Их летний отдых был, пожалуй, насыщенней и интересней, чем времяпровождение многих семейных детей.
Подтверждением этому - "Дневник пионерской дружины детского дома Воскресенского химкомбината".
В 1956 году, когда дети войны выросли, детский дом Воскресенского химкомбината был закрыт.
Моя мама уже была студенткой.
Он приехала в свой детский дом забрать какие-то остававшиеся там свои вещи. Но ей отдали и дорогие её сердцу раритеты - какие-то фотографии, рисованные от руки открытки, рукодельные поделки и вот этот альбом.
Этот альбом она хранила в студенческом общежитии, в съемных углах и комнатах, он пережил все многочисленные наши переезды и даже один пожар.
Здравствуй, лагерь!
Здравствуй, речка! Берег чистый,
Видно с камешками дно.
На песке твоём зернистом
Загорим и отдохнем.
Колосится в поле нива.
Роща дальняя видна…
Мы растем в краю счастливом.
Бережет нас вся страна!
Каждое лето детский дом переходил в статус пионерского лагеря. Дети оставались на месте – в тех же стенах и на той же территории- Усадьба Кривякино в Воскресенске на левом берегу Москвы-реки. Но менялся распорядок дня, менялась психология жизни.
Никто не редактировал, не цензурил эти тексты. "Шилов плыл кролем, Барышников – брасом. Барышников приплыл к финишу благополучно. Шилов сначала плыл хорошо, но потом он ударился головой о бревно и захлебнулся."
Здесь "захлебнулся" - означает наглотался воды и сошел с дистанции.
На утренней линейке оказалось, что отсутствует одно звено пионеров. Вся дружина отправилась их искать по меткам на деревьях и тропинках
На нескольких лодках отправились на 4 км вверх по течению - к усадьбе Спасское. Сопровождали их три воспитательницы. Понятно, что никаких спасательных жилетов или спасательных кругов тогда не было у них. Это тогда ещё не было заведено. Интересно, что ни одна из воспитательниц плавать не умела. А детдомовцы все отлично плавали.
Редколлегия набиралась из детдомовцев.
Фатима Суровцева (Гиниятова) отвечала за рисунки, заголовки и графическое оформление. Потом она станет профессиональным художником.
Обладатели красивого почерка заполняли страницы. А кто-то умел хорошо точить карандаши, и его тоже включали в состав редколлегии, потому что цветные карандаши были ценностью, которую следовало беречь. Тексты обычно писала Галя Шкапа. Это она и есть моя мама.
Я посчитал - два-три раза в неделю проводилось какое-то интересное мероприятие - соревнования, концерт, поход, экскурсия, конкурсы...
Осенью «Дневник» везли показывать шефам – директору Воскресенского химкомбината Николаю Ивановичу Докторову, и его ближайшим помощникам. Потом дневник хранился в пионерской комнате детдома.
***
Альбом большой - позже ещё что-то выложу.