склоним головы, свет гаснет. Вместо большого количества звезд на небе, поддельное световое загрязнение подразумевает, что в нынешних городских районах мы видим два или три десятка. Новый всемирный обзор выследил, что подавляющее большинство в Европе и США не могут, в этот момент даже увидеть нашу собственную систему, сверкающий Млечный Путь. Это непреклонный распад нашего неба, который отражает наше влияние на Землю. Когда мы стали признанными экспертами Вселенной, используя нашу инновационную способность преодолевать наши нынешние обстоятельства? Эта перемена в нашем темпераменте то тут, то там следовала за Промышленной революцией, или еще дальше-за внедрением науки, или, может быть, за развитием земледелия. Однако наш первый шаг был сделан значительно раньше, обнаруженный жутким почтением к скрытому миру, скрытому в нижних районах турецких гор Тавр.
Археологи там исследовали 15-метровый холм под названием Гебекли-Тепе—"Пузатый холм"." Территория заполнена древними колоннами и закоулками, включая слой огромных кругов, до 20 метров в поперечнике, датируемых 10-м тысячелетием до н. э. До 12 Т-образных колонн по краю каждого пространства были связаны каменным сиденьем. Еще две колонны монстров—высотой до 5,5 метров и весом в несколько тонн каждая—стояли ровно посередине, с намеками на разрезанные руки, пояса и нижнее белье из шкур существ. Различные камни покрыты резьбой существ: паукообразных, скорпионов, стервятников, лис, свиней, газелей. Это самая ранняя невероятная каменная достопримечательность, известная и удивительная на 6000 лет более известная, чем Стоунхендж.
В этих камнях немецкий доисторик Йенс Нотрофф и его партнеры, работавшие в Гебекли-Тепе с 2014 года, видят очевидное доказательство нашего стремительного отношения к нормальному миру. В прежних пещерных ремеслах палеолита к людям обращались редко; существа становились доминирующим фокусом. Парадоксально, но лисы, змеи и скорпионы Гебекли-Тепе уменьшаются до более скромных кредитов или обогащений на этих огромных человеческих колоннах. Как выразилась группа в 2015 году, "люди на данный момент не изображаются как соответствующий кусок природы, но, очевидно, более заметны и "возвышены" над миром существ." Работа показывает, утверждают они, что индивидуумы начали эффективно применять контроль над природой: "психологический контроль", который вызвал в результате фактический контроль над укрощением.
Еще одна поразительная черта Гебекли-Тепе - очевидная фиксация на смерти. Мастерство здесь подчеркивает различные изображения безголовых людей точно так же, как скульптуры голов, очевидно, отделенных от более крупных скульптур. Среди останков существ, найденных в иле—как полагают, обломков и отбросов от богатого обеденного опыта—много кусочков человеческих костей. Антропологи обнаружили в 2017 году, что большинство из них сделаны из черепов, а некоторые вырезаны с баллами и отверстиями таким образом, что безупречные черепа когда-то были вывешены для показа.
Дом был не только местом для жизни, но и воплощением легендарного мира. Это была модель их вселенной.
Клаус Шмидт, который нашел Гебекли-Тепе в 1994 году, расшифровал теоретические Т-образные скульптуры как существа из "необычного круга" (натуралистические скульптуры, найденные на этом месте и где-то еще, показывают, что разработчики могли изображать разумных людей, когда им это было нужно). Более того, интригующе, что круглые огороженные участки, похоже, были получены не с помощью входов или проходов, а через маленькие отверстия в "оконных камнях"." Один из этих камней украшен свиньей, лежащей на спине. Круги, как советовал Шмидт, обращались к царству мертвых, в которое нужно было проникнуть, пролезая через отверстие.
Действительно, отвлечение со смертью и особенно черепами возникает по всей области прямо сейчас и вскоре после этого, когда человеческие оставшиеся части обычно покрываются внутри домов отдельных людей. В таких местах, как Иерихон и Айн-Газаль в Иордании, датируемых 10-м и девятым веками до нашей эры, черепа выбирали после смерти и придавали им лица, сделанные из раствора, с раковинами вместо глаз, прежде чем положить их под пол. В Чайеню, на юге Турции, археологи обнаружили сооружение, которое они назвали "Местом мертвых", датируемое примерно 8000 годом до нашей эры, с 66 черепами под полом и оставшимися частями еще 400 человек. Он также держал огромный, ровный камень, похожий на специальную приподнятую площадку, с намеками на человеческую и звериную кровь.
