Найти в Дзене

Крупная моторики. Влияние на развитие. Упражнения.

Моторика — это двигательная активность, заключающаяся в последовательности движений, необходимых для выполнения определённой задачи. В ней принимают участие не только костно-мышечная система, но и нервная, и зрительная система.
Крупная (общая) моторика — это использование мышц туловища, рук и ног для выполнения движений всего тела. Развитие крупной моторики происходит при выполнении таких
Оглавление

Моторика — это двигательная активность, заключающаяся в последовательности движений, необходимых для выполнения определённой задачи. В ней принимают участие не только костно-мышечная система, но и нервная, и зрительная система.

Крупная (общая) моторика — это использование мышц туловища, рук и ног для выполнения движений всего тела. Развитие крупной моторики происходит при выполнении таких действий, как наклоны, ползание, кувырки, ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. У всех людей крупная моторика развивается в определённом порядке по общему шаблону.

Мелкая моторика — включает в себя работу сравнительно мелких мышц — кистей и пальцев рук с мелкими предметами, умение манипулировать небольшими объектами (писать, рисовать, вырезать).

Дети используют полученные навыки общей (крупной) моторики для повседневной деятельности в детском саду и школе, дома и за его пределами.

Детям, имеющим недостаточное развитие общей моторики, трудно совершать, такие движения, как лазание, прыжки, кувырки или броски мяча. Трудности, возникающие с крупной моторикой, могут быть признаком болезни - диспраксии.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Она начинается вскоре после рождения ребенка:

  • сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз
  • потом мышцы, отвечающие за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. 
  • Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях)
  • туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот)
  • ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает).

И все это крупная моторика - без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Связь крупной моторики с психофизическими качествами

Мы используем навыки крупной моторики для выполнения повседневных дел, которые затрагивают наши большие мышцы. Большинство людей без особого труда используют эти навыки - автоматически. Однако, развитие крупной моторики — это вопрос более сложный, чем кажется на первый взгляд.

Крупная моторика — это скоординированные действия скелетно-мышечной и нервной системы. Она отвечает за баланс и координацию. Она также формирует основу для мелкой моторики, помогающей делать движения кистями, стопами, пальцами рук и ног

Без крупной моторики-не будет в достаточной мере сформирована и мелкая моторика.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как:

  • внимание,
  • мышление,
  • оптико-пространственное восприятие (координация),
  • воображение,
  • наблюдательность,
  • зрительная и двигательная память,
  • речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. “Всему свое время” — это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок.

Жизнь - это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением.

Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к:

  • дефициту познавательной активности, знаний, умений,
  • к возникновению состояния мышечной пассивности
  • снижению работоспособности.

Взаимодействие различных движений обеспечивает:

  • развитие речи,
  • формирует навыки чтения, письма, вычисления.
  • От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты различных исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений:

  • рука — зрение,
  • зрение — слух,
  • рука — зрение — слух,
  • слух — речь и др., способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Крупная моторика связана с психофизическими качествами:

  • Баланс — удержание равновесия.
  • Координация — согласование активности различных мышц тела при выполнении двигательной задачи.
  • Проприоцепция — ощущение положения частей своего тела относительно друг друга.
  • Физическая сила.
  • Скорость реакции.

Все эти способности помогают детям успешно выполнять повседневные действия дома, играть с другими людьми.

В наше время нет недостатка в средствах развития общей моторики и тесно связанных с ней физических качеств ребенка. Имеются разнообразные детские игровые площадки, спортивные комплексы, а также детские тренажеры, такие как «Гребля», «Райдер», «Твистер», «Бегущий по волнам», служащие для развития силы различных групп мышц, а также координации движений, гибкости и подвижность суставов.

Родители также могут подобрать для своих малышей развивающее общую моторику спортивно-игровое оборудование для дома: спортивные комплексы, батуты, бассейны, шведские стенки, турники, цепные и веревочные лестницы, гимнастические кольца, канаты и т.д.

Опасность недостаточного развития общей моторики

С возрастом дети достигают все более высоких стадий развития общей моторики:

  • в возрасте 3-4 лет они обычно могут прыгать двумя ногами,
  • к 7-8 годам — ездить на велосипеде без тренировочных колес.

Если у вас есть сомнения по поводу двигательных навыков вашего ребенка, поговорите с детским врачом.

Развитие крупной моторики дает почву для:

  1. Развития самостоятельности.
  2. Управления своим телом.
  3. Нормализации вестибулярного аппарата.
  4. Совершенствования двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить).
  5. Умения себя обслуживать (бытовые навыки: сходить на горшок, одеться).
  6. Дает толчок для развития речи.
  7. Ребенку необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию, такие дети менее капризны, лучше и крепче спят.
  8. Способствует развитию памяти и внимания.
  9. Укреплению мышечного корсета.
  10. Развитию координаций движений (прыжки, лазание, бег)

Поэтому так важно чередовать занятия в течение дня: активные и пассивные.

Между активной физической деятельностью и интеллектуальной есть особая взаимосвязь. Если у ребенка дефицит активной деятельности, это может привести его к апатии и нежелании заниматься умственной деятельностью, либо спровоцировать ее снижение, плохую память и работоспособность.

Упражнения и игры на развитие крупной моторики

Для развития крупной моторики вы можете как выполнять ежедневные упражнения дома или ходить на групповые занятия.

При помощи каких упражнений можно развить крупную моторику?

  1. Любые подвижные игры на улице и в помещении.
  2. Гимнастика, танцы, ритмика.
  3. Езда на велосипеде, беговеле, самокате.
  4. Прыжки на батуте, диване.
  5. Лазанье по канату, турникам, по снежным горам, по горам из подушек и одеял или спец. мешкам.
  6. Ходьба по досточкам, по кривым дорожкам, полоса препятствий.
  7. Упражнения бытового характера: протереть со стола, подмести, разложить по местам свои игрушки, достать из стиральной машинки постиранное белье и при возможности повесить его.
  8. Зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  9. Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  10. упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .
  11. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
  12. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
  13. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
  14. Найди клад.  В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ("сделай два шага вперед, один направо..." и т.п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников