В 45 км от Рязани (в 24 км от трассы М-5 "УРАЛ" (съезд на 171-м км) в Рыбновском районе) в селе Пощупово,
в непосредственной близости от р. Оки,
на косогоре,
с которого открывается панорамный вид на обширные заливные луга
располагается
"одна из древнейших Русских обителей, чья история красной нитью вплетается в жизнь Рязанского края..." (1)
- Иоанно-Богословский мужской монастырь.
"Историческое предание относит его возникновение к концу XII или началу XIII столетия, когда в эти края пришли монахи... и принесли с собою чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословской обители. К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешний монастырь, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом, и полуразрушенные ныне, были местом их обиталища... В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей... В XVI - первой половине XVII-го века монастырь претерпевал неоднократные разорения со стороны крымских татар, но неизбежно возрождался. В XVI веке была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место, к "засечной черте", под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую братия взяла с собой, перенеслась назад, а вслед за ней вернулась и братия..." (1).
Все вышеприведенные цитаты - информация с официального сайта Иоанно-Богословского монастыря (http://www.obitel-bogoslov.ru/proshloe-nastojawee/istor-spravka?start=1), а теперь давайте обратимся к другому источнику информации (весьма авторитетному в определенных кругах) - "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии" т.1 1884 г. (составил священник И. Добролюбов), где написано следующее:
"Время построения монастыря не известно, но там где летописи хранят глубокое молчание, обширное поле открывается для народной фантазии... которые лет четыреста спустя попадают в письменные памятники и выдаются за несомненные факты. Но не подлежит сомнению только то, что Богословский монастырь если существовал ранее, то до половины XVII столетия находился на другом месте." (2)
Выше мы уже немного коснулись одной из легенд, связанных с монастырем, а именно:
"В Богословском монастыре находится икона Иоанна Богослова, написанная по сказанию летописцев в Царьграде каким-то Гусарем, устрашившая не устрашимого Батыя в 1237 году. Народное предание уверяет нас, что грозный бич России, Татарский Хан Батый, приближаясь с войском своим к обители м намерением ее расхитить, внезапно устрашен был чудом; посему со страхом удалился без прикосновения к святыне, приложив в знак благоговения к образу Иоанна Богослова, герб и печать свою златую." (3)
Далее Д.П. Тихомиров (соревнователь Императорского Общества Истории и Древностей России), чьи слова мы привели выше, в своей работе "Записки об археологических исследованиях в Рязанской губернии" (1844 г.) пишет, ссылаясь на изыскания своих коллег, что современный
"Богословский монастырь, сооружен по крайней мере, через два столетия после достопамятного нашествия Батыя, следовательно, и заставляет нас сомневаться в истине этого происшествия..."
Однако, продолжает он:
"имеются и доказательства: Преосвященный Мисаил, живший в Рязани, в начале XVII века, по свидетельству летописцев, употребил золотую печать, приложенную Батыем к чудотворному образу Иоанна Богослова, на позолоту водосвятной чаши и других утварей, хранящихся ныне в Кафедральном Успенском Соборе. Это факт и не оспоримый факт, против которого едва ли устроит возражение? Не лучше ли согласиться нам, что Богословская обитель, в позднейшее время переведена на это место; но откуда же? невольно рождается вопрос."
Тут же появляется и ответ:
"Нам рассказывали, что в селе Пустынь, так же в верстах в 50 от старой Рязани, существовал в древности какой-то монастырь, что свидетельствуют сохранившиеся развалины. Но какой именно? мы не знаем а думаем, что Богословский, потому единственно убеждению, что зачем было бы Батыю, шедшему с войском своим от Рязани к Коломне, по неизвестному тракту, в глушь лесов идти, так сказать, на обум, совершенно не по дороге, к обители св. Иоанна Богослова; если принять в соображение место, где он ныне существует."
И далее делается оригинальный вывод:
"И так, кажется, со всею достоверностью можно предполагать, что Богословская обитель, откуда бы ни было, переведена на это место, чем отвергать чудесное знамение неисповедимых судеб Вышнего?!..."
