Я работаю воспитателем детского сада. Осенью к нам в группу пришла милая, спокойная девочка пяти лет. Начиналось всё с детской ревности, об этом я уже писала. А теперь я периодически наблюдаю у неё явные признаки высокой агрессивности.
С таким поведением мы и раньше сталкивались, но обычно это были мальчики, и с ними было просто и понятно. Наблюдали, анализировали, беседовали с родителями, находили подход, корректировали. У нас в детском саду нет психолога, поэтому обходимся своими силами и знаниями. С этой малышкой, всё сложно.
2 месяца назад
Дети в свободное время рисуют. Она выбирает себе место, которое уже занято. Начинается спор. Девочка просит её пересесть за другой стол, там свободно. Реакция:
- Сама пересядь!
- Но, я же здесь уже сижу, это моё место.
- Нет, здесь буду сидеть Я, а ты пересядь!
Я наблюдаю. Девочка растерянно смотрит на меня, и я останавливаю перепалку.
- Да, она права. Ты не должна её выгонять, можешь выбрать любое свободное место.
Началось. Малышка со злостью стала рвать на мелкие кусочки бумагу, и обвинять меня в том, что я за неё не заступилась. Рвать бумагу, это хорошо, пусть даст выход своей злости.
Успокаиваю, объясняю, убеждаю. Ответная реакция:
- Я уйду в другую группу! Меня бесят эти мои однокурсницы!
Изо всех сил стараюсь не засмеяться, откуда она это слово взяла? Разговариваю с ней мягко и спокойно.
- Хорошо, если тебе там будет лучше, можешь пойти в другую группу. Тебя проводить?
- Да!
Выхожу с ней в коридор.
- Вещи бери.
Ой, такого она точно не ожидала. Была уверена, что я ещё долго буду её уговаривать и успокаивать. Подходим к её шкафчику, и она говорит:
- Давай поговорим?
- Хорошо, я тебя слушаю.
Мы поговорили. Опять объяснила ей, что люблю её, но она была не права. Мне не нравится, когда она обижает других детей.
Наш разговор проходит в формате «а если бы тебе…». Бесполезно, настроение у неё испорчено, она по-прежнему ворчит. Девочка, с которой был конфликт, несколько раз подходила, и предлагала помириться. Но маленькая вредина требовала... извинений!
- Раз я на неё обиделась, значит, она должна извиниться!
Я не знаю, каким святым надо молиться, чтобы даровали мне терпение! Мне хотелось взять маленькое чудовище в образе ангела, и хорошенько тряхнуть! Или наорать! Но нельзя, и поэтому вдох – выдох, и весёлая песенка, иначе взорвусь!
В моменты такого поведения прошу её рисовать, или отправляю с физруком в спортзал, когда есть такая возможность. Это помогает, она возвращается с хорошим настроением. Обычно это милая ласковая девочка, которая по десять раз в день говорит мне «Я тебя люблю!» И она умеет играть с другими детьми, может уступать и идти на компромиссы. Но иногда она просто ищет повод, чтобы разозлиться.
Месяц назад
У неё отличное настроение и она с серьёзным выражением лица, делится со мной тайной.
- Я не милая девочка и не принцесса! Я бунтарка! Мне нравится быть злой!
Кто такие бунтарки, я не поняла. Но «они крутые и очень красивые, у них чёрная одежда и длинные волосы. Бунтарки спортивные, фигуристые, у них много парней и их все боятся!» Ещё она мечтает создать свою команду чирлидерш, которая будет ей подчиняться!
Что с девочкой? Низкая самооценка? Проблемы в семье? Я не психолог, но то, что я вижу, мне не нравится!
Несколько дней назад
Она с недетской жестокостью избивала мальчика, который в два раза её крупнее! Держала его за капюшон и со всей силы била кулачком. Хорошо, что он был в шапке и прикрывал голову руками, а я была в трёх шагах от них!
Причина
Игра на улице, две команды, и мальчик позвал в свою команду одну из девочек!
- Никто не смеет, забирать у меня моих людей! Я хотела, чтобы она была в моей команде!
Никакие мои уговоры и доводы не смогли убедить её извиниться. В результате дальше дети играли без неё, потому что она злилась и срывалась на каждого, кто к ней подходил.
Два дня назад
Учу детей прыгать через скакалку. Она в десятый раз отталкивает девочку, не уступая место. Много раз я прошу соблюдать правила. У девочки, которую она толкает, на глазах наворачиваются слёзы. Я делаю замечание.
- Если ты не хочешь соблюдать правила, сиди в беседке!
- Нет! Ты меня ругаешь!
- Потому что ты начинаешь обижать других детей!
- Ну и что?! Я так хочу!
- Тогда играй одна.
Бунтарка со злостью хватает одну из девочек и тащит в беседку. Девчушка упирается, ей не хочется идти с разозлившейся подружкой. Я подхожу и слышу шипящий от ярости голос и угрозу:
- Если ты сейчас же не пойдёшь со мной, я отрежу твой капюшон! – а в глазах у бунтарки столько злости, что я впервые потеряла самообладание!
Знаю, что это не правильно и не педагогично! Но в тот момент я сорвалась и не просто повысила голос, а накричала! Понимаю что для воспитателя это недопустимо! И в данном случае тем более! До сих пор меня грызёт чувство вины и недовольства собой. Но в тот момент я видела только одно: в моей группе на моих глазах зарождается буллинг!
Через 5 минут я к ней подошла. Обнимаю, прижимаю к себе и убеждаю в том, что я её люблю, но грубость и сила – это неправильно. Надо уметь договариваться и уступать.
Сегодня она просто ангел. Ни одного конфликта за весь день, хорошее настроение, и рисунки без всяких признаков агрессии.
Что сказать маме?
Я пытаюсь интересоваться, какие передачи смотрит её дочь, и откуда эта любовь к бунтаркам. Мама сетует на то, что девочка смотрит мультфильмы про Диану и кукол Лол
- Я ей запрещаю, но когда меня рядом нет, она только их и смотрит.
Я сама посмотрела несколько серий, этого…не пойми чего. Что рекомендовать маме не знаю. Да и стоит ли? Может быть, ничего страшного в таком поведении нет, и со временем всё пройдёт? Или вырастет девочка с внешностью ангела и склонностью к насилию?
Моя напарница, воспитатель с большим стажем говорит: «Успокойся, и не лезь, это не твои проблемы. Пусть мать сама думает, что не так с её дочерью, и почему».
А как успокоиться она мне не сказала…