Найти тему
ronzhina tamara

СНТ и прокурорский надзор.

Преподаю в Школе приусадебного садоводства с 2010г. (я биолог со специализацией по физиологии растений и большим агрономским опытом). За исключением периода ковидной самоизоляции постоянное общение с садоводами не только в рамках занятий, позволяет мне с полной уверенностью сказать, что эта большая категория граждан не защищена не только от самодурства председателей, но и от регулярных поборов, которые правление и председатель СНТ не всегда даже пытаются как-то пристойно прикрыть. Более того, в последнее время всё настойчивее проявляется новая тенденция о которой мне хотелось бы предупредить садоводов: "ползучие" попытки правления во главе с председателем захвата СНТ через изменение организационно-правого статуса СНТ или ОНТ на другой, с изменением видов деятельности, и, соответственно, перестройке структуры отношений с членами товарищества с жёстким подчинением с целью принуждения к увеличению поборов и уменьшению контроля со стороны садоводов за расходом средств.

Да, был ФЗ №66 от 15.04.1998г. , а сейчас ФЗ №217 действующий с 01.01.2019г., усиливающий контроль за деятельностью правления и председателя. Но мы же не наивные люди и понимаем: нарушалось, нарушается и будет нарушаться! Да, есть орган надзора за соблюдением законодательства - прокуратура, но за десятилетний период работы с садоводами я помню только 3 случая успешного разрешения вопроса при обращении садоводов в этот орган при огромной массе поданных заявлений. Не хочу пересказывать чужие истории, просто покажу все нюансы отстаивания прав садоводов в рамках ФЗ №217 и роли прокуратуры в этом процессе на своём примере.

Наш садоводческий кооператив был организован в 1985г. - всего 120 участков по 4 сотки каждый. В 2005г. мы прошли процедуру приватизации участков с изменением Устава. Членские взносы на зарплаты и неотложные нужды собирались наличкой в пересчёте на 1 сотку и были вполне приемлемыми. Со сменой председателя (стал О.М.Миков) появилась ещё одна статья для сборов - так называемый Фонд: по 1 тыс. с участка, т.е. 120 тыс. руб. дополнительно. Ворчали, но платили. Правда, стали возникать вопросы о рациональности трат: купили 2 бетономешалки для нужд членов СНТ и не успели попользоваться, как они бесследно исчезли, долгие годы не решался вопрос с ремонтом общего забора, до сих пор не решён вопрос со сбором ТБО и т.д. И вечные отговорки председателя: нет денег. Да, обращения в прокуратуру были, но со стандартным результатом: материалы скидывались в полицию и всё заканчивалось ничем как практически у всех знакомых мне садоводов.

Всё значительно усложнилось с приходом в правление предпринимателей: А.М.Москова, супругов Ю.и М. Нечаевых. Сборы стали больше как за 1 сотку, так и в Фонд -2 тыс. руб., поведение членов правления по отношению к садоводам агрессивное: ходили по участкам для "убеждения" садоводов срочно сдавать наличку бухгалтеру. Положение ФЗ №217 об открытии расчётного счёта и обязательной оплате всех сборов по безналичному расчёту рассматривалось почему-то в привязке к новому Уставу. И скоро стало ясно почему: в Сети по запросу СНТ "Черёмушки" д. Болгары Култаевской с/а Пермского края на Яндексе появились данные о Компании "СТ "Черёмушки" с несвойственными для СНТ видами деятельности:" работы по техническому обслуживанию газовых систем" (наше СНТ не газифицировано), "инженерная диагностика очистных сооружений предприятий "(таких предприятий в округе нет) и т.д. в дополнение к заложенным ранее - "управление недвижимостью/управление эксплуатацией нежилого фонда". Но реквизиты были те же, что у нашего СНТ, да и председатель обозначался как О.М. Миков! Мне он внятно не смог объяснить что это значит, а очередное заявление в прокуратуру Пермского р-на породило очередную отписку. Правда, из Сети исчезли все эти странные публикации, но не из умов членов правления нашего СНТ.

