Цикл материалов «Феномен Гагарина». Статья девятая:
«Красота-то какая!»
Эта книга вполне могла бы стать бестселлером. Потому как все тиражи оказались востребованными общественностью: ветеранами, студентами и учащимися, чиновниками, - всеми, кому не безразлична история и развитие научно-космической отрасли. Удивительно, но в наши дни, перед 60-летием первого полета человека в космос, книгу просто невозможно приобрести в свободной продаже.
В цикле материалов «Феномен Гагарина» мы даем выдержки из каждого раздела и главы популярной книги Владимира Ивановича Россошанского. Мы рассказали уже о становлении личности Юрия, о том, как литейщик стал летчиком. «Оперился» и вышел из оренбургского военного летного училища. На сколько «повезло» Гагарину попасть в первый отряд космонавтов. Какие испытания он выдержал? Как отработал с товарищами прыжки с парашютом и все этапы подготовки. Выяснили даже по каким параметрам Юрий Алексеевич подошел главному конструктору.
И вот он – день пуска! Ответственность запредельная. Важен каждый винтик и человек отвечающий за него. За системой управления полетом космического корабля следит наш саратовский руководитель Н.П. Пилюгин. Главный инженер Сергей Павлович как натянутая пружина. Все считают отделившиеся ступени.
«Главный конструктор третьей ступени корабля С.А. Косберг замер в ожидании начала работы своего детища: выведет – не выведет? Все взоры на него. И вдруг вновь пропадает связь. Перерыв длиться недолго, всего несколько секунд. Конструктор был человеком маленького роста. В этот момент он стал еще меньше, будто врос в железобетонный пол бункера.
Когда связь восстановилась, все услышали, как вспоминает один из присутстствующих в бункере Э.Васкевич, бодрый голос Гагарина:
- Косберг сработал!
Частота сердечных сокращений снизилась у Гагарина до 104 ударов в минуту.
Корабль вышел на орбиту! К сожалению. Как выяснилось позже, нерасчетную.
- Все выскочили из бункера, стали обниматься, целоваться. Победа! С.П. Королев пожимал руки всем со словами: «Спасибо, спасибо!» и уехал звонить в Москву». (Отрывок из книги В.И. Россошанского «Феномен Гагарина», с. 51)
Конечно, это была победа! Все радовались как дети. Гагарин был не исключением. Он, а вместе с ним все человечество впервые ощутили невесомость, впервые увидели звезды в космосе. Все было впервые! По программе, в невесомости надо было еще поесть, попить и поработать. Гагарин ощутил невесомость. Доказал, что в ней можно спокойно работать, только предметы нужно привязывать и прикреплять. Самым важным открытием для Гагарина стала наша планета Земля. Со стороны было очень трогательно наблюдать всю хрупкость мироздания. После полета и в своих очерковых зарисовках в книге «Дорога в космос» он не раз удивиться.
««Люди, берегите Землю!» - многократно повторял эту фразу Ю.А. Гагарин потом, после полета в космос». (Отрывок из книги В.И. Россошанского «Феномен Гагарина», с. 52)
В полете Юрий Алексеевич удивлялся, собирал впечатления. Иногда шутил. Успел передать даже привет А.А. Леонову. Сказал поросто, как они говорили в отряде: «Привет Блондину!» Гагарин пролетал над Камчаткой, где там, на точке слежения находился Алексей Архипович…
«Гагарин : Внимание, внимание. 10 часов 5 минут и 15 секунд. Вышел из тени Земли…Видно, как появилось Солнце. (Кстати, он второй раз в этот день увидел восход Солнца – В.Р. ) Объект вращается. Очевидно, работает солнечная система ориентации.
Потом, в книге «Дорога в космос» он так расшифрует зрелищный момент Земли: «После выхода «Востока» из тени… горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах Рериха!»
Видно, пригодилось то, что Юра Гагарин узнал, занимаясь в изокружке Саратовского областного Дома культуры трудовых резервов». (Отрывок из книги В.И. Россошанского «Феномен Гагарина», с. 52)
Владимир Иванович Россошанский, автор этих строк, так компонует материал, что непроизвольно и сам попадаешь в напряженную и ответственную обстановку. Сидишь рядом с Гагариным и тревожишься, включится ли ТДУ (тормозная двигательная установка). Хорошо, она включилась! Следующий этап… с содроганием сердца слежу за ним.
«Повторяю, наступает самый ответственный момент. Войдя в плотные слои атмосферы, кабина начинает гореть ярким пламенем. Температура внешней оболочки спускаемого аппарата достигает 3-5 тысяч градусов. Чтобы космонавт не почувствовал это, обшивку корабля делают из специального металла до 20 сантиметров толщиной. Юрий Алексеевич знал это, но когда увидел, как бушует пламя за бортом, как раскаленный метал течет по иллюминатору – стало жутко. При этом кабина как бы потрескивала и он почувствовал запах гари. А может быть, ему только показалось? Он приготовился к худшему. От перегрузок потемнело в глазах, приборы начали расплываться.
Вот как описывает свои ощущения при приземлении чехословатский космонавт В. Ремек: «Перегрузка сдавливает грудную клетку. Не могу двинуть ни рукой, ни ногой, ни повернуть голову к иллюминатору. Перегрузка не превышает 4,5 единиц q , но кажется большей».
И это еще не все, дальше – катапультирование. Здесь уже ударные перегрузки, их Владимир Иванович детально описывает. Самое опасное – получить компрессионные травмы, необходимо беречь позвоночник. При катапультировании из капсулы необходимо было спускаться на парашюте. У американцев был другой принцип приземления. Они не покидали капсулу, прямо в ней и приводняются. После всплытия астронавтов эвакуировали.
«Наши руководители полета решили не рисковать. Даже сейчас, при так называемой «мягкой» посадке космонавтов в кабине спускаемого аппарата, они получают множество ушибов.
…По свисту воздуха Юрий Алексеевич понял, что земля уже близка и скоро он должен катапультироваться. Он сжался в комок. Сейчас… Вот-вот… Отстреливается крышка люка, и через две секунды срабатывает пиротехническое устройство. Юрий Алексеевич вместе с креслом катапультируется из кабины со скоростью 210 метров в секунду. При этом он испытывает ударную перегрузку на тело. Раскрывается парашют, и Ю.А. Гагарин зависает в воздухе. В это время он пережил неприятный момент: не открылся клапан дыхания, и он в течение 6 минут дышал небольшим количеством воздуха, который был внутри скафандра.
На высоте 4 километров от земли отделяется кресло, и Ю.А. Гагарин с аварийным запасом опускается на родную землю».
(Статья подготовлена на основе книги В.И. Россошанского «Феномен Гагарина».)
Об Елене Поляковой, авторе статьи, можно узнать здесь: http://epolyakova.tilda.ws
Прочитать другие статьи в группе «Добрый собеседник»: https://vk.com/epolyakova1980