Найти тему
Четыре Семерки

Born Again. Самый необычный Black Sabbath и Ян Гиллан на пике вокальных возможностей - в одном флаконе

Оглавление

На мой вкус этот альбом - один из самых странных и в то же время притягательных творений Black Sabbath за всю их карьеру. Альбом, процесс записи которого проходил довольно весело, и вместе с тем - один из самых мрачных и атмосферных.

К 1983 году группа Black Sabbath в очередной раз находилась в разобранном состоянии после того, как Ронни Дио и Винни Эппис покинули группу, вследствие достаточно глупой ссоры из-за сведения концертного двойного альбома Live Evil. После ухода двух ключевых музыкантов предыдущего состава группа снова вернулась к услугам Дона Ардена, с которым порвала отношения накануне записи Heaven and Hell. "Новый старый" менеджер сыграл ключевую роль в создании пластинки в том смысле, что именно он предложил Яна Гиллана в качестве вокалиста, что было довольно необычной идеей.

Идея сработала. Музыканты сошлись и договорились о создании совместного проекта во время продолжительного застолья в пабе The Bear в Вудстоке. Музыканты провели в совместных посиделках всю ночь, а наутро обьявили о создании новой группы. Эта новость стала неожиданностью даже для менеджера Гиллана Фила Банфилда, которого звонок от Дона Ардена поверг в некоторый шок.

Впрочем и весь остальной мир был в немалом удивлении от такого союза. Крутые парни с большими именами собирались записать новый тяжелый альбом! Все они были на тот момент живыми легендами, так что фанатов можно понять.

Black Sabbath c Яном Гилланом
Black Sabbath c Яном Гилланом

источник изображения

"Мы определённо навели шороху в индустрии. Наше объединение свело всех с ума. Даже в пабе в Вудстоке фанаты с недоверием косились на нашу троицу. Это было из ряда вон: ребята из двух крупных команд собрались вместе, чтобы создать новую группу."(Тони Айомми)

Все окончательно встало на свои места, когда к проекту присоединился Билл Уорд. Мне кажется, начиная с этого момента можно было точно сказать, что ждать чего то нетривиального можно было смело - шутка ли, весь классический состав Sabbath плюс Ян Гиллан! Удивляться нечему, что так оно и вышло в итоге.

Процесс создания...

Процесс создания материала для пластинки проходил в The Manor, студии в сельской местности Оксфордшира, это было поместье, которым владел Ричард Брэнсон. С самого начала начались странности - Гиллан сразу отделился от остальных музыкантов, построив огромный шатер на берегу озера, в то время как музыканты Sabbath расположились в доме. Но и это еще не все. Айомми, Батлер и Уорд работали над музыкой...ночью! Ян спал в это время в своем шатре, а днем работал над вокальными партиями, пока остальные спали. Конечно, так было не все время, но меня все же не покидает ощущение, что такой необычный "режим" очень сказался на конечном результате.

Айомми искал новый звук для своей гитары. В процессе поисков нового саунда( которые, надо думать, происходили ночью с приличной громкостью!) у группы возник конфликт с местной церковной общиной, что отразилось в создании такой композиции, как Disturbing the Priest - она так и называется - "раздражая священника". Надо заметить, что звучит она так, что любой священнослужитель точно должен был подумать, что в поместье Ричарда Брэнсона вселились слуги сатаны!

Музыка...

В силу сразу многих причин музыка на пластинке получилась достаточно необычной и в тоже время очень характерной по настроению для Black Sabbath. Настолько мрачное полотно музыканты не создавали со времен Master of Reality. При этом пластинка не звучит как ремейк ранних альбомов( а с Гилланом это было в принципе невозможно), это настоящий Sabbath, но еще более мрачный и атмосферный.

Перед началом записи Ян Гиллан говорил Тони Айомми, что не сможет много петь, потому что ему предстоит операция на голосовых связках...Однако, слушая альбом не покидает ощущение, что вокалист решил, наоборот, "оторваться по полной" - столько скриминга Ян Гиллан не выдавал даже в ранний период Deep Purple Mark II! На этой пластинке можно услышать все - от спокойного вдумчивого пения до демонического хохота.

Другой момент, который делает запись необычной - это более чем странное сведение записи. Несмотря на то, что музыканты действительно искали новый звук, настолько радикальный микс точно не входил в планы группы. Тони Айомми и Ян Гиллан обьясняют итоговый результат совершенно по разному. Если верить Тони, то странное гулкое звучание пластинки - результат череды несуразностей и недосмотра. Как-то так вышло...при прослушивании итоговой мастер-пленки якобы были неисправны так называемые "пищалки" на студийных мониторах( динамики, отвечающие за высокие частоты), в результате чего музыканты внесли неверные коррективы в запись. Ян Гиллан считает, что во всем виноват конкретный человек - Гизер Батлер, который решил чуть подкорректировать звучание баса на конечной записи. Обе версии представляются странными. Гиллан еще утверждал, что существует пленка с "правильным" вариантом звука Born Again.

Как бы то ни было, в каком-то смысле даже хорошо, что все вышло так как вышло - пластинка звучит очень необычно, пусть даже и в результате ошибок при сведении. Пронзительный звук соло совершенно нехарактерный для Айомми сочетается с гулкими, как из ущелья риффами и звуком ударных. Как ни странно, но подобное нестандартное звучание очень подходит к характеру записанной музыки.

