Словосочетание «армянский солдат в Турции в 2011 году» кажется бессмыслицей. После геноцида армян в начале XX века многие думают, что между Турцией и армянским этносом возникла непроницаемая стена. На самом деле, в Турции сохранилась маленькая, но очень заметная армянская община. А поскольку в Турции обязательная призывная армия, то и турецкие армяне должны проходить там службу.
11 апреля 2011 года в юго-западном городе Батман был застрелен рядовой Севаг Балыкчы . Ему был двадцать один год, а до демобилизации оставалось всего пару недель. Офицеры позвонили родителям Севага, принесли соболезнования и объяснили, что их сын был случайно убит сослуживцем из-за неосторожного обращения с оружием.
Несмотря на страшное горе, родители стали готовиться к похоронам, но невеста Севага вдруг сообщила, что за несколько дней до гибели, он жаловался ей на сослуживцев. Якобы они издевались над ним из-за его национальности.
Севаг был представителем турецких армян-христиан , а убийство произошло в день памяти об Армянском Геноциде .
Следователи задержали подозреваемого – рядового Кыванча Агаоглу и быстро выяснили, что он симпатизировал турецким ультранационалистам: восторгался акциями «Серых волков» , в том числе взрывом Мемориала Памяти об Армянском геноциде в Париже в 1984 году.
Семья убитого наняла адвоката и потребовала привлечь Кыванча к ответственности за умышленное убийство, совершенное из мотивов межнациональной розни.
Однако свидетели, опрошенные следователями, все как один заявляли, что выстрел произошел случайно.
На основании этого прокуратура запросила для Кыванча девять лет лишения свободы по обвинению в убийстве по неосторожности . Сам Кыванч отрицал даже это обвинение и заявлял, что выстрел случился не по его вине.
По совокупности вышеперечисленных фактов обвиняемый был выпущен на свободу до суда.
Поскольку и обвиняемый, и жертва на момент совершения преступления находились на действительной военной службе, дело рассматривалось Военным Судом .
Процесс начался в июле 2011 года и сразу стал скандальным. Почти все ключевые свидетели поменяли свои показания. Под присягой один из них заявил, что слышал, как до выстрела Кыванч сказал Севагу: «Я убью тебя, толстяк» . Другой свидетель утверждал, что убийство было намеренным, а следователям он лгал из страха.
На суде выяснилось, что дядя Кыванча приезжал к свидетелям и оказывал на них давление. Адвокат семьи Севага подал иск против дяди и сестры обвиняемого за препятствование осуществлению правосудия.
Преступление и процесс всколыхнули всю Турцию. Возобновилась острая общественная дискуссия о безопасности призывников в армии и о межнациональных отношениях внутри государства.
В ноябре 2012 года адвокат убийцы потребовал закрыть процесс от прессы на том основании, что суд становится «политизированным», вместо выяснения степени вины его подзащитного в обществе обсуждается Армянский геноцид 1915 года . Однако прокурор выступил против, сказав знаменитые слова:
«Даже если нам не нравятся какие-то идеи, мы должны рассматривать их как часть свободы слова в демократическом обществе».
26 марта 2013 года суд постановил, что инцидент был случайным и приговорил Кыванча Агаоглу к четырем годам и пяти месяцам заключения. Однако в июле 2014 года Высший военный суд отправил дело на новое рассмотрение, указав на формальные ошибки. В это же время солдата, который первоначально солгал следователям о том, что убийство было непреднамеренным, привлекли к уголовной ответственности за лжесвидетельство.
После попытки военного переворота 2016 года Военные суды в Турции были упразднены, дело было передано в гражданский суд города Батман.
В феврале 2018 года началось новое рассмотрение дела. В январе 2020 года Кыванч Агаоглу был признан виновным в предумышленном убийстве и приговорен к 16 годам и 8 месяцам заключения .