыкальных красок.
Вот такая история и на этом можно было бы поставить точку, но...
...Но всё таки есть ещё один, четвёртый фильм и, ещё одна, песня, не упомянуть которые я не могу. Это фильм «В августе 44-го» и песня «Маятник». Не буду много разглагольствовать о самом фильме: о нем высказано столько полярных мнений что моё лишь одно из тысяч и вряд ли оно перевесит чашу весов в ту или иную сторону. Однако лично мне фильм нравится. При этом и роман Владимира Богомолова «Момент истины» у меня есть и прочитан мной он не один раз. Просто книга хороша по-своему, а фильм - по-своему. Да и сравнить не с чем. Будь та, ещё первая советская экранизация доведена до конца, мы бы смогли оценивать художественные достоинства фильма в сравнении. А так...
... А так я скажу лишь о песне «Маятник». Это ШЕДЕВР! Мнение исключительно моё и я готов его отстаивать. Но НЕ НАВЯЗЫВАТЬ. Потому как каждый имеет право иметь своё собственное мнение. И вот теперь действительно всё. Спасибо за внимание!