Найти в Дзене

Нигде мне так счастливо не работалось, как в Ялте

Татьяна Барская, пресс-секретарь Юлиана Семенова во время проведения в Ялте заседаний МАДПР, член Международного сообщества писательских Союзов, лауреат премий имени А. С. Пушкина и А. П. Чехова

Известному советскому писателю, журналисту, Заслуженному деятелю искусств СССР, действительному члену Академии наук США, секретарю правления Союза писателей СССР, вице-президенту общества дружбы «СССР – Аргентина», члену советского комитета солидарности со странами Латинской Америки, Президенту Международной ассоциации детективного и политического романа, главному редактору издания «Детектив и политика», основателю газеты «Совершенно секретно» Юлиану Семеновичу Семенову 8 октября нынешнего года исполнилось бы 90 лет.

Юлиан Семенович Семенов
Юлиан Семенович Семенов

Жизнь и творчество Юлиана Семенова были тесно связаны с Крымом, где он создавал большинство своих произведений, организовывал международные встречи писателей, работающих в жанре детектива. Он считал Крым своим домом, признавался: «Крым я люблю, к нему привязан всем сердцем. Здесь я работал над повестями «Огарева, 6» и «Противостояние», главами книг «Майор Вихрь» и «Бомба для председателя». В Гостинице «Ялта» писал «ТАСС уполномочен заявить». В Ялте рождалась книга «Лицом к лицу», посвященная поискам наших культурных ценностей, похищенных из советских музеев гитлеровцами. Тут же, в августе 1982 года, закончил новую повесть «Версия», посвященную трем последним дням жизни Петра I …»

обложка книги
обложка книги

Отдельные главы из книг «Лицом к лицу» и о Петре I впервые увидели свет на страницах газеты «Советский Крым» (ныне «Крымская газета»).

В октябре 1987 года эта газета проводила на своих страницах «Круглый стол» под девизом: «Уважение к прошлому – забота о будущем» о сбережении памятников истории и культуры Южнобережья. Приурочен он был к 150-летию со дня присвоения Ялте статуса города.

В «Круглом столе» принимали участие писатели, журналисты, краеведы, музейные работники, архитекторы, сотрудники Ялтинского бюро путешествий и экскурсий. Запомнилось выступление Юлиана Семенова: «Культура и память – суть понятия нерасторжимые, особенно в нашей интернациональной стране, ибо высокий гений Пушкина, Шевченко, Глинки и Чайковского, Райниса и Чавчавадзе, Левитана и Врубеля, Ахматовой и Маяковского являются достоянием всех народов и наций, всех наших республик. Поскольку культура нашей Родины – многонациональна, такой же обязана быть и наша историческая память. Не национальное чванство, а братство народов, не усечение, а объединение культур – об этом надо думать всем нам сегодня… Крым – это Чехов и Толстой, Горький и Шаляпин, Куприн и Бунин, Цветаева и Ахматова, Рыльский и Богданович, Сароян, Спендиаров и Суренянц… Разве Крым не заслуживает музея гениев мировой культуры?»

Юлиан Семенов на страницах «Советского Крыма» выражал озабоченность дальнейшим развитием полуострова. Вникал в проблемы, связанные с туристическим бизнесом, культурой, музееведением. В частности, очень близко к сердцу принимал судьбу Ливадийского дворца (в те годы это был Выставочный комплекс, где экспонировались не самые лучшие предметы бытовой утвари, присланные из разных республик страны). Предлагал создать при нем Центр международных исследований «Восток – Запад». «Поскольку, - утверждал он, - здесь впервые в истории человечества представители двух миров – социализма и капитализма сели за один стол переговоров и приняли единодушное решение, которое покончило с гитлеризмом».

Думается многим ялтинцам и гостям города запомнилась встреча с Юлианом Семеновым в кинотеатре «Сатурн» в декабре 1982 года, где собралось около двух тысяч зрителей. Затаив дыхание слушали они рассказ о том, как создавались «Семнадцать мгновений весны», «Майор Вихрь», «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Юлиан выходил на сцену легко, стремительно. Контакт со зрителями возникал мгновенно, как и взаимопонимание. Ни одного вопроса из зала он не оставлял без ответа. Любимой формой общения оставался диалог со зрителями.

