Найти тему
La Pantera MAMBO!

Правдивая история бачаты. И немного о музыкальности.

Танец и музыка «Бачата» возникли в Доминиканской Республике в первой половине двадцатого века. Народ там жил в массе своей бедно и тосковал под песни в стиле «Амарге». Что означает «душевное страдание», «разбитое сердце». В них печально пелось о несправедливости, бедности, жестокой жизни и неразделенной любви. Этот доминканский шансон был невероятно популярен у бедняков и всяких проходимцев.

В то время в Доминиканской Республике правил жестокий диктатор Рафаэль Леонидас Трухильо Молина, волей народа единогласно избираемый на президентский пост аж 30 лет подряд. Самому же народу от этого почему-то жилось несладко. Молина и по сей день считается самым жестоким правителем из всех стран Латинской Америки. Он не любил бачату поскольку считал, что это музыка для маргиналов. Поэтому бачату исполняли в основном в деревнях, кабаках и борделях. После того, как Трухильо был убит в 1961 году, народ вздохнул свободнее и запел бачату во весь голос.

Первый, кто записал эту музыку на аналоговый носитель, был Хосе Мануэль Кальдерон (José Manuel Calderón). 30 мая 1962 года была выпущена его первая пластинка. На одной стороне была записана композиция “Borracho De Amor (1962)”

А на другой “Qué Será de Mí (Condena – 1962)”

Считается, что Бачата в Доминикане берет начало именно с этих композиций. Однако, фактически эти песни являлись копией кубинского стиля «Болеро». Поскольку доминиканцы не очень любят напрягаться для создания чего-либо в жизни, то они просто перепевали на свой лад кубинские хиты. А так как часто забывали мелодию и уж тем более слова, то неизменным оставался лишь ритм, а песни получались несколько иными. И конечно они очень отличаются от той бачаты, которую мы слушаем сегодня. После Хосе Мануэля Кальдерона было много исполнителей, которые пели каждый на свой лад и творческий процесс трансформации бачаты пошел полным ходом.

Тем не менее, в 70-е не взирая на эксперименты музыкантов с болеро, эта музыка еще не пользовалась массовой популярностью. Люди, живущие в городах по-прежнему не принимали ее, считая сельской и депрессивной. Они предпочитали отрываться под Меренге, этот танец был более весёлым и энергичным. По этому музыканты, исполняли Доминиканское Болеро в основном в барах и борделях, нагоняя тоску меланхолию на отвисающий там контингент. В песнях по-прежнему печально стенали, о разбитом сердце, продажном сексе, преступности, нищете, часто вкрапляя ненормативную лексику.

Наконец в 80-е годы самые активные музыканты начали пытаться монетизировать свое творчество. Наиболее успешным в этом плане оказался вокально-инструментальный ансамбль под управлением Луиса Варгаса (Luis Vargas), где на Гуиро (изначально - сушеный кабачок с насечками, но для бачаты его апгрейдили до терки для овощей) наяривал юный Энтони Сантос. Варгас шпарил душераздирающие песни, разбивая сердца женщин и размягчая суровые мужские сердца. Слезы на его концертах лились рекой. Простой доминиканский народ женился и расставался, веселился и грустил под его песни.

Иной раз, накатив рому и раздобрев, Варгас принимался обучать малыша-Сантоса игре на гитаре, приговаривая: "Не вечно же тебе на терке скрежетать, оболтус!" Простодушный старик даже не подозревал, какую шкатулку Пандоры он открывает. Юный пройдоха-Сантос решил не упускать шанс выбиться в звезды шоу-бизнеса! Он терзал гитару день и ночь, изводя соседей и домашних животных! Вскоре он все чаще вырывал ее из рук штатного гитариста или самого Варгаса на концертах! Тем более, что юные девы в толпе зрителей что есть мочи симпатизировали Энтони и ломились на концерты толпами. Дела коллектива стали налаживаться.

Тут Сантос проявил невиданный напор и сделал ход конем: он разбил копилку и внезапно заявился на репетицию победно сжимая гриф электрической гитары над головой! А когда он извлек из сумки педаль для эффектов, то стал просто королем вечеринок! Парень тут же вышел на первые роли в ансамбле и стал самым модным бачатеро в округе. Электрогитара придала бачате новое звучание и дела у ансамбля Варгаса пошли в гору. Обилие малолетних поклонниц заставило парней сочинять более лиричные тексты и их сюжеты прочно стали вертеться вокруг неразделенной любви. Теперь на концерты можно стало не стесняться приводить даже детей! Так появилась уже более привычная нам бачата, которую, хотя бы мало-мальски развитые в музыкальном плане танцоры, сегодня именуют "традиционной".

Вскоре Сантос заматерел, оперился и решил сам стать капитаном своей судьбы. Он собрал собственную группу и ломанулся по городам и весям, довольно успешно конкурируя со своим бывшим шефом. При этом он публично поносил его на все лады и изображал из себя Буратино, который избавился от гнета Карабаса. Такие страсти еще больше разогрели интерес публики к персоне Энтони Сантоса и волна популярности понесла его, как цунами.

В итоге именно Сантоса многие считают самым влиятельным бачатеро всех времен и народов. Он напрочь убрал из песен нецензурщину, наполнил их приторным романтическим содержанием, которое сводило с ума весь женский пол от мала до велика, добавил пианино, саксофон и, вооружившись гитарой новейшей серии Yamaha APХ, прочно засел в топе. К лихим девяностым Энтони Сантос стал одним из самых коммерчески успешных бачатерос, имя которого с уважением произносят и по сей день все настоящие ценители бачаты.