Всё встало на свои места на общем собрании 18.07.2020г., где был принят новый Устав СНТСН "Черёмушки". Никто из садоводов даже не поинтересовался почему СНТСН, а не СНТ! Но увлекательнее всего было читать Протокол решений этого собрания, любезно скинутым мне О.М.Миковым на эл. почту. Практически все пункты ФЗ №217 нарушены в этих решениях: 1. вместо приходно-расходных смет и финансово-экономического обоснования к ним, так называемые "приходно-расходные сметы" больше похожие на декларации о намерениях, в которых заложены расходы на 2020г. Например:

- 40 тыс. руб. на ремонт внешних дорог, ремонт которых по ФЗ №217 члены СНТ не имеют права оплачивать,

- 90 тыс. на налоги на зарплату и прибыль, но в ответе на мой запрос в УФНС России по Пермскому краю от 18.06.2020г. ,стр.2-3, разъясняется, что согласно п.1 статьи 248 Налогового кодекса ни целевые поступления, ни членские взносы СНТ не включаются "в налоговую базу по налогу на прибыль организации при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности".

2. По решению этого собрания председатель О.М.Миков после регистрации нового Устава СНТСН "Черёмушки" в ИФНС должен открыть расчётный счёт в банке. Но, судя по названию, это будет уже совсем другое юридическое лицо, и вот тогда произойдёт знаменательное событие, о котором наши садоводы даже не догадываются: из того же ответа УФНС России по Пермскому краю от 18.06.2020г., стр.2, узнаём, что "сведения об объектах налогообложения, расположенных в пределах Пермского края, принадлежащих СНТ "Черёмушки", в информационных ресурсах налогового органа отсутствуют". Это значит, что движимые и недвижимые объекты нашего СНТ - инженерные сети и т.д. юридически не существуют, т.к не оформлены должным образом в регистрационной палате, но фактически принадлежат всем садоводам СНТ "Черёмушки", вкладывающих в эти объекты свои кровные с 1985г. После регистрации нового юр. лица с последующим оформлением всех объектов в регистрационной палате уже на СНТСН "Черёмушки"всем этим, а также средствами с вновь открытого расчётного счёта, будут владеть и распоряжаться господа управляющие новым предприятием, без всяких помех в виде собрания садоводов!

3. Особенно умиляет п.10 в Протоколе о взимании с садоводов, использующих места общего пользования для посадок или складирования, оплату. Возможный, конечно, вариант, но есть некоторые вопросы: места общего пользования оформлены документально? Будет ли использоваться эта земля в виде отдельных участков с обозначением границ на условиях аренды с ограниченным сроком или в другом варианте? Будет ли арендная плата утверждаться на общем собрании? Прописана ли сдача таких участков садоводам в новом Уставе?

4. Но и это ещё не всё: летом 2020г. нашим садоводам вручили платёжки в которых всё по-взрослому: единица оплаты с 1 сотки и единица оплаты так называемых целевых называлась тарифом. Возможно, антимонопольный комитет ещё не знает, что жизнь не стоит на месте и расширение понятийной базы и наполнение новыми смыслами терминологии по отъёму денег у населения выходит на новый уровень: любое правление любого СНТ в нужный для себя момент введёт для граждан на что угодно такие тарифы, какие будут приятны и выгодны председателю и правлению, без заморочек с общим собранием. Только бы понять что это "прорыв" или "подъём с колен"?!

5. Нарушение ФЗ №217 в части компетенций общего собрания и правления - сущая ерунда для руководства нашего СНТ. Отключение коммуникаций по подаче воды и электричества за неуплату не входит в компетенции этих инстанций СНТ, а в моём случае неуплата -это принципиальная позиция, т.к. не зарегистрированное имущество бесследно исчезает, а расчётного счёта нет, деньги садоводов по словам председателя хранятся на карте у кого-то.