Что касается самих песен, то на диске можно найти как мощные темповые боевики вроде Trashed или Digital Bitch, так и тяжелую балладу Born Again.

Но по настоящему впечатляющими работами, на мой взгляд являются эпичные и мрачные Disturbing the Priest и Zero the Hero - это на самом деле монументальные работы. Настоящими находками являются короткие и атмосферные Stonehenge и The Dark - каждая из них является небольшой инфернально-мрачной прелюдией к следующим композициям. Эти небольшие треки являются продолжением линии E5150 с альбома Mob Rules, и очень хорошо вписываются в альбом. Вообще...слушая этот диск не покидает ощущение, что вся эта музыка записывалась глубокой ночью...зная историю создания пластинки, вполне возможно, что так оно и было. Трудно представить себе столь тягостную атмосферу при дневном свете, а музыканты смогли весьма далеко зайти в нагнетании мрака.

Когда то у нас были частые споры с друзьями по поводу разной музыки. В середине 90-ых мы увлекались дум-металл группами, вроде Paradise Lost, Anathema и Tiamat. Почти все мои друзья в то время жили в своем времени, слушая современные на тот момент группы. А я любил экскурсы в 70-ые и 80-ые, из-за чего у нас иногда выходили забавные споры. Спорили мы всегда не просто так, а с аргументами, то есть - выдвинул тезис - поставь запись для прослушивания. Это была очень хорошая традиция. Так вот. Как то я заметил, что все эти новомодные дум-металл группы все таки вторичны, хотя и талантливы, а отцами жанра являются такие группы как Black Sabbath. На что мне был ответ в том духе, что я просто выделываюсь, а "древние" в принципе не могли в то время звучать так же тяжело. Что-ж....в качестве "аргумента" я поставил всей нашей компании трек Zero the Hero. Мы его прослушали....и в комнате воцарилась тишина. Я выключил запись и какое-то время никто никто не проронил ни слова. "Ну как?" - спросил я, чтобы как то прервать затянувшуюся паузу. "Это о***но!" - таков был ответ. Не совсем цензурный, но ...мы были молодыми,а на дворе 90-ые....Вообще говоря, это была высшая похвала.

В Zero the Hero Тони на самом деле выдал одно из лучших соло в этом жанре. Может быть несколько затянутое, но оно идеально передает инфернально-мрачный характер музыки.

Единственным небольшим недочетом мне кажется заключительная Keep It Warm. Не то, чтобы она чем то плохая, нет. Но она чуть выбивается по настроению, а на роль закрывающей лучше всего подошла бы Born Again, очень впечатляющая, и такая же "ночная" по настроению, как и большинство песен альбома.

Забавные факты...

Как то раз музыканты Black Sabbath решили ...слегка подшутить над Яном Гилланом. После турне осталось довольно много пиротехнических зарядов, так что парни подложили импровизированные "бомбы" вокруг шатра, в котором разместился вокалист. Как только Гиллан ушел спать шатер ...взлетел на воздух!

В другой раз Ян Гиллан взял "погонять" новенький Форд Билла Уорда. Незадачливый вокалист потерял управление на поле для картинга, отчего машина перевернулась и загорелась. Гиллан успел выскочить, не получив при этом ни царапины. Автомобиль он бросил на поле, вернулся домой и лег спать как ни в чем не бывало. Биллу Уорду он ничего не сказал, так что барабанщик долго не мог выяснить - кто же разбил его машину. Конечно, Билл Уорд был очень злой после всего этого так что "ответка" не заставила себя долго ждать.

На реке стояла большая моторная лодка с двумя дорогущими моторами, которая принадлежала Гиллану. Прихватив с собой долото и другие инструменты Билл Уорд добрался до лодки и пустил её ко дну. А Гиллану тоже ничего не сказал. Ян Гиллан очень был расстроен.

Другая неприятность поджидала вокалиста когда он пытался засунуть большую рыбину в кровать гитаристу Тони Айомми. Комната Тони располагалась на втором этаже, так что забраться туда было нелегко. Что там вышло с рыбой - неизвестно, но вот ногу Гиллан повредил и потом несколько дней хромал.

Чтобы получить спецэффекты для некоторых треков, музыкантам приходилось идти на разного рода ухищрения. В частности, группа целый день потратила опуская в ванну с водой ...тяжелую железную наковальню, по которой нужно еще было стучать, чтобы получить нужный звук для Disturbing The Priest.

Облажка диска.
Облажка диска.

источник изображения

На обложке пластинки - инверсивное изображение новорожденного с когтями и рожками, совершенно жуткое по тем временам. Ян Гиллан просто ненавидел обложку диска, но стоит признать, что так же, как и обложка альбома Sabbath Bloody Sabbath обложка Born Again стала культовой и примером для подражания многочисленных металлических групп.

Во время тура в поддержку альбома музыкантам пришла в голову идея воспроизвести на сцене пейзаж Стоунхедж, в виде больших камней. Во время производства декораций произошла накладка, и "камни" оказались по факту не просто большими, а просто гигантскими...и очень тяжелыми. Гастролировать с такими декорациями было нелегко!

Во время гастролей группа играла не только материал с Born Again, но и некоторые вещи Deep Purple, например Smoke On The Water.

Альянс Black Sabbath и Яна Гиллана не продлился долго, но подарил миру весьма незаурядный альбом, который и сегодня звучит свежо и необычно.

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!