Найти в Дзене
About_1979

1979.4 - КИКАХУТЬ (продолжение ПМ)

Часть вторая (вчерашнего)

Письменность на Руси возникла еще до принятия христианства. Позже Русь перешла к усовершенствованной азбуке.

Илл. Гороуша (ну кто не знает), самая древняя наша кириллица X век, Гнездово

Илл. А еще «мои» предки в Константинополе и Киеве начертали тогда

-2
-3

Итак, тогда так рекли – «Реки, напояющие вселенную (мудрости), источники неизмеримой глубины; ими мы в печали утешаемся; они же узда воздержания».

И далее – только широта умственного кругозора и патриотизм позволяли авторам верно судить об истинных потребностях страны. (Кроме летописей бывали «слова» «хождения», проповеди, поучения, послания и «жития» (рассказы об образцовых по представлениям того времени, людях).

Запомним – ШИРОТА КРУГОЗОРА НЕОБХОДИМА, патриотизма недостаточно.

Написали, что Белинский про СПИ - «Прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии», однако у него не так, а началось ваще с Гертруды и Тревелиана.

«Да, прекрасное было то время! Но что нам до времени? Оно прошло, а прекрасные плоды его остались, и они всё так же свежи, так же благоуханны!...»

«Всё волновало нежный ум:

Цветущий луг, луны блистанье,

В часовне ветхой бури шум,

Старушки чудное преданье.

Была полна моя глава;

В ней грезы чудные рождались.

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйной,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шопот речки тихоструйной»

«Увы, буря сломила и измяла этот прекрасный, благоухающий цветок: он еще отзывается прежним ароматом, но жизни в нем уже нет...

В этом торжественном вопле выразилось всё могущество, вся беспредельность лучшего, блаженнейшего из чувств человеческих, этого благоуханного цвета, этой роскошной весны нашей жизни, чувства, которое, без боли и страданий снимая с наших очей тленную оболочку конечности, показывает нам мир просветленным и преображенным и приближает нас к источнику, откуда льется гармоническими волнами света бесконечная жизнь...».

Дальше по учебнику – «для отложения»

Рерих
Рерих

«Слово о полку Игореве»

История открытия «Слова…»

В 1812 в Москве сгорела. Сохранились только первый печатный текст 1800-го и рукописная копия «Слова…», выполненная для Екатерины II.

Историческая основа поэмы

Это произведение явно современное воспетому в нем событию и носит на себе отпечаток поэтического и человечного духа Южной Руси, еще не знавшей варварского ярма татарщины, чуждой грубости и дикости Северной Руси.

Тогда, при Олзе Гориславличи,

сеяшется и растяшеть усобицами,

погибашеть жизнь Даждьбожа внука,

въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.

Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,

нъ часто врани граяхуть,

Сюжет и композиция – то ли есть, то ли нет, но придумать легко.

«Если так переводить, то конечно нет на свете бессмыслицы, которой бы нельзя было перевести и ясно, и красноречиво...»

Васнецов
Васнецов

Персонажи и образы

Читайте и судите сами; если не понравится, то нам нечего делать с этим: кому само дело не говорит за себя, тем уж не помогут толкования.

Пожалуй, по Белинскому - русские князья были просто-напросто или припонтийские татары (хозары), или прибалтийские славяне.

Природа как живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с другими персонажами, осуждает или одобряет их поступки - то мрачная, опечаленная, то радостная, ликующая. Или так - неподдельные красоты выразительности, это — «дикий полевой цветок, благоухающий, свежий и яркий».

Жанр и поэтический язык

Видать лирические отступления с чувствами и мыслями автора, однако «Не у всякого станет терпения и охоты прочесть искаженный подлинник, писанный языком столь устаревшим, что он по своей устарелости требует гораздо больше труда, нежели сколько в состоянии доставить наслаждения, исполненный непонятных слов и оборотов, сомнительных, темных, а часто и бессмысленных мест» по Белинскому.

Наши рифмы – Битвы, как посев, который печалью всходит или пир, где воинам недостает кровавого вина.

Славянский Дротткветт - стихотворный размер скальдической поэзии:

«В рог врезаю руны,

Кровью здесь присловье

Крашу и под крышей

Красных брагодательниц

Пьяной пены волны Пью из зуба зубра.

Бедно, Бард, обносишь Брагой наше брашно!»

Гончарова
Гончарова

Идея «Слова…»

Белинский ничего не заметил – «… сравните жизнь Западной Европы средних времен с жизнию Руси в XII веке: какая разница!», там движуха, а тут из немудреной причины произошли нехитрые следствия - Удельная система.

Потом, при Сталине придумали – «во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты» и теперь все твердят про внутренних врагов, а это браты (!) твои. Или наверх, туда все «гады бесчестные» пробираются? Почему так у нас уже второй век?

«Рано вы начали добывать мечами землю половецкую, а себе славы искать.

Нечестно ваше одоление, неправедно пролита вами кровь вражеская.

Сердца ваши из крепкого булата скованы, а в буести закалены!

Сего ли ожидал я от вас серебряной седине своей!»

Значение «Слова о полку Игореве»

Певца «Слова» так же нельзя равнять с Гомером, как пастуха, прекрасно играющего на рожке, нельзя равнять с Моцартом и Бетховеном. Но тем не менее это — прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения.

Еще нам рассказали про другие эпосы народов СССР.

Все конец древностям – дальше Россия пойдет

Бисти
Бисти