Окидывая взглядом нехилый коммерческий успех музыканта, приходится признать, что сегодня имя Энтони Сантоса одно из самых громких в бачата-музыке. Он послужил источником вдохновения для многих исполнителей и музыкантов бачаты, в том числе таких зубров, как Ромео Сантос и Ленни Сантос, которые были его однофамильцами и не без основания верили в то, что просто обязаны повторить его успех.

Причем Ромео был от рождения полным тезкой Энтони Сантоса и вначале довольно успешно пользовался неизбежной путаницей, но едва став узнаваемым, сразу сменил имя на Ромео. Тем более для юных дев, на которых он делал основной упор, оно звучало более романтично.

Многие бачатерос мечтали спеть вместе с мэтром и он периодически осенял их лучами своего величия. Энтони записал песни вместе с Aventura и с Ромео. Так среди хитов есть композиция Ciego de Amor, Debate de 4, которую Энтони Сантос исполнил вместе с Луисом Варгасом в знак примирения, Раулином Родригесом и Ромео Сантосом.

Так же отдельного упоминания заслуживает Хуан Луис Герра (Juan Luis Guerra). Который тоже был родом из бедной Доминиканской Республики, но нашел силы и средства переехать в Бостон (США) и поступить в Музыкальный университет Беркли (Berklee College of Music). Учился он прилежно, балду не гонял, и в итоге выпустил в свет песню Bachata rosa, которая внезапно стала мощным хитом в США да и во всем мире! Композиция тут же была номинирована на премию «Грэмми» (Grammy Award) в 1992 году. И парень понял, что ухватил птицу счастья за хвост! С этого момента бачата перестала быть национальной, местечковой музыкой, вышла из границ Доминиканской Республики и начала покорять мир. Песня действительно является эпохальной, поскольку в ней можно услышать не только современные ритмы, но так же элементы классического болеро. Герра смог соединить старое и новое звучание, украсив песню очень медленным и романтичным началом. Песня «Bachata rosa»

Тогда же на бачата-олимп вознеслись и такие попсовые тяжеловесы, как Авентура, Экстрим и Принц Ройс. Которые стали активно наворачивать песни электроникой и направили бачату в сладкозвучное мяу-мяу-русло, приторными голосами разливаясь в любовной неге под под прямолинейный электронный ритм.

И если мы спросим олдфагов, которые утирали слезы под бачату в 60-70х, то они скажут, что даже Луис Варгас, Энтони Сантос и уж тем более, Авентура или Принц Ройс играют не настоящую бачату. Мол это все современный коммерческий электро-поп для малолеток. Но тем не менее, это все еще бачата. Это по-прежнему доминиканская музыка. Просто она снова изменилась. И продолжает меняться сегодня.

Современную бачату называют Модерна или урбан-бачата. Музыканты начали добавлять хипхоп и ар-эн-би (R&B) музыку к звучанию бачаты. Она меняется всё сильнее и сильнее. Все больше отдаляясь от своих корней. Вокруг бачаты происходят серьёзные споры. Дело в том, что доминиканцы очень гордятся своей культурой. И происходящие перемены нравятся не всем. Когда появляются молодые музыканты, которые играют бачату с добавлением современных ритмов, или делают ремиксы популярных эстрадных песен, то многие утверждают, что это уже и не бачата вовсе. Музыка воспринимается по-другому. Поэтому мы можем услышать, что все современные направления в этом жанре не являются настоящей бачатой. Но в итоге это дело вкуса. Примеры Urban-bachata:

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Изначально бачата игралась с помощью пяти инструментов. «Гуира» (Güira) - терка для овощей, по которой возят расческой, сольная гитара «Рекинто» (Requinto), вторая гитара «Сегунда» (Segunda), барабаны «Бонго» (Bongó) и бас «Бас-гитара» (Bass).

РИТМЫ В БАЧАТЕ.

Музыкальный размер бачаты 4/4.

В бачате можно выделить три основных ритма: Дэречо (Derecho), Махао (Mahao) и Мамбо (Mambo). В рамках каждого из этих основных ритмов каждый инструмент играет свой рисунок.

Дэречо является самым первым основным спокойным ритмом бачаты. Как правило, ритм Derecho это куплет. Играется он, когда певец поёт и рассказывает нам какую-то историю.

https://www.youtube.com/watch?v=qf14Hj1jVKw

Махао – это второй ритм. В нём больше энергетики и кача. Чаще всего секция махао – это припев.

https://www.youtube.com/watch?v=LUS3XPNhIDE

Mambo – это третий ритм. То, что в обычно называют "Проигрыш". Это самая энергичная секция бачаты. В основном это инструментальная партия, когда певец помалкивает, а музыканты жарят на всю катушку! Апогей песни! Ритмика Мамбо заимствована из меренге.

https://www.youtube.com/watch?v=skJkCftOBgQ

Меренге – это танец очень близкий к бачате в музыкальном и танцевальном плане. Но есть один инструмент, присутствие которого в музыке чётко разделяет бачату и меренге. Этот инструмент называется «Ла Тамбора» (Tambora). Такой вид барабана. Этот инструмент как правило держат горизонтально, а не вертикально, как другие барабаны.

https://www.youtube.com/watch?v=Y-1wSbRdVYs

Когда вы слышите Бонго, то это бачата. Когда вы слышите «Ла Тамбора», то это меренге.

На видосе ниже пацаны выдают ритм бачаты только на Гуире и Бонгах.

https://www.youtube.com/watch?v=kSQVKBmtZu4

А здесь еще и гитары и рассуждения расовых доминиканцев об аутентичной бачате, плюс наглядный показ ритмов на разных инструментах. https://www.youtube.com/watch?v=B1nZLlyzRdc

Хобби
3,2 млн интересуются