31 августа 1991 в Ленинграде, состоялись похороны Майка Науменко. Годом ранее, 19 августа 1990 года Майк присутствовал на похоронах погибшего в автокатастрофе 28-летнего Виктора Цоя. И вот, что очевидно, пришёл его, Майка, черёд…
Виктора Цоя и Майка Науменко связывала творческая дружба. Летом 1982 года Майк записал свой второй сольный альбом “ LV ” и посвятил Цою свою песню «Лето». Вместе они выступали на так называемом «квартирнике» - подпольном акустическом концерте, который прошёл 26 января 1984 г. в одной из квартир на Петроградской стороне.
В 1984 году вышел очередной магнитоальбом «Зоопарка» «Белая полоса» и который высветил все грани таланта музыкантов, его создававших. Опять работал звукорежиссёр Андрей Тропилло и «Белая полоса» единственный альбом, который увидит свет в каталоге грампластинок фирмы «Мелодия» в 1988 году. Из постоянного состава группы в записи участвовал только гитарист Александр Храбунов , но помогли другие музыканты, они также работали над своими проектами – ударник «Секрета» Алексей Мурашов и из «Аквариума» - Евгений Губерман (барабаны), Александр Титов и Михаил Файнштейн (оба - гитара бас).
Открывает альбом чудесная «Буги-вуги каждый день» , одна лучших песен в творчестве группы. Ироничная, лёгкая, проникновенная, она пронизывает вас сразу до костей и устоять перед её обаянием невозможно, ноги сами пускаются в пляс. Но вот дальше, увы, начинаются проблемы кругозора, т.е. широты интересов и объёма знаний, поэта-мыслителя Майка Науменко.
Музыкант-философ выходит на сцену, чтобы поведать нам, рядовым слушателям, свет вечных истин, своё видение окружающего нас мира. И что мы в данном случае видим? Песня «Бедность» , - тема стара как мир, лишь можно посочувствовать поэту. «Белая полоса», «Песня простого человека», «Когда я знал тебя совсем другой» и «Отель под названием «Брак» , все эти песни вращают нас вокруг одних и тех же исходных точек – семейное счастье/несчастье, друзья, любящие выпить (алкоголики), он (Майк ) городской ребёнок и ему нравится городской пейзаж, закатанный в асфальт, а не живая природа. Ещё его бесят гопники («Гопники») похабная контркультура, предвестники молодёжи нового типа – поклонников «Сектора газа» и нынешнего «Ленинграда» . И слушатель разочаровано вздыхает: «Неужели это всё!?»
Если в песнях Макаревича отлеживается чёткая философская притча: «Костёр», «Марионетки», «Солнечный остров» , у Гребенщикова в скрытой форме заложена яркая, неординарная философская мысль: «Рок-н-ролл мёртв» , у Виктора Цоя остро высвечиваются социальные проблемы в песне - «Мы ждём перемен».
Философия Майка Науменко ограничена мелкими бытовыми неурядицами, желанием выпить, покурить, злословить об отсутствии денег и одиночестве. Майк поступает как киргизский акын: «что вижу, то и пою». Налицо факт нищеты философии, убогость и мелочность, заурядная бытовуха, что сильно принижает творческий потенциал Майка.
Отдельного разговора заслуживает музыка группы «Зоопарк» . Те рок-н-рольчики, которые группа исполняла и которые так нравились Майку, игрались 30 лет назад Чаком Бэрри и Литтл Ричардом и давно устарели. Устарели песни «Роллинг стоунз» и того странноватого юноши Марка Болана , в честь которого, своего единственного сына Женю, Майк хотел назвать Марком, но потом одумался. На дворе стоял 1984 год. Даже группы новой волны, с действительно новой музыкой и новыми идеями, (“ The Knack ”. “ The Police ”, “ Talking Heads ” ), выработали свой ресурс и уходили в историю. Но Майк продолжать играть в свой, давно устаревший рок-н-ролл.
