Найти тему

Две судьбы одной жизни. Похоронка

Посвящается моей бабушке

Косухиной Н. Ф.

Основано на реальных событиях.

С однополчанами
С однополчанами

Вечерело, за окном струился мягкий свет, уходящего за горизонт солнца. В добротном деревянном срубе* молодая женщина в хлопчатобумажном платочке, повязанном на голову и мягком переднике, хлопотала у печи доставая большие горшки и свежеиспеченный хлеб. На столе уже стояли глубокие тарелки с реповой похлебкой, а девчушка лет одиннадцати раскладывала ложки. С печки за их действиями с интересом наблюдали четыре пары сапфировых глаз.

- Матушка, а батенька правда скоро вернётся? Его поди уже целый год-то нет, с того дня как за ним пришли и сказали, чтоб собирался. Я по бате очень соскучилась.

В этот момент тихонько скрипнула калитка и в дверь шумно постучали.

Нина (так звали девочку) настороженно глянув на мать поспешно открыла входную дверь. На пороге стоял почтальон с потрепанным и плохо запечатанным ковертом в трясущихся руках, в таких конвертах обычно приходили вести из военкомата. Глаза почтальона были мокрыми и красными, по его виду стало понятно, что что-то произошло.

-Ты проходи, Ефим, присаживайся. Отужинаешь с нами. И мне приятно, ведь с Фёдором вы очень дружны, да и мальцы соскучились по твоим рассказам. Он, как Петько, на тебя с печки поглядывает. Чего застрял-то на пороге, аки чужой нам человек? 

Почтальон неуверенно прикрыв за собой дверь пересёк переднюю* и присел на краешек скамьи возле стола. 

- Клав ты прости меня, не могу я . Ты добрая, детки хорошие. Ты если надобно что, обращайся. Алевтинка моя всегда вам рада. Заходи к нам, да деток приводи, она за ними присмотрит если надобно будет, да по хозяйству когда помощь понадобится, говори, не стесняйся. 

Мать обернулась и очень странно глянула на Ефима. Что же он мелет-то, у них вроде всё в доме в порядке и дети сыты и огород обрабатывать успевает, и скотина хожена*, благо старшенькие во всем помогают. Да и Фёдор скоренько уже вернётся.

Фотография инсталляции в историк-художественном музее г. Калининград
Фотография инсталляции в историк-художественном музее г. Калининград

-Спасибо тебе Ефим, но мы сами как-то справимся. Письмо ты принёс, наверное в военкомат уж сообщили, что муж скоро вернётся. Поди война-то уже закончилась.  - матушка гордо подняла голову и посмотрела на почтальона в упор . - Дети, садимся ужинать, что вы на печи разлеглись. Федька, Егорка, Борис, садитесь за стол, еда стынет! Петенька, а ты чего встал как истукан, да за Нинкину юбку прячешься, ну-ка поди сюда! - Клава с лёгкостью подняла младшенького когда тот подошёл и усадила его на самый высокий табурет, сколоченный мужем из липовых досок, пока не призвали на советско-финскую войну*.

- Ефим и ты отужинай, поди домой то не скоро?

Почтальон встал и уже было направился к двери, как встомнил, письмо-то он так и не отдал. 

- Спасибо, Клав. Да вот, ваше письмо у меня последнее. На, держи. Нин, ты за мамкой своей приглядывай, если что, к нам беги. Пойду я, обещался Алевтине пораньше сегодня домой прийти. 

С этими словами Ефим передал письмо матери и ушёл. 

Фотография инсталляции в историк-художественном музее г. Калининград
Фотография инсталляции в историк-художественном музее г. Калининград

В тот вечер мамка долго стояла на коленях перед иконами в кутне* и всё о чем-то просила Боженьку. Малые посапывали на печке, кошка Муська вольготно развалилась в передне возле остывающей голанки*. Мне одной не спалось, всё думалось, что в письме то том, я лишь по поведению матери догадывалась, что случилось что-то непоправимое. Мать долго его читала, перечитывала и с каждым разом её лицо становилось бледнее мела. Поскольку конверт так и остался лежать на столе, я не удержалась и вытащив исписанный лист, с жадностью стала вчитываться в каждое слово. Это была похоронка на моего батьку.

Не может этого быть!

Именно в тот момент, когда похоронку вкладывала в конверт, со стороны кутни раздался мамкин стон. Бросив всё я подбежала, мамка пыталась встать, но ноги её не слушались и она падала заваливаясь. 

-Мама, что с вами? - дрожащими руками я потянулась в сторону матери. 

-Тише Нин, тише, мальцов разбудишь, помоги встать лучше, ноги совсем меня слушать не хотят, а ведь столько надобно сделать. Ты помоги до боковушки* дойти. Прилягу я, полежу немного, да в подклед* полезу и в запечь*, надоть кринку* достать . Кутю* варить будем, соседям раздадим, пусть помянут батьку нашего. 

Послевоенное время
Послевоенное время

P. S. Продолжение следует

Сноска:

* Сруб- дом полностью деревянный

* Передняя- самое светлое помещение расположеное спереди дома, обычно имеет от четырёх до шести окон. Занимает значительную часть в доме, иногда имеет собственный вход.

* Хожена- ухоженная.

* Советско- Финская война была с 1939-1940 год.

* Кутня- красный угол, светлый угол. Место где в крестьянских домах распологались иконы.

* Голанка- маленькая печка, по внешнему виду похожа на печь- голандку.

* Боковушка- комната старшего поколения.

* Подклед- подпол, подвал.

* запечь-расстояние между печкой и стеной.

* Кринка- глинянный горшок для молока.

* Кутя- кутья, сочиво, кол-во, канун. Блюдо в основном готовят из ячменя, риса, пшена либо пшеницы, содержит изюм, мед, иногда орехи. Подаётся на поминках, похоронах и в родительскую субботу.