Особенно необычной моделью является Чаталхойюк, 20-метровый холм на турецкой равнине Конья, в паре сотен километров от Гебекли-Тепе. На холме находятся глинобитные дома из поселения, в котором проживало очень много людей в его возрасте около 7000 лет до н. э. Прочно прижатые дома были погружены в землю и вошли, спустившись по ступенчатому табурету через инкубатор в крыше. Внутри дома были роскошно украшены произведениями искусства, точно так же, как модели существ, которые вырывались из перегородок. Входов не было; чтобы перемещаться между комнатами, обитателям приходилось проскальзывать через отверстия. Маленькие камеры были дополнительно разделены на области, просто квадрат метра, который включал отличительные вертикальные уровни, с их краями, отпечатанными или защищенными головами быков. Под этими ступенями и в перегородках были обнаружены человеческие кости, в том числе мертворожденный детеныш, заключенный в блок.
Жильцы, по-видимому, обнаружили, что перегородки их домов исключительно огромны. Точно так же, как установка предметов в них, некоторые имели маленькие, ничем не украшенные ниши, достаточно большие, чтобы одинокий человек мог сгорбиться внутри. Кроме того, разделительные модели существ, например, пантер и быков, неоднократно перекраивались, вплоть до нескольких раз.
Похоже, это безумный выбор образа жизни: замкнутый, тусклый и трудно передвигающийся. Ян Ходдер, палеолог из Стэнфордского университета, который эксгумировал это место с 1993 года, пришел к выводу, что для жителей Чаталхойюка фактический дизайн их домов был соткан с их легендарными убеждениями: "Мир был наполнен веществами, которые текли и изменялись, и поверхностями, которые можно было пройти."
Доисторический и рок-мастер Дэвид Льюис-Уильямс идет дальше. Он допускает, что люди здесь намеренно имитировали опыт ползания по известняковым пещерам. Есть такие обвалы в горах Тавр, всего в нескольких днях пути на юг, и в домах Чаталхойюка были найдены обломки пещерных пород и известняки из этих пещер. Льюис-Уильямс предположил, что—фактически как гости пещер Верхнего палеолита Западной Европы—люди, которые построили эти дома, рассматривали их как проницаемые интерфейсы или входы в области души Вселенной. В Чаталхойюке дом был не только местом для жизни, но и материальным воплощением легендарного мира. Это была модель их вселенной.
Под сценами были обнаружены человеческие кости, в том числе мертворожденный ребенок, заключенный в блок.
Дома, демонстрируемые во Вселенной, до сих пор известны в социальных порядках по всей планете. Например, особи барасаны в густых лесах Колумбии обычно живут в деревянных длинных домах, называемых малокас. Каждый из них-это маленькая вселенная, где крыша-это небо, а вертикальный столб, называемый "седалищем солнца", выстраивается в линию с солнечными лучами каждый день около полудня. Значительная ровная шахта крыши, расположенная с востока на запад, классифицируется как "путь солнца"." Пол - это Земля, а под ним-скрытый мир, где покоятся мертвые. В своей книге 2005 года "Внутри неолитического разума" Льюис-Уильямс утверждает, что сравнительное правило может прояснить другие неолитические ориентиры и религиозные структуры, найденные на Ближнем Востоке, такие как каменные круги Гебекли-Тепе. Как и Шмидт, он рассуждает, что они демонстрировали мир душ, или бесконечную область мертвых, соединенные пространства, которые погружены в землю, с человеческими оставшимися частями, регулярно находящимися под полом.
Были ли производители просто обеспокоены скрытым миром, или они дополнительно смотрели в небо? Гебекли-Тепе расположен на высокой точке сцены, поэтому он мог бы предложить всеохватывающую перспективу на небо. Некоторые ученые предположили, что самые высокие точки его колонн могли быть использованы для наблюдения за восходом или заходом безошибочно узнаваемых звезд, таких как Пояс Ориона, или были обработаны в честь непрерывного появления в небе (из-за прецессии) великолепной звезды Сириус. Другие связывают резные изображения существ на этом месте с явными небесными телами, рекомендуя, чтобы скорпион, изображенный под землей, мог обращаться к Скорпиону под горизонтом.
Нотрофф не убежден: он предполагает, что эти укромные уголки были в любом случае наполовину под землей, нырнули в ил и имели крыши, возможно, сделанные с использованием естественного материала, такого как покровы существ. Таким образом, это место может служить скорее потрясающей экскурсией в пещеру, похожую на скрытый мир, чем космической обсерваторией. Он столкнулся с этими пространствами под крышей, поскольку в последнее время работал над тем, чтобы обезопасить участок, и тени заставляют колонны и резьбу выглядеть больше и "намного эффектнее", как он мне посоветовал. "Я могу только представить, как каждая из этих картин скорпионов голиафа, извивающихся змей и рычащих охотников, скорее всего, повлияла на молодого следопыта при его первом падении в темноту, возможно, только с мерцающим светом фонаря."