Тем не менее, тревожный звонок, который явно раздавался в «Белой полосе» не был услышан. Группа отправлялась в обширные гастроли по СССР. И в одно время группа выходила на первое место по количеству гастролей, данными музыкантами. Группа зарабатывала неплохие по тем временам деньги. Но непрерывные быстро выматывали артистов и подрывали их здоровье.
Перестройка и последующие за ней Гласность и Свободомыслие парадоксальным образом негативно сказались на творчестве Майка . Его творчество оказалось опрокинутым в ушедшее навсегда советское прошлое. Майк писал песни в советское время и тогда достаточно было одного слова, одного намёка и слушатели быстро улавливали этот эзопов язык, и находили это крутым и актуальным. Но в Перестройку, в новые времена лихих 90-х, такое не проходило.
Майк после второй половины 80-х годов переживал острый духовный творческий кризис. По сути его творчество, творчество его группы оказывалось невостребованным. Время двигалось стремительно, оно буквально бежало: к 90-му году весь материал группы безнадёжно устаревал.
Майк уже не записывал альбомы – острейший кризис безвременья поразил тяжким недугом всё его творчество. Вышедший после смерти Майка альбом «Иллюзии» (2000) показывал, что Майк жил иллюзиями. Духовный мир Майка – это прекрасная незнакомка N , в его мире нет места подлости и обману, нет места трусам и подлецам. Живи иллюзией - и ты главный герой и, если не получится жить как в кино, начни фильм сначала.
Но талант Майка – это подлинный неогранённый алмаз в золотой оправе и подтверждение тому его лучшая песня - «Старые раны». Майку хотелось увидеть свой новый альбом «Музыка для фильма» , увы, альбом вышел только после смерти автора. В числе новых композиций блистательная - «Право на рок» о праве на свободу, о независимости и праве человека на выражение своего мнения и уважения чужого мнения. В записи альбома принимали участие музыканты, которые оставались с ним до его кончины: Валерий Кирилов (барабаны), Илья Куликов (бас) и Александр Храбунов (гитара).
Ещё не старый, 36-летний музыкант всё чаще прикладывался к бутылке. «Ром и кола» это некий остроумный гимн алкоголизму и всё чаще Майка видели в кругу друзей алкашей-проходимцев, незаурядного человека опустившегося до уровня бродяг-алкоголиков. За три месяца до смерти, от музыканта, не выдержав алкоголизма мужа, ушла жена Наталья с сыном Женей, Майк остался в своей комнате-пенале (16 кв. м.) в коммуналке один.
В один из злосчастных летних дней, музыкант упал на улице возле своего дома, и как позже выяснилось, получил перелом основания черепа, но Майк сумел подняться и вернуться в свою каморку. Обеспокоенные соседи вызвали родных Майка и скорую. Приехали мама и сестра музыканта. Но Майку лучше не становилось и сердце музыканта остановилось.
Так, российская рок музыка понесла тяжкую утрату. Не стало талантливого поэта, неординарного лидера рок группы, музыканта, просто остроумного собеседника и надёжного товарища. Музыканта оказавшего сильное влияние на музыку таких групп как «Кино» и «Алиса».
Мы будем помнить Майка как подлинного рыцаря рок-н-ролла, честного и бескомпромиссного человека, ненавидевшего непорядочность, похабщину, глупость и конформизм.
На похороны приехали: Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Гарик Сукачев и множество друзей, всего несколько тысяч человек. Похоронили музыканта на Волковском кладбище в Петербурге.
В заключение несколько слов о дерьмо-фильме «Лето» . Рома Зверь – не Майк Науменко , Тео Ю не Виктор Цой , Кирилл Серебренников – не режиссёр. Где таких чучел набрали, просто нет слов. Полностью согласен с Борисом Гребенщиковым , который отозвался о фильме как: «ложь от начала до конца».
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!