Публикуя недавно свой опыт борьбы с гадюками, я и не думал, что эта тема будет настолько интересна читателям Дзена. Поэтому решил вновь поделиться своим опытом, который я наработал в этом деле.
В этот раз я хочу рассказать, когда эти «зверюги» наиболее опасны. Лично я для себя определил три временных отрезка, когда риск встретиться с гадюкой наиболее велик (сразу оговорюсь, что повстречать шипящую и кусающуюся можно в любое теплое время года, но существуют периоды, когда они наиболее активны) и все они так или иначе связаны с народными поверьями и древними праздниками.
Первый, ясно дело, весна. И начинается змеиное движение в тот момент, когда снег еще лежит, но уже в нем много прогалин, а дневная температура переходит в уверенный плюс (более 5 градусов по уважаемому Цельсию). Издревле считается, что змеи просыпаются на Благовещение и именно в это время происходит их массовый выход. Змеюки, являясь холоднокровными, стремятся на солнечный свет, чтобы нагреть свое тело, и в этот момент довольно опасны. Заканчивается первая змеиная «движуха» после Красной горки – тоже народно-христианского праздника (Антипасха или Фомино воскресенье, день, когда апостол Фома встретил воскресшего Иисуса Христа). После этого активность змей значительно снижается. Но ненадолго.
Уже в июне начинается змеиный брачный сезон. В это время змеи просто «не в себе». 12 июня (30 мая по старому) отмечается особый праздник – Исакий-змеевик (день почтения памяти преподобного Исаакия Далматского, жившего в IV веке), который также имеет древние корни, восходящие еще в дохристианские времена. В этот день не рекомендуется отпускать детей в лес, деревенские тщательно следят за скотом и с опаской ходят в огород. А все потому, именно в это время (естественно плюс-минус) происходят те самые «змеиные свадьбы», когда мы и видим эти жутковатые змеиные клубки. Кстати, может кто-то видел летом, как две гадюки ползут рядом с поднятыми головами и извиваются вокруг друг друга? Так это не брачный танец самца с самкой, как можно было бы подумать. Это брачный поединок двух самцов. Все это лирика, главное – в это время змеи наиболее опасны (у них напрочь сносит крышу, и кроткая змеюка, уползающая от любого шороха, превращается в обезумевшую зверюгу, вставать у которой на пути не стоит никому).
И, наконец, третий период, на мой взгляд, самый впечатляющий. Это так называемый Ставров день (День Креста Господня), который приходится на 27 сентября. По народному (дохристианскому) поверью в этот день леший в лесу проводит смотр своих «вооруженных» сил, в том числе и змеиных. Еще совсем недавно, крестьяне в этот день категорически не ходили в лес и не пускали туда ни детей, ни домашнюю живность. Считалось, что в лесу в это время было очень опасно встретить любого зверя, но наибольшую опасность представляли змеи. Да и в самой деревне люди плотно запирали подвалы, погреба, ворота… А все для того, чтобы туда не забрались на зимовку змеи.
Именно в это время (опять-таки оговорюсь, плюс-минус) происходит массовый исход змей на зимнюю спячку. Множество змеюк мечутся по лесу в поисках подходящей норы, расщелины и т.д. Я сам очевидец подобного явления. В лесу я частый гость (именно гость), поскольку заядлый грибник, рыбак и охотник. И как-то под конец сентября в лесу я стал свидетелем довольно жутковатой картины: на большой поляне в беспорядочном движении сновали туда-сюда тысячи (так мне показалось) гадюк. И все это происходило почти в полнейшей тишине (почему-то совсем молчали птицы). Лишь глухой многоголосый шорох змеиных тел при их соприкосновении с опавшими листьями. Недолго я «любовался» эти зрелищем… Ноги как-то сами унесли меня от этой поляны.
Кому понравилось – ставьте лайки, комментируйте. Исходя из этого, подумаю, продолжать ли эту тему, а рассказать про змей мне есть что. У нас на Урале их видимо-невидимо, да и практически весь наш эпос, так или иначе, построен на взаимоотношениях людей и пресмыкающихся (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз и т.д.).