В 1985 году на Кубе, в Гаване, проходил Первый международный конгресс писателей, работающих в жанре политического романа. На нем Ю. Семенова избрали президентом созданной Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР).

В 1987 году местом встречи писателей была назначена Ялта. На вопрос, почему был выбран Крым, Юлиан Семенович ответил так: «Потому что я теперь в основном живу в Крыму и считаю его своим вторым домом. Впрочем, жизнь вносит свои коррективы – первым домом… Нигде мне так счастливо не работалось, как здесь, в Ялте. И в данном случае мой долг гостеприимного хозяина обязывает принимать гостей здесь…»

В августе 1989 года отечественный кинематограф отмечал свое семидесятилетие. Дата совпала с 70-летием Ялтинской киностудии. И Юлиан Семенович решил сделать своеобразный подарок крымчанам – провести первый Ялтинский кинофестиваль, фактически ставший предвестником нынешнего телекинофорума «Вместе». Пять дней и вечеров в концертном зале «Юбилейный» царил детектив. Юлиан Семенов был счастлив как человек, у которого все мечты сбываются.

Юлиан Семенов и Валентин Гафт во время фестиваля
Юлиан Семенов и Валентин Гафт во время фестиваля

Ему импонировало то, что зрители остались довольны встречами с композитором Микаэлом Таривердиевым, актерами Валентином Гафтом, Леонидом Ярмольником, Леонидом Якубовичем, Ольгой Кабо, знаменитым тогда на всю страну следователем по особо важным делам Тельманом Гдляном. Знакомились с западными кинодетективами из программы XVI Московского международного фестиваля. Он был рад, что средства, полученные от проведения фестиваля и издания его книг, переводились на благоустройство Пушкинского и Чеховского музеев в Гурзуфе, органного зала в Ялте. В те дни были перечислены 100 тысяч рублей в Армению, пережившую землетрясение. Сто тысяч лично перечислил в Детский фонд, 100 тысяч – на памятник жертвам репрессий, 100 тысяч работникам типографии, выпускающим издание МАДПР.

Ялтинский кинофестиваль, проходивший под девизом «Детектив, кино, музыка» оказался последней встречей Юлиана Семенова с любимой Ялтой. Он признавался в том, что чем дольше живет здесь, тем больше ощущает себя гражданином Крыма.

Юлиан Семенов с дочерью Ольгой в Мухалатке
Юлиан Семенов с дочерью Ольгой в Мухалатке

Жаль, что этого «дольше» уже не случилось. Юлиан Семенов ушел из жизни, не дожив до 62 лет. Остались его книги. Остались две дочери и внуки. Младшая дочь Ольга в год 70-летия отца увековечила его память мемориальной доской, открыла музей, вход в который объявила бесплатным. Здесь сегодня хранится все, как было при жизни Юлиана Семенова – кабинет, спальня, оригинальная кухня-столовая, где за большим деревянным столом могли разместиться более десятка гостей. В этом доме при жизни писателя приезжали удивительные люди – участники заседания Международной ассоциации детективного и политического романов. Здесь Алла Пугачева пела для него его любимую песню «Летят утки и два гуся». А Никита Михалков делился своими планами по созданию новых кинолент. Здесь бывал барон Эдуард Фальц-Фейн, с которым Юлиан Семенов возвращал на родину, в Россию, художественные ценности. В том числе, гобелен, изображающий семью Романовых, который сегодня украшает кабинет Николая II в Ливадийском дворце.

Прошло 23 года с тех пор как не стало Юлиана Семенова, но он продолжает жить в книгах, изданных миллионными тиражами во многих странах мира. Ему повезло. Он жил и работал в то время, когда читать было «модно», в отличии от нашего времени, когда властвует умами Интернет.

Но проходят годы. И мы утверждаемся в том, что как говорил поэт, большое видеться на расстоянии…

Памятник Юлиану Семенову в Ялте
Памятник Юлиану Семенову в Ялте

На памятнике в Ялте, возле гостиницы «Ореанда», где он часто останавливался, есть строки, обращенные к каждому: «Я писал свои книги, чтобы люди понимали: нет безысходности, всегда есть выход, только надо надеяться на свои силы и во всем и везде видеть красоту».