Что же касается священника И. Добролюбова, то в своей работе (2) он указывает на то, что "старый Богословский монастырь" (который оказался на пути Батыя) располагался скорее всего между селами Плахино (Захаровский р-н) и Высокое (Рязанский р-н),
"вследствие чего вся восточная часть Михайловского уезда, по левую сторону р. Прони, с 25 селами, принадлежавшими прежде к числу вотчин монастыря, носит и доселе название Богословщины." (2)
Что же касается современного Иоанно-Богословского монастыря, то
"По перенесении монастыря на настоящее место, в нем первоначально устроен был деревянный храм в честь Иоанна Богослова,в котором в XVII ст., по ветхости храма, служба не совершалась, но вместо которого в том же столетии воздвигнут был каменный храм в том же наименовании, существующий, хотя и в измененном виде , и доселе." (2)
Теперь, когда кое-что прояснилось насчет истории обители, вернемся в село Пощупово - к месту современной "дислокации" Иоанно-Богословского мужского монастыря, 80-ти метровая колокольня которого (построена в 1901 г. на средства Д.И. Хлудова (главного благотворителя обители) по проекту архитектора И.С. Цеханского) хорошо просматривается издалека.
Поскольку на территории монастыря фотографировать категорически запрещено (наверное, на это у руководства имеются веские причины),
то знакомство с монастырем мы будем осуществлять со стороны (он хорошо просматривается с парковки, расположенной на подъезде к святому источнику).
Итак, перед нами самое древнее монастырское сооружение, главный храм обители - Иоанно-Богословский собор, построенный в 1689 г. (правда во второй половине XIX века из-за ветхости он был перестроен на средства уже упомянутого нами выше купца Хлудова).
Недалеко от Богословского храма располагается церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первый ее вариант также был построен в XVII веке, однако в 1869 г. "за ветхостью" был разобран. Новый храм был возведен уже в 1870 г. на средства все того же мецената.
На сегодняшний день в обители имеется в общей сложности семь храмов, две колокольни и две часовни.
В 500-х метрах от монастыря,
на склоне заповедной "Раменской рощи",
под обустроенным навесом находится вход в рукотворные пещеры. Он был обнаружен случайно в начале 30-х годов прошлого века, когда после сильных проливных дождей случился оползень, который и оголил вход в подземелье.
Некоторые специалисты считают, что подземелье вырыли во времена Петра I и в нем была обустроена тюрьма, в которую помещали раскольников - сторонников протопопа Аввакума, в числе которых был и чернец Сергий (Никита Пустосвят). Существует и легенда о подземном ходе, который вел к стенам Солотчинского монастыря, расположенного в 8,5 км на противоположном берегу Оки. По крайней мере ясно одно, что подземелье реально существует, но на сегодняшний день этот вопрос мало изучен.
Недалеко от пещеры, в низине холма,
располагается еще одно знаковое место Иоанно-Богословского монастыря - Святой источник и купальня,
которые пользовались популярностью еще с давних времен. Так в "настольной и дорожной книге для русских людей" - "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества" (Под ред. В.П. Семенова,1902 г.) указывается:
"В 1/2 в. от Богословского монастыря есть источник с очень холодной водой (+5 град. Реомюра даже в сильные жары), почитаемый целебным..."
Не так давно, купальня выглядела следующим образом. Во времена СССР и в начале 90-х годов прошлого века желающих принять "водные процедуры" было немного и данное сооружение справлялось с этой нагрузкой. В купальню поочереди входили сначала женщины, потом мужчины.
С начала этого столетия количество верующих резко увеличилось, да и иногородних стало намного больше. Старое сооружение уже не справлялось со своими "обязанностями" и тогда была построена новая купальня с двумя "отделениями": женским и мужским.
Рядом, над Святым ручьем, была выстроена и каменная часовня.
Ну и в заключении - несколько слов о постреволюционной истории обители. До 1917 г. монастырская братия насчитывала в своих рядах около 100 человек. В 1931 г. монастырь был закрыт и вместе с этим событием из обители пропали все исторические документы и ценности, включая и древний чудотворный образ Иоанна Богослова (местонахождение иконы неизвестно о сих пор). Насельники монастыря во главе с настоятелем были арестованы и осуждены на различные сроки по обвинению в контрреволюционной деятельности. Сначала на территории обители разместилась детская колония, потом склады МВД.
В 1988 г. монастырь был возвращен РПЦ, после чего начался длительный процесс его восстановления.
Подписывайтесь на наш канал и Вы всегда будете в курсе наших новых публикаций.
Источники информации:
1. Официальный портал Иоанно-Богословского монастыря (http://www.obitel-bogoslov.ru/proshloe-nastojawee/istor-spravka?start=1)
2. "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии" т.1 1884 г. (составил священник И. Добролюбов)
3. "Записки об археологических исследованиях в Рязанской губернии" Д. Тихомиров, 1844 г.
4. "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества", 1902 г.
5. "Земля Рязанская" М.Ю. Круглякова, 2016 г.