6. Очень смущает нездоровая гордость с которой на собрании объявлено о вывозе "целой машины мусора с территории СНТ"! Закрадывается крамольная мысль: знают ли члены правления о том, сколько мусора вокруг забора? Если знают, то догадываются ли, что это рай земной для огромного количества быстро размножающихся грызунов, вдвойне опасных в период пандемии?! Даже смысла нет говорить о высокой пожарной опасности в период предполагаемого очень жаркого лета! С учётом всё той же самоизоляции, когда большинство людей,особенно пенсионеров, стремятся жить за городом с апреля по октябрь, говорить о самовывозе бытового мусора смысла нет. Вопрос с организацией заключения договора с региональным оператором не решается уже много лет ни старым составом правления, ни новым, что тоже является нарушением ФЗ №217 т.к. грубо нарушает экологические, санитарно-эпидемиологические и противопожарные нормы.

На 21.10.2020г. Межрайонная ИФНС России №17 по Пермскому краю по моему заявлению выдала мне вместо запрашиваемой копии нового Устава СНТСН"Черёмушки" 2020г. письменную информацию, что нового Устава 2020г. не зарегистрировано, а в наличии имеется только старый Устав 2005г. По словам О.М.Микова новый Устав не приняли в ИФНС России №17 по причине " неправильного названия". Но это, мягко выражаясь, "неправильное название", может изменить юридический статус ныне существующего СНТ! Судя по протоколу собрания от 18.06.2020г., на котором принимался новый Устав голосованием, о содержании этого нового Устава и соответствии его ФЗ №217 можно догадываться.

Итак, что имеем?

Основополагающего документа для СНТ "Черёмушки", скорректированного под новый ФЗ №217, действующий с 01.02019г., на конец октября 2020г. не было. Решения последнего собрания садоводов, судя по Протоколу от 18.07.2020г. наносят материальный ущерб членам СНТ требованием избыточного внесения средств за ремонт внешних дорог и несуществующего налогообложения (всего 40+90=130 тыс.), причём, внесением наличными, а не на расчётный счёт, как предписывает ФЗ №217. Подтверждения объявленных сумм как членских взносов, так и целевых в виде приблизительных смет с финансов-экономическим обоснованием согласно ФЗ №217 не было. Взимание оплаты за использование садоводами мест общего пользования нигде не прописано и документально не разработано.

Права садоводов СНТ "Черёмушки" на безопасную среду проживания нарушены многолетним отсутствием организованного сбора и вывоза ТБО, что создаёт экологическую, санитарно-эпидемиологическую и пожарную опасность.

Какие варианты действий ещё предпринять?

Обращаться снова в прокуратуру за очередной отпиской даже без мотивировочной части, как это принято обычно поступать с садоводами? Даже заявления в подразделения более высокого уровня - краевую или генеральную "спускаются" в ту же районную с тем же результатом.

Обращаться в районный суд Пермского р-на с административным исковым заявлением о бездействии прокуратуры Пермского р-на, как посоветовал консультирующий юрист - дело в материальном смысле затратное и результат вполне предсказуемый.

Поэтому в феврале 2021г. я обратилась в районный суд Пермского р-на с просьбой об отмене решений данного собрания, но суд дважды отклонил по различным причинам, что тоже неудивительно.

Причём, я подробно расписала ситуацию, потому что она типичная, разве что с небольшими вариациями с учётом местного колорита. А различных СНТ огромное количество с миллионами садоводов! И все сталкиваются с аналогичными проблемами и эти проблемы не помогают решать ни власть придержащие, ни наши доблестные правоохранители и надзирающие, получающие зарплату из кармана налогоплательщиков.

Приближается лето, которое с учётом факта пандемии, закрытых границ, роста цен на российские курорты и санатории, транспорт, роста цен на бензин, снижения уровня доходов делает вопрос организации отдыха, особенно семейного, весьма непростым. А о пенсионерах даже говорить не приходится! Казалось бы, чего проще - выехать на дачу: бюджетно, без резкой смены климата, с детьми, бабушками и дедушками! И нет ни интереса, ни желания ходить по митингам, тюрьмам и острогам в душном летнем городе. Но возможна ли полноценная жизнь на даче при наличии председателей и членов правления СНТ, озабоченных только наличкой , не желающих даже в первом приближении создать безопасное во всех отношениях пространство для отдыха людей, в злобном азарте, с нарушением закона, отключающих воду и электричество, запугивающих, вместо разрешения проблем с должниками с выяснением причин отказа платить, создающих нездоровую обстановку, осложняющую нормальную коммуникацию людей?!