Найти тему
Visotsky Inc.

Agile-методология управления проектами

Оглавление

Сейчас во всём мире широко применяется Agile–методология управления проектами, хотя на самом деле это, скорее, семейство методологий, подходов, с помощью которых эффективно решаются самые разные задачи. Например, удаётся реализовывать большие проекты в срок, разбивая их на маленькие подзадачи или правильно расставляя приоритеты.

Некоторые компании идут дальше и разрабатывают на основе идей и принципов Agile свои подходы, которые помогают им в их работе. Так, к примеру, поступили в «Spotify». Использовали Agile, чтобы организовать 30 команд, работавших в 3-х разных городах, и разработать услуги, увеличившие количество потребителей компании и качество сервиса.

История появления Agile

Считается, что подход зародился в 2001 году, когда был сформирован «Манифест гибкой разработки ПО», включающий принципы Agile. Но на деле предпосылки к появлению семейства методологий появились гораздо раньше.

  • В 30-е гг. ХХ века учёный и специалист по теории управления качеством Уолтер Шухарт увидел, что циклы Планируй-Делай-Проверяй(Изучай)-Действуй (PDCA/PDSA) позволяют добиться лучших результатов в работе. Он поделился своим наблюдением с Эдвардсом Демингом, а тот уже популяризовал их.
  • В 1980-хх гг. был выявлен ещё один подход к разработке продуктов — командно-ориентированный. Его заметили Хиротака Такеучи из Гарвардской школы бизнеса и Икуджиро Нонака, когда анализировали деятельность компаний-лидеров на рынке инноваций. Особенность подхода в том, что продукт в процессе создания передавался из рук одних специалистов в руки других, как мяч в регби, что позволяло опережать конкурентов. Подход успешно применяли компании, делающие копировальные аппараты Xerox, двигатели Honda.
  • В 1990-хх гг. программист Джефф Сазерленд работал над крупным проектом (созданием софта), который надо было закончить в кратчайшие сроки. Чтобы успеть, он не только использовал цикл PDSA, знания нестандартных методологий, но и инициировал создание автономной креативно-исследовательской группы на базе организации. Цель — улучшить координацию и производительность. Впоследствии это стало толчком к появлению метода Scrum, который и позволил реализовать проект в соответствии с требованиями, в срок и не выходя за рамки бюджета.

Используя эти и другие наработки в 2001 году 17 разработчиков, экспертов-практиков в сфере создания ПО, организовали встречу, где и смогли сформулировать ценности и принципы Agile Manifesto.

Основные идеи Agile

Agile — это семейство гибких методологий управления проектами, поэтому его ценности:

  • эффективное взаимодействие между людьми, причём не только между членами команды, но также между командой и заказчиком;
  • созданный работающий продукт как основная ценность;
  • возможность внедрения изменений, которые пойдут на пользу продукту, на любом этапе работы;
  • приоритет работающего продукта и взаимодействия между людьми над документацией, причём как технической, так и договорами о сотрудничестве и пр. (но это не значит, что документов нет совсем, просто не составляются лишние, не несущие ценности ни клиенту, ни команде).

То есть сотрудничество между людьми, процесс создания конкурентоспособного продукта и возможность в любой момент его усовершенствовать важнее бумаг, планов и регламентируемых процессов в Agile.

12 принципов Agile

Принципы сформировали на основе ценностей. Они гласят, что:

  1. Работающий продукт — это главный индикатор прогресса.
  2. Важное условие — необходимость поддерживать один и тот же темп работы на протяжении всего периода разработки и вне зависимости от этапа.
  3. Простота, то есть не надо делать ненужную работу.
  4. Регулярные обновления: продукт должен быть конкурентоспособным.
  5. Необходимость удовлетворения требований заказчика по проекту на любом этапе работы.
  6. Тесное взаимодействие с заказчиком на протяжении всего периода разработки.
  7. Постоянное удовлетворение его потребностей за счёт регулярного предоставления продукта (раз в 7 дней или раз в месяц по договорённости).
  8. Обсуждение проекта в личном разговоре, чтобы убрать любые барьеры.
  9. Самоконтроль членов команды.
  10. Повышение их мотивации, для этого создаются оптимальные условия работы, обеспечивается поддержка.
  11. Постоянное усовершенствование навыков и знаний членов команды.
  12. Регулярный анализ работы команды и каждого её члена и поиск способов её оптимизации.

На практике при использовании ценностей Agile в процессе управления проектами формируется команда (до 10 человек, один из которых контролирует работу, следит, чтобы она выполнялась вовремя и в рамках бюджета). Для команды составляется техническое задание, в которое можно внести изменения в любой момент. При этом большие проекты разбиваются на части, подзадачи, которые реализуются в порядке приоритетности.

Готовый продукт, появляющийся на каждом этапе, демонстрируется клиенту с определённой периодичностью. Члены команды постоянно на связи друг с другом и с заказчиком. Они обсуждают проект и, если надо, вносят в него изменения. Их главная задача — работающий конкурентоспособный продукт.

Подписывайтесь на канал и будьте всегда в курсе о выходе новых статей!